Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по земельному праву.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

 

2. Приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники  земельных участков осуществляют  свои правомочия свободно, если  это не наносит ущерб окружающей  среде.

 

3. Приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни или предотвратить негативное  воздействие на здоровье человека.

 

4. Участие граждан, общественных  организаций и религиозных организаций  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому они вправе принимать  участие в подготовке решений,  реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты  хозяйственной деятельности обязаны  обеспечить возможность такого  участия.

 

5. Единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому  все прочно связанные с земельными  участками объекты следуют судьбе  участков.

 

6. Приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий  РФ, согласно которому изменение  целевого назначения ценных земель  с/х назначения, земель, занятых защитными  лесами, других особо ценных земель  и земель особо охраняемых  территорий для иных целей  ограничивается или запрещается.

 

7. Платность использования  земли, согласно которому использование  земли осуществляется за плату,  если иное не установлено законом.

 

8. Деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного  использования в соответствии  с зонированием территорий и  требованиями закона.

 

9. Разграничение государственной  собственности на землю на  собственность РФ, субъектов РФ  и муниципальных образований,  согласно которому правовые основы  разграничения устанавливаются  федеральными законами.

 

10. Дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, согласно которому при  определении их режима должны  учитываться природные, социальные  и другие факторы.

 

11. Сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  земельных отношений осуществляется  в интересах всего общества  при обеспечении гарантий граждан  на свободное владение, пользование  и распоряжение принадлежащими  им участками.

 

12. Разграничения действия  норм гражданского законодательства  и земельного законодательства  в части регулирования отношений  по использованию земель.

 

13. Государственное регулирование  приватизации земли.

6. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 

 

Источниками земельного права  являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной  власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие  при использовании земли. Источники  земельного права классифицируются: федеральные акты РФ; акты субъектов  РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные  нормативные акты.

 

Основным нормативным  актом, определяющим конституционные  основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:

 

1) нормы, непосредственно  регулирующие земельные отношения  (ст. 9, 36 Конституции РФ);

 

2) иные статьи Конституции  РФ опосредованно регулируют  земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45). Кодифицированным нормативным  актом, регулирующим земельные  отношения, является ЗК РФ. В  конце октября 2001 г. принят  и вступил в силу ЗК РФ.

 

24 июля 2002 г. принят ФЗ  «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», который призван  обеспечить реализацию конституционных  норм о частной собственности  на землю, а также упорядочить  отношения в сфере государственного  управления земельными ресурсами  в части распоряжения землями  приоритетных категорий, которыми  являются земли сельскохозяйственного  назначения.

 

Имущественные отношения, возникающие  при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК рФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные  отношения. Земля и прочно связанные  с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

 

Имущественные отношения, возникающие  при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента РФ;Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановлениями Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.).

 

К источникам земельного права  относятся акты другихотраслей законодательства.

 

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды  в целом – предопределяет наличие  норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного  права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

 

Правовые нормы, связанные  с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного  и уголовного права – меры ответственности  за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о  праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство  и др.

 

Особое место среди  источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные  в установленном порядке или  утвержденные компетентным государственным  органом РФ, договоры, заключенные  РФ с ее субъектами.

 

К этой же группе относятся  типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные  санитарные нормы и правила.

 

Не являются источниками  земельного права правовые акты индивидуального  значения, т. е. акты применения права (решение  местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации).

 

Не рассматриваются также  принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения  судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных  споров.

7. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА 

 

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения  правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права –  это юридические формы, действующие  с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

 

Видами источников права  могут являться следующие:

 

1) Конституция РФ;

 

2) правовой обычай;

 

3) нормативный акт;

 

4) руководящие решения  пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного  Суда рФ, Конституционного Суда  РФ, которые учитываются нижестоящими  судами;

 

5) религиозныетексты;

 

6) идеи и доктрины;

 

7) общие принципы;

 

8) договоры.

 

Наиболее характерным  для России способом правового регулирования  всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права  понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для  исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права –  не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая  сила зависит от места и компетенции  органа, принимающего акт. Среди нормативных  актов различаются законы и подчиняющиеся  им подзаконные акты. К последним  относятся как акты государственных  органов, так и акты органов местного самоуправления.

 

Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих  судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и  окончательными для исполнения. Решения  пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно  учитываются при принятии решения  по делу нижестоящими судами общей  юрисдикции и арбитражными судами.

 

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают  в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье  основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское  право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана –  священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны  – сборника жизнеописания пророка  Мухаммеда, от мнений видных юристов. С  учетом распространения мусульманской  религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует  игнорировать, тем более в области  справедливой организации землепользования.

 

Общие принципы права –  это основополагающие начала, которые  могут применяться и непосредственно  в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при  формировании правовых норм.

 

Договоры – это соглашения между участниками земельных  отношений, которые могут устанавливать  права и обязанности, правила  поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.

8. ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

 

Земельное законодательство – это система нормативных  актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное  законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в  совместном ведении РФ и ее субъектов.

 

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон  о государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном  хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон  об охране окружающей среды, Земельный  кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного  назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся  в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается  взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ. Федеральные  законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам. Законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  РФ не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным субъектом  РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный  правовой акт субъекта РФ.

 

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование  по предметам совместного ведения  до принятия федеральных законов. После  принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

 

Создана и активно функционирует  Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в  области реформирования и регулирования  земельныхотношений.

 

Сегодня не все земельные  проблемы решены законодательным путем  окончательно. Это касается порядка  выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено  или который необходим для  его использования и обслуживания.

 

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют  право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных  нужд и предоставлением земельных  участков и затрагивающих интересы населения.

 

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать  ЗК РФ.

9. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ  – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА 

 

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные  акты высшей юридической силы –  законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных  актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное  законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов  и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который  основывается на нормах Конституции  РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах  субъектов РФ, должны соответствовать  ЗК РФ.

 

Земельные отношения могут  регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить  ЗК РФ, федеральным законам. Правительство  РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ, законов субъектов  РФ органы исполнительной власти субъектов  РФ в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"