Эволюция внешнего облика газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Краткое описание

Англо-американский вариант типографской системы мер базируется на других единицах. Основа - королевский дюйм, который составляет 25, 4 мм.
Один англо-американский пункт равен 0, 3514 мм (1/72 королевского дюйма).
12 пунктов – 1 пика.

Вложенные файлы: 1 файл

ТИТ СМИ.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Ранее коллегия действовала в редакциях всех без исключения городских, областных, краевых, республиканских и центральных газет. В наше время редколлегию создают в соответствии с уставом редакции газеты, если журналисты считают, что ее деятельность будет полезна для оптимизации руководства всем коллективом.

В состав редколлегии  входят главный редактор и его  заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь  и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит  из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.

Редколлегией руководит  главный редактор. Она имеет совещательный  характер и обсуждает все важнейшие  вопросы, связанные с работой  редакции, – изменения ее структуры, кадровые вопросы, моделирование и планирование ее деятельности, стимулирование лучших работников и подразделений коллектива. Редколлегия слушает отчеты руководителей подразделений коллектива. Редакторат и редакционная коллегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.

22. Система  редакционного планирования. Виды  планов и их особенности.

Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. Редакция любого издания нуждается в строгой системе планирования. Каждое предприятие СМИ разрабатывает свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Шаблон не допустим. Если в редакции еженедельного издания возможна разработка квартального перспективного плана, на основе которого строятся все рабочие планы, то в редакции ежемесячного издания планирование  идёт от перспективного годового плана к планам каждого номера.

На протяжении длительного  времени в редакциях наших  периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили  редакционные планы, различавшиеся  своими целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др. Возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению этой системы. На первый план выдвинулась оперативная информация, поэтому от прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов. Это объяснялось невозможностью предугадать развитие событий в условиях постоянных и непрерывных изменениях российского общества.

Однако такой отказ  от традиционной системы планирования привёл к исчезновению со страниц  изданий аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Без разработки перспективного плана  стало проблематичным создание полноценных выпусков газеты.

План – основная составляющая редакционного планирования. Основные критерии к разработке плана:

-определение  объекта планирования ( Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов.)

-установление  субъекта планирования ( Прежде всего это главный редактор, его заместители, редакционная коллегия, которые определяют направление плана, его цели и главные задачи, принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией. В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции, который формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение, разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы.)

-период планирования ( по этому критерия все редакционные планы различаются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные)

Виды планов

План развития издания или стратегический план рассчитан на глубокую перспективу, охватывает период времени протяжённостью в несколько лет. Предусматривает главные области деятельности редакции. Развитие материально-технической базы, те или иные формы взаимодействия с издателями и учредителями, переход на новую технологию изготовления продукции, реорганизация кадровой структуры.

Перспективный план – долгосрочный план ( полгода, год), который определяет основные темы, важнейшие рубрики, периодичность и день выхода газеты, тематические полосы, технические параметры газеты ( формат, количество полос, колонок, шрифтовое и графические оформление, стиль), тематическое направление издания, Такие планы принято называть направленческими.

Среднесрочный план ( месяц, квартал) определяет сетевой график: темы номеров, названия полос, основные материалы номера ( если они не относятся к оперативным жанрам).

Рабочие планы делятся на рабочие планы журналиста, отдела, редакции. Редакция ставит задачи перед подразделениями и отдельными журналистами в рамках своего, редакционного рабочего плана.

Индивидуальный  план – своеобычный документ создаётся по принципу встречного движения: сначала журналист подаёт заявку ( в отдел, ответственному секретарю или в редакторат), в которой излагает свои предложения по тематике, объектах и объёмах материалов на предстоящий месяц, затем, пройдя корректировку, возвращается к журналисту в виде директивы.

Оперативный план ( охватывает недельное планирование) . В таких планах на уровне редакции и на уровне каждого отдела составляется по возможности точная конструкция выпуска6 указываются темы, объекты, объёмы, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.

23. Компьютер  в редакции: многообразие форм  его использования в работе  журналиста.

Компьютер в  редакции

Организация работы редакции газеты требует планирования и контроля на всех уровнях: редакция, секретариат, отделы, технические службы, конкретные сотрудники. Использование внутренней компьютерной сети значительно сокращает время согласования планов сотрудников и отделов с редакцией. К тому же все необходимые для функционирования редакции документы хранятся в электронном виде и доступны для сотрудников.

Компьютерная  сеть – форма организации редакции

Во многих редакциях  современного типа внутренняя компьютерная сеть играет важную роль: на ёё основе организуется работа редакции. За каждой полосой закреплён редактор, который выполняет все функции. Сбор, распределение материала на полосе и т.д.

В таких редакциях  нет секретариата, который отвечал  бы за всё газету в целом. Каждый сотрудник имеет определённую степень доступа к создаваемому номеру газеты. Простой журналист может только скинуть свой материал, корректор откорректировать, верстальщик – поменять расположение материала на полосе. Всё зависит от должностного статуса журналиста. С помощью компьютерной сети все материалы быстро доходят до верстальщика, и он с помощью специальной программы верстает номер.

Компьютерная  сеть для обмена информацией между  журналистами

Часто бывает, что над одним материалом работает не один журналист, а целый  коллектив авторов. При совместной работе компьютер помогает оперативно реагировать на изменения общей концепции и структуры текста, а также информации, полученной соавторами.

Компьютер для макетирования  и верстки газеты

Электронная техника дала возможность  обрабатывать текст, набирать и верстать его в стенах издательства. Таким образом на долю полиграфических предприятий остаются только “чисто” полиграфические процессы. Изменилось отношение между редакцией и типографией. Редакционно-издательские и наборные стадии связались в интегрированный комплексный процесс, который может состоять из отдельных звеньев, связанных между собой промежуточными носителями информации, либо быть непрерывным. Это значительно сокращает время выпуска изданий.

С помощью электронных систем переработки информации можно четко планировать редакционную подготовку изданий, можно организовывать поточное производство, что приводит к сокращению сроков выпуска изданий и повышению издательского и полиграфического качества тиража.

Технологические стадии производства газеты: набор текста и подготовка иллюстраций, верстка               (теперь стали выполнятся с помощью специальных компьютерных программ), печать.

Готовые файлы статей поступают  в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, то ее при надобности сканируют и обрабатывают.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

Компьютер – инструмент журналиста при работе над электронной версией газеты

Многие крупные издания имеют  свои электронные версии. Работа над  этими версиями не требует согласования материала с редакцией и исключает  извечные споры на счёт объёмов текста. К тому же электронная версия газеты имеет возможность публиковать те материалы, которые не вошли в номер или добавить иллюстраций к тексту. Часто журналисты, которые специализируются на создании информационных заметок, требующих срочного опубликования на сайте издания, имеют доступ и помещают свои информацию самостоятельно, без согласования с редакцией (естественно с помощью компьютера).

Компьютер при создании журналистского текста и для поиска информации

Компьютер даёт журналисту широкие  возможности и значительно упрощает и убыстряет его работу над  материалом. Сейчас журналист работает только с электронными версиями документов (не приходится переписывать по несколько раз, текстовые программы в состоянии редактировать текст). Компьютер позволяет архивировать и отправлять достаточно большое количество информации( убыстряет работу редакции и корректора, а также самого журналиста, когда ему необходимо завизировать материал). Такой этап создания журналистского текста как поиск информации занимает меньше времени, если журналист использует компьютер и сеть Интернет.

24. Корректура в газете. Ее особенности и организация  на разных стадиях газетного  производства.

Ошибки, появляющиеся в  газетных публикациях, всегда оказывают  негативное воздействие на отношение  читателя к газете. Серьёзные ошибки могут стать причиной судебных разбирательств и даже человеческих трагедий. Поэтому в солидных профессиональных изданиях к процессу корректуры всегда относятся внимательно. В штате крупных изданий обычно работает коллектив из нескольких корректоров, а в издания поменьше не более одного.

Корректура – это процесс выявления исправления ошибок в тексте и недостатков изготовления печатной формы, подготовленной для размножения типографическим или любым иным способом. Ставит перед собой корректура конкретные задачи, выполняет которые сотрудники редакции и типографии, в соответствии с их квалификацией.

Задачи

1. устранить погрешности,  обнаруженные в ходе редакторского  анализа, но сохранившиеся после  доработки рукописи автором;

2. придать материалу  наиболее ясное звучание;

3. добиться четкости  формулировок отдельных положений;

4. проверить фактический  материал и избавить рукопись  от неточностей;

5. устранить погрешности  композиции, языка и стиля;

6. провести редакционно-техническую обработку рукописи.

Этапы корректуры на разных стадиях газетного производства

1.Вычитка оригиналов

2.Первая корректура

3.Вторая корректура

4.Сверка для  подписания в печать

1.Вычитка оригиналов приводится перед сдачей оригиналов текста в набор. Корректор просматривает оригинал «глазами наборщика», расшифровывает все неясности, следит за соблюдением технических правил оформления оригинала. С появлением компьютера этот этап корректуры утратил значение. В современных редакциях автор сам набирает текст. И корректор начинает работу с вычитки готовых материалов и полос, т.е. с первой корректуры

2. Первая корректура. Существую отличия в порядке её проведения в разных изданиях. В газетах формата А-2 на первую корректуру подаются оттиски материалов и отдельных частей полосы – это так называемая «корректура в гранках». В небольших газетах формата А-3 к первой корректуре верстальщики успевают сверстать готовые полосы, поэтому в таких газетах первая корректура – это уже «корректура в свёрстанных полосах». Корректор приступает к работе, имея оттиск оригинала, и проверяет соответствие основных параметров оформления макету, если есть серьёзные расхождения, он имеет право вернуть оттиск, не приступая к корректуре. Именно на этом этапе проходит чтение сличение текста с оригиналом, выявляются орфографические, пунктуационные. Буквенные ошибки, а также нарушение технических параметров набора – неправильная корректура, кегль шрифтов, формат колонок, неверные абзацные отступы и т.п.

3. Вторая корректура. После завершения первой корректуры оттиски возвращаются в типографию ( или работникам компьютерного участка), где в полосы вносится необходимая правка. Затем они вновь выводятся в печать и пересылаются корректору для проведения второй корректуры. Как показывает практика, однократного прочтения текстов недостаточно, поэтому корректор в обязательно порядке вновь читает текст, стремясь обнаружить и исправить ошибки, которые остались незамеченными в первый раз. Проверяются даты, выходные данные, правильность постановки иллюстраций и подписей к ним, выполняется сверка « исправлений в отступление от оригинала» и т.п. На этом этапе проводится сквозное смысловое чтение текстов. А также их вертикальный просмотр. После завершения второй корректуры оттиски отправляются в типографию на правку, а затем делается третий оттиск.

Информация о работе Эволюция внешнего облика газеты