Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по земельному праву.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

 

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  РФ органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Конституцией РФ устанавливается  взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и  иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы  должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции  РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

 

Регулирование земельных  отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и  охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов  применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы  иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы  земельным законодательством.

 

Имущественные отношения  с земельными участками, а также  по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством  о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

10. СОВРЕМЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ  РЕФОРМА В РФ 

 

Земельная реформа – это  совокупность экономических, организационных, социально-политических, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной  реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность, аренду; формирование соответствующей правовой базы.

 

Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных  отношений. Сложившаяся в советское  время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных  ресурсов, что объективно потребовало  реформирования.

 

Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности  на землю, активизацию оборота земельных  ресурсов, повышение эффективности  их использования. Особо выделяют принятие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.

 

Земельная реформа в РФ осуществляется с отставанием по срокам, не произошло кардинального  повышения эффективности использования  земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного  потенциала. Причинами такого отставания является несоответствие оформленных  в советский период прав на землю  хозяйствующих субъектов новым, рыночным условиям. Такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование  земельными участками, была преобладающей  для большинства предприятий  и организаций.

 

Земельным кодексом РФ и законом  о его введении в действие прямо  предусмотрена обязанность всех юридических лиц (за исключением  органов государственной и муниципальной  власти, государственных и муниципальных  учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим земельным  участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности  или право аренды.

 

Непереоформление хозяйствующими субъектами прав на землю обусловлено  следующими причинами:

 

– отсутствием стимулов для  предприятий (в том числе экономических, административных) к такому переоформлению;

 

– финансовыми затратами  на землеустроительные работы, кадастровый  учет, выкуп участков, оформление и  регистрацию прав на них;

 

– выкупной ценой приватизируемых  участков, а также значительной стоимостью землеустроительных работ;

 

– отсутствием необходимых  научных, методических и учебно-практических материалов и публикаций по проведению процедуры переоформления прав на землю;

 

– отсутствием внятной  и долгосрочной политики государства  в области выкупных цен и арендной платы за землю;

 

– вероятностью очередного переноса сроков переоформления.

 

В результате реформ была ликвидирована  монополия государственной собственности  на землю, проведена реорганизация  сельскохозяйственных предприятий, появились  крестьянские (фермерские) хозяйства, создан фонд перераспределения земель, введен принцип платности пользования  землей.

11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ 

 

Земельные правоотношения –  это отношения по использованию  и охране земель как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения), урегулированные нормами  земельного права. Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

 

Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

 

Регулятивные правоотношения – это совершение участниками  отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

 

Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость  юридического воздействия в ответ  на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

 

Материальные правоотношения – это отношения, возникающие  на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права  и обязанности участников земельных  правоотношений.

 

Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие  на основании норм процессуального  права, предусматривают порядок  подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила  обжалования решений компетентных органов в области земельных  отношений, процедуры разрешения земельных  споров.

 

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных  правоотношений являются юридические  факты, т. е. обстоятельства, влекущие в  соответствии с законом юридические  последствия. Права на землю как  объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и  соответственно возникают, изменяются и прекращаются с момента регистрации  соответствующих прав.

 

Участки, находящиеся в  государственной или муниципальной  собственности, могут предоставляться  в частную собственность граждан  и юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного органа.

 

Основания прекращения земельных  правоотношений. Основания прекращения  права собственности: при отчуждении собственником своего земельного участка  другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный  участок.

 

Основания прекращения права  постоянного (бессрочного) пользования  участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя  от принадлежащего им права.

 

Аренда земельного участка  прекращается по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством.

 

Безвозмездное срочное пользование  прекращается по решению лица, предоставившего  участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который он был предоставлен; при отказе землепользователя  от принадлежащего ему права.

 

Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским  законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

 

Основанием прекращения  земельных правоотношений может  быть принудительное изъятие земельного участка.

12. ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 

 

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный  объект и природный ресурс; земельные  участки; части земельных участков.

 

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать  в качестве объекта земельных  отношений в целом. Выделение  земли как природного объекта  связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением  требований по охране и рациональному  использованию земли. Сущность и  специфика включения земли в  правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием  земельныхотношений.

 

Земельный участок как  объект земельных отношений –  это часть поверхности земли (в  том числе почвенный слой), границы  которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует  считать основным для включения  земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

 

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены  в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве  случаев возникают по поводу определенного  земельного участка – объекта  земельных правоотношений. Законодательством  выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как  объект отношений должен быть индивидуально  определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные  в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке  также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное  использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной  нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с  установленными требованиями о ведении  государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены  ЗК РФ.

 

Земельный участок может  быть делимым и неделимым. Делимым  является земельный участок, который  может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных  федеральными законами. В соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

 

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

 

– земли сельскохозяйственного  назначения;

 

– земли населенных пунктов;

 

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для  обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;

 

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

 

– земли лесного фонда;

 

– земли водного фонда;

 

– земли запаса.

 

При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как  природного объекта, природного ресурса.

13. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 

 

Субъектами земельных  правоотношений являются граждане, юридические  лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан  РФ, так и иностранных граждан  и лиц без гражданства (т. е. физических лиц). Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных  юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. На иностранных  граждан и юридических лиц  распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев  установления для них особого  режима. Например, согласно ФЗ об обороте  земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены иностранным  субъектам только в аренду.

 

Полномочия РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований определяются в соответствии с ЗК РФ и иными  нормативными актами, регулирующими  земельные отношения. В ст. 9-11 ЗК РФ установлены основы полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  в земельных отношениях. Вступление публичных образований в отношения  собственности на землю, в том  числе по совершению сделок, осуществляется с учетом особенностей, установленных  гражданским законодательством.

 

Субъектами земельных  отношений являются: 1) собственники земельных участков; 2) землепользователи  – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута  – лица, имеющие право ограниченного  пользования чужими земельными участками (сервитут).

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"