Эволюция внешнего облика газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Краткое описание

Англо-американский вариант типографской системы мер базируется на других единицах. Основа - королевский дюйм, который составляет 25, 4 мм.
Один англо-американский пункт равен 0, 3514 мм (1/72 королевского дюйма).
12 пунктов – 1 пика.

Вложенные файлы: 1 файл

ТИТ СМИ.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Немалое значение имеют  особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику  форм подачи информации на печатных страницах.

Важный фактор, определяющий структуру номера, – содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом – днем недели, временем года, сезоном, кампанией.

Формируя структуру  номера, отвечают на четыре главных  вопроса. Что включить в номер? В  каком соотношении должны находиться различные части его содержания? Как их расположить? Как подать материал, какие формы для этого использовать?

В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из материалов, посвященных самым важным вопросам современности – «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций номера. Под публикацией мы понимаем опубликованный – напечатанный в газете для восприятия ее читателями текст или иллюстрацию.

 

 

34. Макет газеты и его назначение. Виды макета, основные этапы и приемы макетирования.

 

После вычитки рукописей  и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты.

Макет - это «чертеж  газеты», наглядное изображение  газетных полос, расположенных на них материалов и заголовков. Расчет макета - работа чрезвычайно трудоемкая. Ответственный секретарь или его заместитель должны точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна. Вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа, на котором печатается то или иное издание. (Тут чуток про форматы рассказать.)

В соответствии с условиями, которые приняты в том или ином издании (формат листа и число колонок), составляется макетный бланк, на котором и осуществляется расчет макета.

Начало использования  макетов в редакционной практике относится к 20-30-м годам нашего столетия. В разное время в газетах  применялись два вида макетов - расклейные и графические.

Расклейные макеты выполнялись на бланке, по своим размерам точно соответсвовашим формату газетной полосы. В типографии делали оттиски материалов, после чего ответственный секретарь вырезал их ножницами и наклеивал в той части полосы, где должен был находиться тот или иной материал. Таким образом, постепенно выклеивался макет, который позволял получить наглядное представление, как будет выглядить полоса при печати.

Недостатком расклейного  макета, однако, было то, что его изготовление требовало большого количества времени. Поэтому в газетной практике расклейной макет не нашел широкого применения. Здесь получили распространение так называемые графические макеты.

Графические макеты выполняются на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали так, чтобы количество колонок и число строк в колонке строго соответствовали формату газетного листа. На этом бланке при помощи специальных условных обозначений ответственный секретарь или его заместитель чертят схему расположения материалов на полосе. Такой макет делается очень быстро и сдается в типографию (либо на участок верстки) одновременно с оригиналами материалов. Процесс выпуска номера заметно ускоряется.

Применения макетов  позволило в корне изменить не только систему организации выпуска газеты, но и отношение к внешнему виду газетных полос. Именно с началом применения макетов в штате редакции появилась такая должность, как ответственный секретарь, и такая служба, как секретариат.

Однако, несмотря на очевидные приемущетсва и удобство макетирования, в последнее время в редакциях к макетам стали относится несколько пренебрежительно. Оформители все чаще задают резонный вопрос: зачем чертить маеты на бумаге, когда  можно сразу сверстать газету на компьютере?

Во многих редакциях так и поступают. Правда, оговоримся, только в редакциях небольших газет - тех, где верстку газеты выполняет сам ответственный секретарь.

В крупных изданиях, выходящих  ежедневно на формате А2, функции  участников выпуска газеты строго разграничены. Версткой газеты занимаются профессиональные верстальщики. Отвественный секретарь и его заместители решают в этом случае не столько технические, сколько творческие задачи - они компонуют полосы, оценивают их содержание, дизайн и т.д. Свои указания они выполняют в виде макетов, которые затем передают верстальщикам.

Так что, говорить о том, что макеты утратили свое значение, пока преждевременно. Они несколько  видоизменились, расчеты материалов и заголовков выполняются не с  той точностью, как это было в эпоху горячего набора. И все же макеты по-прежнему активно используются сотрудниками секретариата, помогая им решать многие сложные задачи.

На макетных бланках  обозначается расположение текстов  с иллюстрациями с названиями файлов, рубрики, заголовки, подзаголовки, стиль оформления для текста и заголовка, номера размера иллюстраций, плашки, выворотки), линейки, рамки, цвета, колонтитулы, колонцифры.

Основные этапы

Макетирование делается после корректуры и перед версткой.

Нельзя отрывать макетирование  от процесса подготовки материалов газеты. Лишь тот, кто имеет ясное представление о содержании и значении материалов, намеченных для публикации, сумеет грамотно подготовить его макет.

Макетировании номера производится по полосам. Обычно сначала составляют макеты внутренних полос, где помещаются менее оперативные материалы, затем внешних - первой и последней. В последнюю очередь макетируют ту полосу, на которой публикуются самые оперативные сообщения и которая чаще всего подвергается изменениям и переверстке. Макеты сдают в типографию пополосно, по графику.

К составлению макетов  чаще всего приступают еще до кокнчания  процесса подготовки текстовых и  иллюстрационных оригиналов. Когда  завершается работа над материалами  какой-либо полосы, заканчивают ее макет  и направляют его вместе с оригиналами в типографию. Затем продолжается подготовка материалов другой полосы и ее макета.

Таким образом, составление  макета полосы должно завершать работу над ее материалами. Недопустимо  составлять этот макет заранее и  затем «подгонять» под него материалы, каким бы внешне красивым и привлекательным он не казался, - это значило бы подчинить содержание номера его форме.

 

При макетировании полосы употребляется целый ряд приемов. Все они имеют равные права  на существование, и использование того или иного из них объясняется конкретными условиями. Общеприняты следующие приемы макетирования.

1. Планово-композиционный. В этом случае материалы разверстываются на бланке в той последовательности, в какой они обозначены в плане, начиная с верхних углов — левого (четные страницы) и правого (нечетные) и кончая соответствующим (расположенным по диагонали) нижним углом. Может быть и обратная постановка, начинающаяся с низа полосы.

2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией. Подобный метод в редакциях называют «мельницей», « вертушкой ».

3. «Гвоздевой» прием макетирования. В данном случае самая ударная, «гвоздевая» публикация ставится в зрительном центре полосы в окружении, как правило, мелких заметок.

Макет строится таким  образом, чтобы этот материал сразу  привлек внимание читателей, даже тогда, когда он не занимает геометрического  центра страницы

 

35. Композиция газеты и газетной полосы. Принцип организации газетных материалов.

 

Композиция  газеты - закрепление рубрик за местом в пространстве газеты или в пространстве полосы.

Рубрика - тематический раздел издания.

Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов.

Композиция  полосы включает в себя 3 типа материалов:

  • текстовые (основной текст, лид, рубрики, подзаголовки, надзаголовки, подписи автора, подписи под фото, колонтитулы, номера страниц);
  • графические (линейки, плашки, подложки, буквица, специальные значки);
  • изобразительные (фотографии, иллюстрации, шаржи, коллажи, инфографика)

Исследователи выделяют пять основных законов газетной композиции, соблюдение которых позволяет ответственным секретарям обеспечивать профессиональный уровень оформления их изданий.

Закон пропорции. Наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения». Золотое сечение получается при делении целого на две неравные части таким образом, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть относится к меньшей.

Это соотношение составляет примерно 1:1,62. В подобны пропорциях выдержаны и основные составляющие газетной формы: ширина и высота полосы, ширина и высота большинства букв шрифтов нормального начертания, величина очка строчных и прописных букв и т.д.

Применение закона пропроции  при верстке материалов позволяет  придать оформлению полосы большую  цельность и взвешенность. Хотя это не всегда возможно. Иногда отдельные материалы диктуют необходимость глубокой вертикальной или горизонтальной разверстки.

Закон контраста. Этот закон гласит, что рядом стоящие элементы оформления должны оформляться контрастно. В первую очередь, это относится к оформлению заголовков, подзаголовков и рубрик. Если для оформления заголовка использован жирный шрифт, то рубрику лучше всего набрать светлым; если заголовок состоит из строчных букв, то в рубрике лучше всего использовать прописные; курсивное начертание лучше смотрится в сочетании с прямым и т.п.

Именно стремлением  оформить заголовочный комплекс в соответствии с законом контраста и объясняется  столь широкое распространение  в настоящее время рубрик-вывороток.

Закон контраста активно  «работает» и при оформлении других элементов полосы. С проявлением этого закона мы сталкиваемся, в частности, при чередовании светлых (текст) и темных (фото) пятен, горизонтальной и вертикальной верстки и т.п.

Закон равновесия призывает оформителей располагать материалы на полосе таким образом, чтобы нее возникало ощущения, что одна ее часть «тяжелее» другой. «Тяжелыми» элементами оформления считаются крупные текстовые блоки, фотоснимки, крупнокегельные заголовки. Мелкие информационные заметки, светлые штриховые иллюстрации, линейки относятся к «легким» элементам.

Большинство оформителей  сегодня достаточно умело применяют  закон равновесия. К числу излюбленных  приемов, используемых при оформлении полос относится прием, когда  в верхнюю часть полосы ставится крупный репортажный снимок в окружении «информашек», а в подвал помещается статья или интервью.

Средства «утяжеления» - нестандартный набор (на полторы  или две колонки), врезки, подложки, рамки и т.п.

Закону равновесия отвечает и стремление соотносить различные  элементы оформления полосы по масштабу (например, заголовок и основной текст).

Закон ритма проявляется в «чередовании и повторении однородных частей художественной формы… чередовании строк, страниц, колонок, между строчки, межбуквенных и межколонных просветов».

Казалось бы, многократное повторение в номере одних и тех  же оформительских приемов должно неизбежно  приводить к однообразию и  шаблону. Однако в действительности все происходит наоборот. Подобный стиль оформления придает газете стройность и целостность, формирует ее «лицо», облегчает поиск нужных материалов, рождает у читателя ощущение стабильности и надежности издания.

Закон ритма не распространяется на характер верстки полос. Например, повторение в номере одной и той  же схемы разверстки полс является недостатком.

Закон гармонии. Активнее всего проявляет себя в расположении материалов на полосе. Нужно заботиться о том, чтобы полоса не «разваливалась», не распадалась несколько самостоятельных частей. Подобное происходит, когда какой-нибудь материал ставят на всю высоту или ширину высоту полосы.

Приемы, которые позволяют  избежать «развала» полосы»:

а) на месте слияния  материалов делается врезка или помещается иллюстрация с выполнением обтекания  текстом;

б) материалы располагаются  таким образом, что один из них обтекает другой.

 

36. Основные виды верстки газетных полос. Достоинства и недостатки разных видов верстки.

 

Вёрстка - размещение конкретных текстовых, иллюстрационных материалов в газете. Вёрстка непосредственно  связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. В процессе верстки оформитель решает одну основную задачу: используя различные приемы, так расположить и оформить материалы, чтобы помочь читателю разобраться в ее содержании, быстро найти то, что его интересует, обратить его внимание на главные выступления, побудить их прочитать и облегчить их восприятие.

Виды верстки. Три основных группы:

  1. В зависимости от конфигурации материала:
  2. верстка в накрут - когда все идет сплошной колбасой. Встречается в отдельных местах (при небольших новостях, письмах читателей)
  3. ломаная верстка - если материалы размещены так, что разделяющие их линии кривые, с уступами. Придает материалам сложную конфигурацию, большие возможности для выделения. Оживляет газету. Но усложняет процесс макетирования. В 50-е г. активно применяли, но потом перешли к более простой. Отростки называются сапогами.

Широкие возможности  для выделения материалов. Оформительская палитра обогащается. Разнообразие. Но: Требует весьма точного расчета  при макетировании номера. Подобная верстка усложняет восприятие материалов номера. Пестрота.

Информация о работе Эволюция внешнего облика газеты