Стилистические особенности речи тележурналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. И конечно для человека публичного - для журналиста особенно важно правильно владеть ресурсами русского языка и умело использовать речевые приемы в эфире радио и телевидения.

Содержание

Введение

Глава I . Речевая культура журналиста
1.1. Техника и выразительность речи в прямом эфире
1.2. Культура речи телеведущего
1.3. Использование стилистических средств в эфире


Глава II. Особенности речи в эфире

2.2. Ораторское искусство в журналистике
2.3.Обращение к эталонам дикторского мастерства ( Юрий Левитан, Алексей Каплер)



Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Стилистика.Word (3).doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)


Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Институт Гуманитарного Образования»

 

Факультет филологии, журналистики и актерского искусства

 

Специальность  Журналистика

 

Курсовая работа

 

 

Стилистические особенности речи тележурналистов

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

студент 5 курса

очной формы обучения

группы Ж-71д

 

 

курс, форма обучения, группа

подпись

И.О. Фамилия

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

С. М. Балуев

ученая степень (звание)

подпись

И.О. Фамилия

 

Работа защищена на оценку ______________ ( _________________________ )

Дата защиты: «________»______________________________________ 200_ г.

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Глава I . Речевая культура журналиста

1.1. Техника и выразительность речи в прямом эфире

1.2. Культура речи телеведущего

1.3. Использование стилистических средств в эфире

 

 

Глава II. Особенности речи в эфире

 

2.2. Ораторское искусство в журналистике

2.3.Обращение к эталонам дикторского мастерства ( Юрий Левитан, Алексей Каплер)

 

 

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начнем с того, что Стили́стика — это филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую. Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением»

В нашей работе мы будем рассматривать в большей степени языковедческий раздел стилистики.  Пробуем изучить основные приемы необходимые журналисту, работающему в прямом эфире.

Актуальность темы в том, что сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. И конечно для человека публичного - для журналиста особенно важно правильно владеть ресурсами русского языка и умело использовать речевые приемы в эфире радио и телевидения.

 

 

 

 

 

1.1. Техника и выразительность речи в прямом эфире

1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Хорошая четкая дикция очень важна для людей публичных. Прежде всего для того чтобы они были поняты и смогли догнести до слушателей нужную информацию. Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой журналист должен помнить закон: "Говорить надо не так, как ему удобно говорить, а прежде всего так, чтобы было удобно его слушать».

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.) Журналисту важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, темп можно ускорить.

3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Журналист должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

4. Голос имеет для журналиста большое значение. Это его индивидуальная характеристика, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

Голос имеет многие акустические характеристики. Журналист должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным .

          5.Звучность голоса.

Звучность голоса помогает сделать так, что их речь была слышна всей аудитории, даже тем, кто сидит далеко от выступающего. Так как же добиться звучности? Оказывается, звучность голоса зависит от двух причин. Первая причина чисто психологическая: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Вторая причина это физическая, к ее свойствам относится прежде всего правильное дыхание. Дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым. Когда мы выступаем, необходимо не только дышать глубоко и часто, все время поддерживая запас воздуха в легких, но и контролировать наше дыхание. Каким образом? Воздух надлежит выталкивать из легких не весь сразу, a  перерывами, с различной силой  и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз. Конечно, этому надо учиться, если не получается подсознательное, автоматическое контролирование сразу.

            6. Тембр.

          Качество произношения определяется также тембром окраской голоса. Тембр же зависит от особенностей голосовых связок, которые у каждого человека свои, неповторимые. Поэтому очень редко встречаются люди, которые обладают одинаковым тембром. Трудно, а то и невозможно, изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно. Прежде всего, следует помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли  ясны, вы уверены в своих силах, звучание голоса становится чище и  прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону зависимости оттого, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое небо.  Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость.

              7.Артикуляция.

         Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. А в этом главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо). Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и т.д. Действия всех этих частей, произносительной системы, скоординированы между собой без усилий со стороны говорящего. В эфире человек не должен даже думать о взаимодействии, например, голосовых связок и мягкого неба, языка и десен. Иначе он запутается и даже может начать заикаться. При естественном, автоматическом говорении органы произношения оказывают нужное влияние на все особенности голоса, определяющие его качество: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию.

         Насколько важно теле и радиоведущему обладать выразительной речью? Уже уходит в прошлое профессия диктора. В эфирах сейчас журналисты, которым необходимо совмещать в себе разные профессиональные способности: оперативно находить информацию,  готовить качественный текс и конечно умением его преподнести понятно и выразительно. Выразительное чтение – это прежде всего чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроем. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста, будь то доклад на общественно-политическую или научную тему, стихотворение или отрывок из художественной прозы.

           Можно ли «с ходу» прочитать выразительно какой-либо текст? Доходчиво можно прочитать лишь текст, который не только вам знаком, но и соответствующим образом подготовлен к использованию в аудитории. Следовательно, готовясь к тому, чтобы донести заданный текст доходчиво и выразительно до широкой публики, следует прежде всего предварительно прочитать его несколько раз, а затем уяснить его тему, идею, понять, где главная информация, где добавочная, а где вообще второстепенная, а может быть, даже избыточная. Исходя из этого, нужно разделить текст на смысловые части, вначале более крупные, а внутри них – более мелкие. Все эти части можно даже условно озаглавить, чтобы представить, в каком тоне читать ту или иную из них (информационном, патетическом, торжественном, ироничном и т.д.). Игра тонов обеспечивает живость чтения, естественность перехода от одной смысловой части к другой.

         Затем следует языковая проработка текста. Прежде всего необходимо проверить: знаем ли мы значение всех употребляемых нами слов, уверены ли мы в том, что ударение, с которым мы их употребляем, правильно. Если есть хоть малейшее сомнение в этом, обратиться лучше к словарям. Следует обратить внимание также на сочетаемость тех слов, которые мы употребляем редко или впервые. Здесь тоже может таиться опасность. Необходимо проверить и перепроверить эту сочетаемость по справочникам. Нельзя проходить мимо структуры выстроенных нами фраз, особенно сложных конструкций, оставлять без внимания смысловую и формальную соотнесенность их частей.

          Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение, то есть на умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.

             В процессе устной речи или выразительного чтения  наряду с говорящим всегда есть слушающий, воспринимающий речь. Сам говорящий тоже воспринимает свою речь, но его восприятие отлично от восприятия слушателей. Вот почему так важен «нейтральный слух» опытного товарища в процессе подготовки выразительного чтения или художественного рассказывания. Восприятие выразительного чтения или художественного рассказывания - процесс сложный, в нем участвует слуховой, речедвигательный и зрительный анализатор, первая и вторая сигнальная система. Но значение слуха превалирует. Слух - главный контролер правильности и выразительности речи. Успех в выразительном чтении в большой степени обусловлен развитием речевого слуха.

          Т.П. Сальникова утверждает, что «...выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается».

            Известный режиссер и актер К. Станиславский говорил: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же самое с менее важными, но все таки выделяемыми словами. Что касается негативных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать».

            К сожалению, журналистов, обладающих идеальной дикцией и красивым голосом от природы не так много. Необходимо специально обучаются этому. Дефекты речи (не важно, серьезные или едва заметные) мешают более полному восприятию. Только правильная постановка речи позволяет легко и более полно воспринимать информацию. Если журналист научится вести беседу без повышенных тонов и лишней жестикуляции, одним лишь голосом выделяя нужные моменты и заставляя слушать себя, то он достигнете много. И дикция сыграет далеко не последнюю роль.

Информация о работе Стилистические особенности речи тележурналистов