Языковые особенности публицистического стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 4
2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 7
3. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ И МЕТАФОРИЧНОСТЬ
4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17

Вложенные файлы: 1 файл

публицистический стиль.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Рязанский Государственный университет

им. С.А.Есенина. 

Факультет: русской филологии и национальной культуры

Специальность: теология

Дисциплина: русский язык и культура речи. 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

    «Языковые особенности публицистического стиля». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил студент 2 курса

Литвинов  Юрий.

Проверил  доцент

Плешакова В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЯЗАНЬ 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ:

 

      Введение

 

     Публицистический  стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка  и широко применятся в различных  сферах общественной жизни: в газетах  и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

     В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).

     Интерес к публицистическому стилю в  период преобразований резко возрастает. Публицистический стиль – очень  важен и необходим для развития общества и формирования общественного мнения.

 

     1. Основные черты  публицистического стиля 

     Публицистический  стиль занимает особое место в  системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в  рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" . К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

     Особенностью  публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

     Одной из важных функций публицистики (в  частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

     Многообразен  и жанровый репертуар современной  публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и  заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

     Богата  публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой  воздействия, использует самые разнообразные  тропы, риторические фигуры, многообразные  лексические и грамматические средства.

     Другой  основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

     Следует учитывать, что газета (отчасти и  другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий  языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

     Основной  стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

     На  стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние  оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств  массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

     Другая  сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

     1) документализм, проявляющийся в  объективности и проверенной  фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

     2) сдержанность, официальность, подчеркивающие  значимость фактов, информации; эти  черты реализуются в именном  характере речи, своеобразии фразеологии  (клише) и т. д.;

     3) известная обобщенность, абстрагированность  и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

     Такова  сложная стилевая структура газетной речи.

     Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных  лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

     Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

     Экспрессия  оценки выражается формами превосходной степени в элятивном значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше.

     Таковы  в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые средства их реализации.

     2. Лексические черты  публицистического стиля

 

     В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или  речевые клише), которые носят  не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

     Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

     Многочисленные  примеры речевых клише вошли  в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

     2. Отношения между отправителем  и адресатом в публицистическом  стиле подобны отношению между  актером и зрителями. "Театральная"  лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

     3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

     4. В публицистическом стиле особое  место принадлежит книжным пластам  лексики, имеющим торжественную,  гражданско-патетическую, риторическую  окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование,  воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

     5. В текстах публицистического  стиля часто присутствует военная  терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая  наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

     6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

     Газета  рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания  являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и опять-таки высокочастотные в газете:

     а) с негативной оценкой: загребать  жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки;

     б) с положительной оценкой: трудиться  не покладая рук, золотые руки и др.

Информация о работе Языковые особенности публицистического стиля