Эволюция внешнего облика газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Краткое описание

Англо-американский вариант типографской системы мер базируется на других единицах. Основа - королевский дюйм, который составляет 25, 4 мм.
Один англо-американский пункт равен 0, 3514 мм (1/72 королевского дюйма).
12 пунктов – 1 пика.

Вложенные файлы: 1 файл

ТИТ СМИ.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Компьютерные издательские системы – так называли первые компьютеры в редакциях. Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических  символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой.

Следует различать:

-шрифт как набор  символов, созданный художником,

-шрифт как компьютерный  файл,

-шрифт как набор  металлических литер, используемых  в типографской печати.

Комплект шрифтов, имеющих схожий рисунок, но различающихся начертанием (обычный, курсивный, жирный и т. д.), называется гарнитурой. Например, шрифты «Arial», «Arial Bold», «Arial Italic» составляют одну гарнитуру «Arial».

Фонт (от англ. font) — термин из компьютерного сленга, подменяющий слово «шрифт». Нередко употребляется более узко, в значении «файл шрифта». Иногда подменяет термин «гарнитура».

В компьютерах фонт –  блок данных (или файл), состоящий  из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов фонт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).

Типы шрифтов

Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные.

В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.

В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.

По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.

В моноширинном шрифте все символы имеют одинаковую ширину. В ранних компьютерах это позволяло упростить задачу вывода текста на экран: каждый символ располагался в пределах своего знакоместа, а изображение символа рисовалось в виде рисунка фиксированного размера, поэтому не требовалось задание ширины символа, и процедура задания положения символа на экране становилась чрезвычайно простой. Другим достоинством моноширинных шрифтов является однозначность относительного расположения символов на экране вне зависимости от гарнитуры шрифта, что является необходимым условием для печати с преформатированием. Это позволяет выводить таблицы и псевдографику с использованием одних только символов шрифта, а также создавать ASCII-арт. Однако моноширинные шрифты имеют определённые недостатки: прежде всего, бо́льшую ширину набора, неравномерный рисунок, а также сложности с отображением «широких» букв, таких как «Ш» или «W»: при небольшом разрешении они могут и вовсе стать трудноузнаваемыми. Моноширинные шрифты применяются прежде всего в эмуляторах терминалов, а также в интерфейсах сред разработки. Также моноширинный шрифт применяют для отображения листингов кода, чтобы подчеркнуть их «компьютерное» происхождение.

В пропроциональном шрифте символы могут иметь разную ширину. К примеру буква l будет занимать значительно меньше места, чем буква W. Это позволяет в значительной степени уменьшить средний размер символа, сохранив при этом удобочитаемость. Текст, набранный пропорциональным шрифтом выглядит более аккуратно и лучше читается при больших объёмах. Для печати и отображения текстов пропорциональный шрифт применяется почти всегда.

Отображение на экране

Особенностью отображения  текстов на экране является значительно  меньшая разрешающая способность, чем достижима на бумаге даже для  не самой совершенной техники. В  связи с этим векторные шрифты на экране воспроизводятся с искажениями. Для того, чтобы избежать этих искажений применяются различные способы:

Хинтинги — набор инструкций, позволяющих улучшить форму символа, отображаемого на экране.

Монохроматическое сглаживание — позволяет избавиться от «угловатости» символа путём частичного закрашивания пикселей, которые не полностью перекрываются линиями символа

Субпиксельное сглаживание — расширение функции сглаживания, основанное на свойствах жидкокристаллических мониторов: в них каждый пиксель разделён на три субпикселя разных цветов, каждым из которых можно управлять отдельно, что позволяет увеличить горизонтальное разрешение теоретически в 3 раза.

Некоторые форматы шрифтов  могут иметь специальные инструкции для улучшения их отображения: например, для согласования рядом стоящих  символов в шрифте может быть несколько вариантов начертания одного и того же символа, а также инструкция по использованию того или иного начертания.

31. Понятие  «лицо» издания. Тематические, структурные  и графические характеристики, формирующие  «лицо» издания.

Лицо газеты- совокупность содержательных и оформительных признаков, характерных для данного издания.

Создание любой новой  газеты или журнала начинается с  разработки логотипа – оригинально  оформленного названия издания, и дизайн-макета – обобщающих предложений (или, если угодно, обобщающей модели) по оформлению газеты или журнала: формат, шрифты заголовков и рубрик, шрифты и их размеры при наборе текста, другие изобразительные элементы (линейки, плашки, выворотки и проч.). Эту работу выполняет либо главный художник издания, либо специально приглашенный незаурядный мастер в области художественной графики и полиграфии. Выполненный им дизайн-макет в последующем работники секретариата будут наполнять конкретным содержанием, сохраняя общий облик издания, поддерживая его “лицо”.

Понятие лицо издания  складывается из

-логотипа издания

-оформления колонтитулов

-особенностей вёрстки

-шрифтового оформления (заголовков, подписей, текста и т.д.)

-оформления иллюстраций  (цветные или чёрно-белые, как  оформляется подпись, и т.д.)

-и т.д.

Графические характеристики

Характер оформления графический элементов (колонтитулов, буквиц, врезок и т.д.)

Оформление иллюстраций  и подписей к ним

Наличие портретов авторов  материалов

Оформление логотипа издания

Тематические  характеристики

Структурные характеристики

32. Композиционно-графическая  модель издания. Ее роль в  формировании внешнего облика  издания. 

КГМ – придумай сам, умничка!

Закрепить внутреннюю и  внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению "лица" той или иной газеты, КГМ в то же время оставляет немало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.). К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему - некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.

2 части композиционно-графической модели:

1. Структурная – тематическая, смысловая

2. Графическая – композиционные, шрифтовые, размерные основы

Графическая модель включает в себя сетевой график, размерные  стереотипы, стандартные операции набора и макеты-стандарты. Все эти элементы КГМ служат определёнными шаблонами для создания новых выпусков, чтобы не потерялось лицо издания.

1. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям – для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. В сетевом графике материалы закреплены по полосам. Он может подвергаться изменениям.

2. Размерные стереотипы:

-Формат (А2, А3 и т.д.) и объём издания (количество  полос)

-Основной и дополнительный  форматы набора (ширина колонки  и их количество на полосе) (минимальная ширина колонки 2 квадрата, максимальная – 7 квадратов)

-Ширина между колонками

-Размеры заголовков

3. Стандартные операции набора – закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегль набора текстов и заголовков. Состав и принципы оформления постоянно встречающихся в газете комплексов (титульный, иллюстративный, отбивки заголовков и т.д.)

4. Макеты-стандарты – предусматривают композицию издания, в частности, вид вёрстки.

Таким образом, и в  редакционной практике введение методов  системного проектирования позволяет  более эффективно организовывать процесс  создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку.

33. Композиция газетного номера. Структура периодического издания.

 

Композиция газеты - закрепление  рубрик за местом в пространстве газеты или в пространстве полосы.

Рубрика - тематический раздел издания.

Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов  долговременной модели газеты, облегчающих  читателю ознакомление с номером, поиск  интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.

Но устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции —  ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой-либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.

Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.

Разумеется, связь между  полосами номера не исключает возможности  резкого выделения какой-либо из них, если такая необходимость диктуется  содержанием материалов. Это может  быть выделение в форме тематической полосы или страницы плаката (см. ниже) и т.п. В целях выделения может быть использовано и изменение формата какойлибо из полос номера.

Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим  от формата и количества полос. Чем  больше полос в номере, тем легче  разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.

Компонуя номер, верстальщик  должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с  большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.

Рубрики подразделяются на служебные, определяющие жанр или  источник публикуемого материала, и  тематические, указывающие направление  и характер публикации. Для композиции номера решающее значение имеют именно тематические рубрики, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к читательской аудитории, систематизировать материал газеты и ориентировать его на конкретные группы читателей. В каждой газете существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. Раздел газеты может совпадать с рубрикой, но чаще статьи и заметки, входящие в какой-либо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. Чем больше таких рубрик, тем разнообразнее газета. В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определенную аудиторию и т.д. Одни рубрики используются в издании постоянно или живут длительное время, иногда несколько лет, и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие связаны с конъюнктурой или имеют сезонный характер. Применяются и эпизодические рубрики, которые помогают уточнить характер публикации в одном номере и более не повторяются. Они также помогают читателям, хотя и не играют большой роли в формировании лица газеты.

Рубрики различаются  и периодичностью, частотой своего появления в газете. Одни применяются в каждом или почти в каждом номере, другие, рассчитанные на определенные читательские группы, используются реже, с большими или меньшими интервалами. Некоторые предназначены для всей читательской аудитории, иные — лишь для ее части.

У рубрик в газете своя жизнь: какие-то из них могут наскучить читателю, а другие потребовать обновления. Иногда  достаточно видоизменить рубрику над старым постоянным разделом газеты, чтобы его материалы стали восприниматься по-новому. Лучший метод обеспечить оптимальное функционирование системы рубрик газеты — планирование, для чего составляются редакционные планы по рубрикам, определяется периодичность их появления в газете; рубрики закрепляются за определенными страницами номера и местом на полосе, связываются с конкретными днями недели или месяца.

Композиция газетного  номера в значительной мере определяет характер его верстки.

В зависимости от задач  периодического издания, особенностей его целевой аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура – состав и строение его номера.

Цели и задачи издания  обусловливают основные его характеристики, главные  тематические направления  выступлений, формирование важнейших  разделов и соотношение между  ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

Информация о работе Эволюция внешнего облика газеты