Внешний облик китайского дракона в эпоху Хань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы – проанализировать внешний облик и функции дракона в эпоху Хань, и показать, как внешний облик связан с функциями дракона.
Задачи:
Установить характерные черты внешнего облика дракона, сложившиеся в Китае к временам династии Хань.
Установить основные функции дракона, сложившиеся в Китае ко временам династии Хань.
Определить, каким чертам внешнего облика дракона, какие функции дракона соответствуют.

Содержание

Введение 3
Часть I. Внешний облик дракона 6
Часть II. Функции дракона 9
Часть III. Связь внешнего облика дракона с его функциями 14
Заключение 18
Библиография 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальная.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

     Санкт-Петербургский  государственный университет

Философский факультет

Кафедра Философии и культурологии Востока

ВНЕШНИЙ ОБЛИК КИТАЙСКОГО ДРАКОНА

В ЭПОХУ  ХАНЬ

                Курсовая работа студента

                I курса дневного отделения

                Банникова Андрея Андреевича

                Научный руководитель:

                Терехов Антон Эдуардович

Санкт-Петербург

2010

Содержание

   
Введение

     Образ китайского дракона занимает особое место в китайской культуре1. Драконы (Лун ) издавна считались священными, а вера в них жива и по сей день. В Китае легенды о драконах восходят к 5000г. до нашей эры. Китайский народ почитал и поклонялся дракону, и постепенно образ дракона занял центральное место в верованиях и мифах Китая. «Есть веские основания полагать, что зародился он в древнейших религиозных представлениях китайцев и что дальнейший процесс его формирования шел под влиянием всего комплекса социокультурных факторов, отражая динамику древнекитайских представлений о мире. В разных своих ипостасях он выступает как божество рек, божество дождей, божество-охранитель, посредник между Небом и людьми, первый среди существ, покрытых чешуёй, благое или дурное, в зависимости от обстоятельств, знамение, символ мужского начала (ян) в природе, символ гармонии женского и мужского начал (инь и ян), одно из основных понятий в системе фэн-шуй, дух-покровитель Востока, дух-покровитель Центра, один из четырёх секторов звёздного неба, одно из двенадцати зодиакальных животных, символ великого человека, символ верховной власти, символ китайской культуры и Китая в целом и т.д.»2

     Основным  периодом развития образа дракона является эпоха Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) «Все процессы, составляющие духовную жизнь общества в период Хань, носят приемущественно кумулятивный и экстенсивный характер, лишь упрочняя и развивая культурные достижения предыдущих эпох.»3 Не исключением стал и образ дракона, который упрочил свое положение в обществе и стал обретать целостность, вбирая в себя разрозненные прежде представления. В последующие эпохи образ дракона не претерпел значительных изменений, проходили только лишь незначительные изменения отдельных его деталей.

     Литература, связанная  с рассматриваемой проблемой, крайне немногочисленна. В отечественной науке исследованиями образа дракона занимались мало. Только недавно непосредственно этим вопросом занялся выпускник кафедры Философии и Культурологии востока факультета Философии и Политологии СПбГУ Терехов А.Э. Его дипломная работа посвящена рассмотрению образа дракона на материале трактата Ван Чуна «Лунь Хэн». Эта работа представляет собой большую ценность, так как это пока единственная отечественная работа, где подробно описываются и анализируются функции дракона, наметившиеся к эпохе Хань. В своем труде я буду опираться на этот диплом.

     Что касается западных ученых, анализировавших эту тему, то список их работ, к сожалению, так же немногочисленен. Мне удалось познакомиться с некоторыми западными работами на эту тему. Стоит отметить наиболее полную работу по этой теме, которой является монография М.В. де Фиссера. В ней преимущественно изложены цитаты из древнекитайских источников, полную картину  которых зачастую не удается сформировать у себя в голове. Недавно эта работа была переведена на русский язык, но, к сожалению, качество перевода оставляет желать лучшего. Так же мне удалось познакомиться с книгой Л.Н. Хайса, которая значительно уступает работе де Фиссера и по объему, и по содержательности. В этой книге намного меньше уделено внимания данным письменных источников, но преобладают этнографические материалы, собранные автором.

     В литературе связь внешнего облика дракона  в эпоху Хань с его функциями  остается малоизученной, что определяет актуальность данной работы, позволяет поставить цель и определить задачи.

     Цели  работы – проанализировать внешний  облик и функции дракона в  эпоху Хань, и показать, как внешний  облик связан с функциями дракона.

     Задачи:

  1. Установить характерные черты внешнего облика дракона, сложившиеся в Китае к временам династии Хань.
  2. Установить основные функции дракона, сложившиеся в Китае ко временам династии Хань.
  3. Определить, каким чертам внешнего облика дракона, какие функции дракона соответствуют.

       Исходя из заявленных целей  и задач, работа имеет следующую структуру: введение, три части, заключение и приложение.

     Часть I посвящена рассмотрению внешнего облика дракона сложившемуся к эпохе Хань.

     Часть II имеет своим предметом изучение функций дракона.

     Часть III посвящена анализу внешних черт облика дракона, указанных в части I, с указанными в части II, функциями.

     В Приложении приводится ряд изображений  драконов, которые мне были необходимо нужны при анализе внешнего облика китайского дракона – луна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Часть I. Внешний облик дракона

 

       Сравнительно немного китайцев сомневаются в  существовании драконов или в относительно сверхъестественных возможностях, приписываемых драконам. В связи с вышеизложенным,  удивительно, насколько неосведомлены те, кто хранит эту веру, когда спрашивается  дать точное описание великого существа.

     Возможно, это не является странным, однако, мы помним, что нет книг, в которых был бы проведён анализ внешности  дракона. Китайская литература в значительной степени имеет дело с функциями дракона и совсем немного содержит информации о его внешности4.

     Я же в своем исследовании облика дракона буду оперировать работами М.В. де Фиссера и Л.Н. Хайеса.

     Хотелось  бы начать с того, что китайцы  различают четыре вида драконов. Небесный дракон, божественный дракон, дракон земли, подземный дракон. Небесный дракон держит на своем хребте чертоги богов, не давая им упасть; божественный дракон посылает людям ветер и дождь; дракон земли направляет течение ручьев и рек; подземный дракон охраняет запретные для людей сокровища5.

     Драконов  различают по половому признаку – бывают драконы женского и мужского пола. Различие между этими двумя видами драконов описывается так: «Рога дракона-мужчины волнистые, вогнутые, крутые; они сильнее наверху, но становятся очень тонкими внизу. У дракона-женщины прямой нос, круглая грива, тонкие чешуйки и сильный хвост»6.

     «В Чэн и цзи7 говорится о художнике, очень хорошо умевшем рисовать драконов, но чью работу однажды раскритиковали мужчина и женщина. Они сказали, что он не отличает мужского дракона от женского, а в действительности они очень разные. Когда тот рассердился и спросил, откуда им это известно, они ответили, что сами являются драконами и хотят показать ему свое истинное обличье, после чего обратились в мужского и женского драконов»8

     Различие  китайского дракона не исчерпывается  только по половому признаку и функциям, существует деление драконов по цвету. Драконы, по мнению китайцев, бывают красными, желтыми, синими, белыми, или черными цветов.

     Что касается непосредственно описания тела, то М.В. Фиссер цитирует относительно этого вопроса  Ван Фу: «Люди рисуют изображение дракона с лошадиной головой и змеиным хвостом. Далее, есть такие выражения, как “три соединения” и “девять сходств”, а именно: от головы до плеча, от плеча до груди, от груди до хвоста, - таковы соединения; что касается сходств, то они следующие: рога напоминают оленьи, голова верблюжью, глаза – демона, шея - змеиную, живот - морского моллюска, чешуя - карпа, когти - орлиные, подошвы - тигриные, уши – совьи. Над его головой находиться нечто вроде широкого бугра (большая шишка), называемого чи му» 9.

     «Есть и другие суждения по внешнему облику дракона: его изображают в самых разнообразных формах, принципиально отличных от крылатых и изрыгающих пламя западных. Глаза дракона кроличьи, уши - коровьи, у него растут длинные усы, туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Или другой вариант: голова верблюжья, усы как у зайца, глаза как у быка, змеиная шея, брюхо ящерицы, чешуя карпа и лапы тигра с когтями орла. Иногда дракон предстает в виде змеи или животного, одновременно напоминающего тигра и лошадь»10.

     Каждый  осмотрительный эксперт в области  Дальнего Востока осведомлен о разнице  в числе когтей у драконов –  на некоторых три, на других четыре, а на других пять когтей. Считается, что китайский дракон имеет пять когтей, в то время как корейский – четыре, а наименьшее число когтей найдено на драконах японского искусства. Но и встречаются изображения китайских драконов с четырьмя когтями, это связывают с тем, что дракон  с четырьмя когтями в Китае считался обычным драконом, в то время как у тех у кого пять когтей признаны  императорскими драконами11. (См. Приложение, рис.4)

     Была  сделана попытка доказать, что изменение когтей от трех до четырех и до пяти является историческим развитием, но ученые не могут найти доказательство доказывающее эту теорию. Возможно, что древний образ дракона Китая имеет только три когтя на каждой ноге. Япония заимствовала ее искусство из Китая, и это не маловероятно, что в этот  период, когда она заимствовала этот стиль китайского дракона, он обладал только тремя когтями12.

     Что касательно поверхности тела драконов, то во всех его описаниях и рисунках, в отличие от других изменяющихся черт, фигурирует то, что тело дракона покрыто чешуей карпа: де Фиссер цитирует Пи я «81 чешуйка дракона образует число девять раз по девять. Девять – Ян. 36 чешуек карпа образует число шесть раз по шесть. Шесть – Инь»13.

     У дракона, по легенде, есть чешуйки под горлом, лежащие в противоположном направлении одного чи в диаметре, до которых лучше человеку не дотрагиваться, иначе  дотронувшись до них, дракон непременно убьет этого человека14.

     Часто дракона изображают с драконьим  шаром или пылающей жемчужиной (См. приложение рис.3).

     Дракон  изображался вместе с различными существами, чаще всего ими являлись  фениксы и тигры (см. приложение рис.2).

     На  рисунках часто встречается изображение дракона с другим драконом. Они то борются, то соревнуются, глядя друг на друга. Изображаются повернувшись друг к другу спинами или гоняющимися за хвостами друг друга. Обычно между ними изображают либо Солнце, либо жемчужину небесную, Луну15.  

 

Часть II. Функции дракона

 

     Основные  функции китайского дракона - луна Терехов А.Э. в своей дипломной работе разделяет на три основных направления. С чем я полностью согласен. Первым направлением является представление о драконе как о реальном существе. Второе, в противоположность первому, дракон мыслится как божественное существо. И третьим направлением он считает, дракона как символ императорской власти

     «На протяжении всей истории традиционного Китая дракон воспринимался как вполне реальное создание. Во времена Мин и Цин сведения об этом существе включались во всевозможные сочинения по биологии и медицине, и ещё в первой четверти двадцатого столетия в его существовании было уверено более 80% китайцев»16.

        Реальным существом дракон мыслился  и в эпоху Хань. Его существование воспринималось само собой разумеющимся. В эпоху Хань дракон рассматривался не как нечто далёкое от людей и чуждое всему земному, а как один из видов живых существ, пусть и не совсем обычный, однако вполне материальный, осязаемый и иногда встречающийся в природе.

     Эта самая реальность дракона выразилась в некоторых особенностях, касающихся драконов. Существуют легенды о поедании мяса дракона и о разведении и кормлении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей.

     «Вообще, в качестве реального животного дракон зачастую представлялся враждебным человеку»17. В пример этому можно привести растущую задом наперед чешуйку под горлом дракона, о которой говорилось в первой части, при соприкосновении с которой дракон приходит в бешенство. Существует легенда, что при легендарном правителе Яо, луны представляли собой серьёзную опасность для населения, но были изгнаны Юем.18

Информация о работе Внешний облик китайского дракона в эпоху Хань