Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:29, шпаргалка
Под землями особо охраняемых территорий
понимаются земли, которые имеют особое природо-охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
15.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природо-охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Изъятие земель особо охраняемых территорий полностью или частично из хозяйственного использования и из оборота, установление особого правового режима использования и охраны земель каждого отдельного вида особо охраняемой территории регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ. К нормативным правовым актам, регулирующим использование рассматриваемой категории земель, а также обеспечение их охраны, относятся: 1) Земельный кодекс РФ; 2) Федеральный закон ≪Об особо охраняемых природных территориях≫, принятый Государственной Думой 15 февраля 1995 г.; 3) Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. ≪О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах≫. К землям особо охраняемых территорий от- носятся земли: 1)особо охраняемых
природных территорий, в том числе
лечебно-оздоровительных 2) природоохранного назначения; 3)рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами. Земли особо охраняемых природных территорий включают земли, основным целевым назначением которых является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности на этих землях. Основным элементом режима охраны этих территорий является ограничение или полный запрет хозяйственной деятельности. Другой отличительной чертой правового режима земель особо охраняемых природных территорий является то, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.' Госу. Упр. и гос. контроль в области организации и функционирования ^особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Прав-вом РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Гос. управление в области организации и функционирования территорий гос-х природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружаю- щей природной среды - Министерством природных ресурсов РФ и некоторыми иными. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются орг. м/с-я. |
14.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ, признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок использования земель промышленности и иного специального назначения определяется в зависимости от форм собственности, при этом основными органами управления при использовании земель данной категории являются органы, управляющие соответствующей отраслью промышленности, например Министерство сообщения РФ в отношении земель транспорта. Отраслевые министерства обязаны основываться на предписаниях Правительства РФ, а также согласовывать вопросы использования земель промышленности и иного специального назначения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения имеет отли- чительные черты: 1) основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространствен- ного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транс- порта, связи, энергетики и т. п. Для этих специаль- ных задач должны предоставляться в первую оче- редь земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены огра- ничения на изъятие земель, используемых как сред- ство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; 2) особенностью
правового режима данной 3) особенностью
правового режима земель целях. |
16.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ЛЕСНОГО ФОНДА Правовой режим земель лесного фонда регулиру- ется земельным и лесным законодательством. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно: 1) лесные земли, к которым относятся: а)земли, покрытые лесной растительностью; б)земли, не покрытые растительностью, но пред- назначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не- сомкнувшимися лесными культурами и иные); 2)нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства), к которым относятся: а) земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.); б)а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Согласно ст. 55 ЛК РФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. В соответствии с п. 3 ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с: 1) выполнением международных обязательств РФ; 2) размещением
объектов государственного или
муниципального значения при
отсутствии других вариантов
возможного размещения этих Основное целевое назначение земель лесного фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепляются в земельном законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК РФ. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается: 1) порядок ведения лесного хозяйства в них; 2) использования лесного фонда; 3)а также порядок
изъятия участков лесного В связи с этим для обеспечения сохранности лесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли. Перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ. |
17.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ВОДНОГО ФОНДА Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется: 1) Земельным кодексом РФ; 2) водным законодательством. К землям водного фонда относятся (п. 1 ст. 102 ЗКРФ): 1) земли, занятые водными объектами. Под водным объектом понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ); 2) земли водоохранных зон водных объектов; 3) земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Основное целевое назначение земель водного фонда заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей. Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект. ВК РФ закрепляет право государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и частной собственности на водные объекты. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной
деятельности (ст. 111 ВК РФ); Водоохранные
зоны устанавливаются для ются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ. Одним из правовых средств охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО состоит из трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. |
13.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ПОСЕЛЕНИЙ
Основными нормативными актами, определяющими правовой режим земель поселений, являются ЗК РФ и Градостроительный кодекс РФ. Землями поселений признаются земли, исполь- зуемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (п. 1 ст. 83 ЗК РФ). Земли поселений являются единственной катего- рией земель в РФ, границы которой можно четко определить на основании закона (ст. 84 ЗК РФ). Необходимо отметить, что черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Также согласно ст. 84 ЗК РФ установление названной черты поселений проводится на основании утвержденной градо- строительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Вся территория поселения подлежит разделению только на территориальные зоны. Результаты такого разделения отражаются в документах зонирования, которые в соответствии с градостроительным законодательством (ст. 39 Градостроительного кодекса) составляют часть правил землепользования и застройки и поэтому утверждаются и изменяются этими правилами. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые
акты органа местного самоуправления,
устанавливающие порядок осуществления
градостроительной деятельности на соответствующих
территориях городских и сельских поселений,
в том числе на территориях закрытых административно- управления. Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Особенностью использования земель в поселениях является то, что порядок их использования определяется генеральным планом города или проектом застройки иного поселения. Генеральный план является основным градо- строительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов исто- рико-культурного наследия и особо охраняемых при- родных территорий, экологическому и санитарному благополучию. |
12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ст. 77 3К РФ земли сельскохозяйственного назначения определены как земли за чертой посе- лений, предоставленные для нужд сельского хозяй- ства, а также предназначенные для этих целей. -: Главная особенность этой категории земель со- стоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промыш- ленности. Поэтому для земель сельскохозяйственно- го назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ земли сельско- хозяйственного назначения включают: 1) сельскохозяйственные угодья; 2) несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья в свою очередь состоят из участков
земли определенного ного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодо- вые насаждения). Следует отметить, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуаль- ного и коллективного садоводства, животноводства и огородничества. Несельскохозяйственные угодья представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорога- ми, коммуникациями, древесно-кустарниковой расти- тельностью (предназначенной для обеспечения за- щиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений), замкнутыми V водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хране- ния и первичной
переработки продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся овраги, болота и пр. Российское законодательство вводит ряд ограни- чений, связанных с использованием земель указан- ной категории. К таковым относят установление: 1) перечня земель, запрещенных к приватизации, на- ходящихся в ограниченном обороте или находящих- ся в свободном обороте; 2)квалификационных требований, предъявляемых к покупателям земель сельскохозяйственного назначения; 3) ограничения или запрета для иностранцев права приобретения в собственность земельных участ- ков из земель сельскохозяйственного назначения. Для указанных лиц предусматривается только аренда; 4) запрета на изменение целевого назначения угодий без согласования с органами власти; 5) минимальных и максимальных сроков аренды зе- мель сельскохозяйственного назначения и др. ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ ≪Об обороте земель сельскохозяйственного назначения≫ предусматривает особенности договоров купли-продажи, аренды зе- мельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; предоставления гражданам и юридиче- ским лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначе- ния, находящихся в государственной или муниципаль- ной собственности; наследования земельных участ- ков из земель сельскохозяйственного назначения. |
9.1.
Мониторинг земель - система наблюдения за
состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавлива- ется Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ. Составная часть государственного мониторинга зе- мель - мониторинг плодородия земель сельскохозяй- ственного назначения (ст. 16 Федерального закона ≪О государственном регулировании обеспечения пло- дородия земель сельскохозяйственного назначения≫). Задачи мониторинга земель: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработ- ка рекомендаций о предупреждении и об устране- нии последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государ- ственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муници- пального управления земельными ресурсами, а так- же землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. В зависимости от территориального охвата мониторинг земель может быть: 1) федеральным, охватывающим всю территорию РФ; 2) региональным, охватывающим территории, ограни- ченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами; 3) локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий от- дельных землепользовании. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 ≪Вопросы Федерального агентства кадастра объек- тов недвижимости≫ установлено, что органами, в функ- ции которых входят организация и осуществление мони- торинга, являются органы названной службы. Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы России: Минприроды России, Минсельхозпрод России, Гидрометеорологическая служба, соответствующие органы субъектов РФ. Пользователи земель обязаны регулярно отчитывать- ся о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными право- выми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны пред- ставлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающих- ся на состоянии земель, их хозяйственном использо- вании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с дей- ствующим законодательством. Полученные и зафикси- рованные с помощью документов мониторинга объек- тивные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными госу- дарственными органами, ответственными за правиль- ное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязы- вающих природопользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделенные соответствую- щими полномочиями государственные органы, веду- щие контроль за использованием земель и их охраной. |
9.2. Земельный
кадастр
Государственный земельный кадастр - систе- матизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о пра- вовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и проч- но связанных с ними объектов недвижимого имущества. Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственно- сти на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. При проведении государственного кадастрового учета земельный уча- сток становится объектом правоотношений, объектом недвижимости. Назначение земельного кадастра - обеспечение правильной организации рационального использова- ния и охраны земельных ресурсов. Порядок осуществления функции ведения государ- ственного земельного кадастра регулируется Феде- ральным законом от 2 января 2000 г. ≪О государствен- ном земельном кадастре≫. Государственный земельный кадастр создается и ве- дется в целях информационного обеспечения: ^государственного и муниципального управления земельными ресурсами; 2)государственного контроля за использованием и охраной земель; 3)мероприятий, направленных на сохранение и по- вышение плодородия земель; 4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) землеустройства; 6(экономической
оценки земель и учета земли в составе природных ресурсов; 7) установления обоснованной платы за землю; 8) иной связанной с владением, пользованием и рас- поряжением земельными участками деятельности. Деятельность по ведению государственного земель- ного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) единства системы и технологии ведения государ- ственного земельного кадастра на всей террито- рии РФ; 2) непрерывности внесения в государственный зе- мельный кадастр изменяющихся характеристик зе- мельных участков; 3) открытости сведений государственного земельно- го кадастра; 4) сопоставимости и совместимости сведений государ- ственного земельного кадастра со сведениями, со- держащимися в других государственных и иных ка- дастрах, реестрах, информационных ресурсах. В Федеральном законе ≪О государственном земель- ном кадастре≫ установлен также принцип обязатель- ности государственного кадастрового учета земель- ных участков. Этот принцип по содержанию вносит дополнения в Федеральный закон ≪О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним≫, которые допускают государственную регистра- цию прав на земельный участок, даже если отсутству- ют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федераль- ного закона ≪О государственном земельном кадастре≫ об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указан- ных правовых норм Федерального закона ≪О государ- ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним≫. Сведения государственного земель- ного кадастра носят открытый характер, за исключени- ем сведений, отнесенных федеральным законодатель- ством к категории ограниченного доступа. |
11.1. Земельное
правонарушение -
виновное проти-
воправное действие или бездействие лица, противоре- чащее правовым нормам о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствующее осуществлению прав и законных интересов собствен- ников земли, ее владельцев и пользователей, нарушаю- щее установленный государством порядок управления землей как национальным богатством. Земельное правонарушение, как и любое дру- гое, характеризуется четырьмя элементами: 1)объект правонарушения, под которым понима- ется земельный правопорядок (у некоторых авто- ров - земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользовате- лей, землевладельцев, арендаторов; 2) субъект правонарушения, которым признается до- стигшее определенного возраста дееспособное, вме- няемое лицо, а также социальная организация. Субъек- тами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают на- рушения земельного законодательства о земле (соб- ственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (напри- мер, самовольно занявшие земельный участок). Субъектами земельных правонарушений могут выступать: а) российские юридические и физические лица; б)граждане иностранных государств и предприя- тия с иностранными инвестициями; в) государственные органы и их должностные лица; 3)объективная сторона правонарушения, под которой понимают противоправное деяние (дей- ствие или бездействие), совершаемое вопреки тре- бованиям земельного законодательства. Земель- ное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате без- действия; 4) субъективная сторона правонарушения, характери- зующаяся наличием вины. Земельные правонару- шения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Акты противоправного поведения позволяют клас- сифицировать земельные правонарушения по самым различным основаниям, в частности в зависимости: 1) от того, причиняется ли вред природной среде или нет; 2) от степени
общественной опасности 3) от вида ответственности, наступающей за их совер- шение и т. д. По первому основанию выделяют: 1)чисто земельные правонарушения, направленные против рационального использования земель, за- конных интересов и прав собственников земли, зем- лепользователей, арендаторов; 2) земельные правонарушения с экологической окрас- кой, являющиеся одновременно и земельными, и экологическими правонарушениями. По второму основанию - преступления и проступки. По третьему - уголовные преступления, админи- стративные проступки, гражданско-правовые и зе- мельно-правовые нарушения. |
11.2. ВИДЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Законодательством закреплены следующие формы ответственности. Дисциплинарная ответственность за соверше- ние земельных правонарушений предусмотрена в ст. 75 ЗК РФ. В ней речь идет о двух видах земельных правона- рушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуа- тацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производ- ственными отходами и сточными водами. Субъектами дисциплинарного проступка выступают должностные лица и работники организаций. Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственно- сти определяется трудовым законодательством, зако- нодательством о
государственной и службе, законодательством о дисциплинарной ответ- ственности глав администраций, федеральными зако- нами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Основанием административной ответственно- сти является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонаруше- ний, при совершении которых применяются меры ад- министративной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Виды земельных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к административной ответственно- сти, закреплены Кодексом об административных правонарушениях РФ 2001 г. Уголовная ответственность к виновным применя- ется за совершение земельного правонарушения, яв- ляющегося общественно опасным деянием, или ≪зе- мельного≫ преступления. В ст. 254 УК РФ предусмотрена V ответственность за порчу земли, в ст. 170 - за регистрацию незаконных сделок с землей. Санкции уголовного и административного права применяются за земельные правонарушения на альтернативной основе, меры от- ветственности других отраслей права могут быть при- менены одновременно за одно и то же правонарушение. Поэтому согласно п. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его
от обязанности устранить земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Отношения, возникающие при причинении вре- да земельными правонарушениями, регулиру- ются ст. 76 ЗК РФ. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причи- ненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В п. 2 ст. 75 ЗК РФ предусмотре- на обязанность лица, привлеченного к уголовной или административной ответственности за совер- шение земельного правонарушения, возместить причиненный нарушением вред. ЗК РФ предусматривает основания прекращения прав на земельные участки - права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизнен- ного наследуемого владения, аренды (ст. 44-55 ЗК РФ). При этом принудительное прекращение права по- стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды предусмотрено ЗК РФ как санкция за земельное правонарушение (спе- циальная земельная ответственность. |
4.2. ПРАВО
ПОЖИЗНЕННОГО
НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. С принятием Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. ≪О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного под- собного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуаль- ного жилищного строительства≫, предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения. ЗК РФ содержит, с одной стороны, прямой запрет на приобретение права пожизненного наследуемого вла- дения по административно-правовым основаниям (предоставление)
после вступления в силу щего Кодекса (п. 1 ст. 21), а с другой - правовую норму, гарантирующую сохранение гражданами ранее приобретенных ими прав пожизненного наследуемо- го владения земельным участком, находящимся в го- сударственной
или муниципальной Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожиз- ненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ). Государствен- ная регистрация перехода права пожизненного на- следуемого владения земельным участком по наслед- ству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Наследование в гражданском праве - это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодате- ля) к другим лицам (наследникам) в установленном законом порядке. Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим. Граждане, имеющие земельные участки в пожизнен- ном наследуемом владении, так же как и субъекты пра- ва постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести эти земельные участки в собствен- ность. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Институт пожизненного наследуемого владения преду- смотрен ЗК РФ(ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохра- няется в России постольку, поскольку будет осуществ- ляться их наследование. Существует коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Земельного кодекса РФ, кото- рая заключается в следующем: 1 )ст. 267 Гражданского кодекса РФ предоставляет право владельцам земельного участка передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное сроч- ное пользование; 2) п. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомо- чия владельцев по распоряжению земельным участ- ком, а точнее, запрещает каким-либо образом распорядиться им, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. При этом положения Гражданского кодекса РФ не отменены. В данном случае следует признать приори- тетными нормы Земельного кодекса РФ |
4.1. ПРАВО
ПОСТОЯННОГО БЕССРОЧНОГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования. ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве бессрочного постоянного пользования: ^государственным учреждениям; 2) муниципальным учреждениям; 3)федеральным казенным предприятиям; 4) органам государственной власти; 5) органам местного самоуправления. Гражданам, хозяйственным обществам и товарищест- вам, производственным кооперативам, государ- ственным и
муниципальным унитарным ям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользова- ния не предоставляются. За теми гражданами, кото- рым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ его сохраняет. Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федераль- ной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии
с действующим обладают следующие органы: 1) Правительство РФ управляет и распоряжается фе- деральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ); 2) государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъек- та РФ, предоставляют земельные участки из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, в по- стоянное пользование; 3) органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собствен- ника в отношении имущества, являющегося муни- ципальной собственностью, в том числе и земли. Земельный участок, предоставленный лицу в по- стоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в до- кументах, удостоверяющих права на земельный учас- ток. Право постоянного пользования подлежит реги- страции в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно исполь- зовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооруже- ний и другого недвижимого имущества. Вышеуказанное правило не применяется в тех слу- чаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципаль- ной собственности. Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоря- жаться земельными участками, в том числе его внесе- ния в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Феде- рального закона ≪О введении в действие Земельного кодекса РФ≫). Граждане могут продолжать использо- вать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением на- званных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земель- ными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. |