Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».

Содержание

Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ_Диплом.docx

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3.2  Художественно-публицистические  жанры

 

 

Художественно-публицистические жанры  являются наиболее сложными, здесь, наряду с содержанием, особую эстетическую роль играет форма. Это предполагает повышенную требовательность к языку, художественной образности, эмоциональной  насыщенности.

Цель художественно-публицистического  материала – с помощью выразительных  средств передать впечатление автора от знакомства с предметом. Конкретный факт отходит на второй план, уступая  место эмоциям журналиста, его  оценке, авторской мысли. Особый характер таких материалов проявляется в  повышенных требованиях к языку, художественной образности, эмоциональной  насыщенности текстов. Художественно-публицистическим жанрам свойственна образность, типизация, эмоциональная выразительность  и насыщенность изобразительными средствами.

Основными художественно-публицистическими  жанрами являются зарисовка, очерк, житейская история, анекдот, фельетон, памфлет. [102]

Очерк считается одним из самых  сложных жанров, так как  он требует  большой подготовки и уверенного владения различными выразительными средствами. Этот жанр позволяет наглядно, доходчиво, ярко откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, рассказать об определенной группе людей. Существуют различные виды очерка: портретный, проблемный, путевой.

Предметом пародии в журналистике могут выступать различные явления: действия общественных, государственных  деятелей, политиков, народные традиции, творческая манера артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных  личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления  в прессе создать пародию, – это  гипербола, гротеск, литота, ирония.

Сатирический комментарий является родственным аналитическому. Однако данный художественно-публицистический жанр отличается целью автора –  высмеять феномен, который привлек  его внимание. Для этого журналист  обращается к сатирической типизации, иронии, литоте, гиперболизации. Чаще сатирический комментарий пишется на действия известных людей, которые вызвали  общественный резонанс. Кроме различных  поступков предметом данного  жанра может стать информационное явление, например, высказывания, суждения людей.

Отличительной чертой житейской истории  является полнота, насыщенность, наглядность. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. В житейских историях обычно описываются  случаи из жизни людей, различные  ситуации, поступки, которые могут  привлечь внимание читателя.

Строгая классификация жанров существует только в теории, в то время как  на практике им свойственно взаимопроникновение  и смешение. При написании материала  журналист пользуется общепринятыми  нормами в построении текста, но в то же время использует свои оригинальные приемы.

Границы системы жанров часто оказываются  размытыми, причем «характерной особенностью данной системы является то, что  с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с  другой – подвижностью». [36; 8] Развитие жизни и общества диктует свои правила в написании материалов.

 

 

 

 

 

1.3.3  Аналитические жанры

 

 

Цель аналитического материала  – рассмотрение и  обобщение фактов, их комментирование, постановка проблем  и их истолкование.

Предметом аналитической журналистики выступают явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними общественные проблемы. Журналист при работе в  таких жанрах должен ответить на вопросы  «как?», «с какой целью?», «почему?». Аналитические тексты должны выявлять причинно-следственные связи между  явлениями, давать им оценку. Поэтому  для таких материалов важна оперативность, четкость, конкретность темы, работа с  примерами, статистикой. Для информационной журналистики важен факт, а для  аналитической – мысли автора об этом факте. Аналитические материалы  часто содержат прогнозы, гипотезы или версии. Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Чаще такие материалы имеют  большой объем.

Особенности аналитических жанров, отмеченные нами в ходе исследования:

1) призваны раскрывать причины,  отсюда – наличие в тексте  тезисов, аргументов, авторской оценки;

2) воспроизведение процесса познания  стоит на первом плане; четко  прослеживается логика авторских  рассуждений для убедительности  и доказательности;

3) широко представлены все методы  познания:

    • сравнение (сопоставление с целью выявить различия);
    • аналогия  (сопоставление с целью выявить сходства);
    • оценка (проверка предмета на соответствие идеалу);
    • детализация (выявление наиболее значимых деталей);
    • разъяснение (воссоздание цепи причинно-следственных связей);
    • предсказание (построение гипотезы);
    • обобщение (выявление общего звена в ряду событий);

4) аналитические жанры отчетливо  ориентированы на коммуникацию: собеседник либо присутствует  в тексте, либо подразумевается;

5) наглядно-конкретный способ изучения  материала: объяснение, опирающееся  на имеющуюся у собеседника  информационную базу, объяснение  сложного через простое.

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно  является нацеленность их не столько  на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.

В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических  жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным –  она постоянно развивается, адаптируясь  к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли  в ней в последние годы: некоторые  известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые  устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз  рассматривается «срез» аналитических  жанров, присущих современной периодической  печати.

Предмет отображения аналитических  жанров – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Цель – показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений с реальными проблемами и вынести оценку выступлениям участников. В зависимости от ситуации журналист может сосредоточить свое внимание на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния. [3]

В интерпретирующей журналистике анализ событийной информации распределяется по уровням. Социальные ситуации, проблемы, конфликты в аналитических жанрах изучаются с помощью методов обобщения, анализа, синтеза. Комментарий – основа аналитических жанров, он представляет собой общий композиционный и стилистический метод отражения и отображения действительности. Специфика аналитических жанров -  в их нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивании авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем. [60; 130]

Как отмечают Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшина, аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. [60; 130]

Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем  числе случаев находится во внешнем  по отношению к этому автору мире. Но иногда он может  относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает возможность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две группы: собственно аналитические и самоаналитические публикации. [100; 34]

Сложность структурной организации  аналитических жанров заключается  в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой  фактов, которые уже на начальной  стадии их обработки требуют тщательного  отбора, систематизации, группировки  и классификации по различным  основаниям, на­хождения причинно-следственных связей между ними и т. д. [37, 97]

Основное требование к аналитическим  жанрам, отмечают Г.С.Мельник, А.Н.Тепляшина, – взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. [60; 130]

В ходе исследования действительности журналист очень часто ставит перед собой задачу, связанную  с определением будущего состояния  заинтересовавшего его явления. Это называется прогнозированием. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. [60; С.130]

В журналистике формируются прогнозы различных видов:

    • прогноз-обязательство, или прогноз-обещание;
    • прогноз-уверенность, или прогноз-убежденность;
    • прогноз-предубеждение;
    • прогноз-желание;
    • прогноз-напоминание;
    • прогноз-предложение;
    • прогноз-сомнение;
    • прогноз-информация.

Нередко, прогнозируя развитие события, журналист опирается не только на вполне достоверные положения, но и  на вероятностные – высказывает  предположения (догадки, предварительные  соображения). [60; 130-131]

Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Тщательно сопоставляя между  собой факты, журналисты-аналитики  трактуют "новость прессы", комментируют ее и даже пытаются дать прогнозы на будущее. Образно говоря, аналитическая  журналистика уподобляется мозгу, координирующему  деятельность всех жизненно важных органов.

Понятно, что работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический  склад ума, умение не только фиксировать  очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и  связанные с ними теоретические  и практические проблемы общественного  развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины  и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих  в той или иной ситуации, оценивать  правильность выбора средств и путей  развития ситуации, обоснованности точек  зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют  большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической  – мысль, порожденная фактами, и  эмоции автора, порожденные этой мыслью. Вот и появляются аналитические  материалы по большей части в  журналах, а не в газетах, например.

Исследуя мир, как настоящий  ученый, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. А для этого он показывает все  события с точки зрения той  роли, которую эти события могут  сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления  удовлетворяют разнообразные потребности  человека.

Поскольку человеку не всегда известны реальные причинно-следственные связи  средств и целей, то ему трудно по достоинству оценить то, что  он сейчас делает. Аналитическое выступление  в средствах массовой коммуникации способно развеять сомнения в нужности и значимости конкретных фактов, событий, явлений.

Тематически можно выделить дюжину разновидностей журналистского анализа: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный. Но независимо от того, какой конкретно  теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует либо отдельные  актуальные события (например, военный  конфликт в Косово), либо процессы, протекающие  в обществе (демократизация), либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).

Для того чтобы этот вид журналистики был интересен читателям, очень  важен показ логической цепочки  развития событий с возможным  прогнозом на будущее. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а  что вред, – приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.

В последнее время аналитическая  журналистика стала активно развиваться. Журналисты без посторонней помощи пытается осознать произошедшее и интерпретировать факты. Или выстроить факты и  собственные размышления вслух  в такой последовательности, чтобы  аудитория сама сделала нужные журналисту выводы.

Такая специфика аналитической  журналистики дает возможность журналисту изображать не столько реальную, сколько  вымышленную страну. Представление  об образе жизни рано или поздно сформирует и саму жизнь. Иными словами, аналитическая журналистика моделирует образ мысли аудитории.

Это моделирование можно назвать  и манипуляцией, поскольку журналист  получает возможность вызвать определенную реакцию на свой материал, заранее  спрогнозировать действия и, в конечном итоге, управлять ситуацией. Поэтому  аналитическая журналистика очень  опасное оружие в руках неумелых журналистов.

Информация о работе Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»