Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».

Содержание

Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ_Диплом.docx

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Жанры менялись и трансформировались вместе с ходом истории, но, в то же время, сохраняли преемственность  и устойчивость. Как отмечал М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот, и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития» [60; 104].

Таким образом, жанр – категория  историческая, которая своим развитием обязана другим видам деятельности.

 

 

1.3  СИСТЕМА ЖАНРОВ  ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Для достижения цели нашего исследования необходимо определить, какие жанры  существуют в современных газетных материалах. Это необходимо для определения  границ между жанрами, их места в  ряду других жанровых разновидностей, установления отличительных признаков  и особенностей каждого из них.

Современная теория журналистики рассматривает  несколько подходов в классификации  жанров. Разнообразие мнений определяется тем, что каждый из исследователей берет  за основу деления разные  жанрообразующие  признаки. Наиболее важными объединяющими началами традиционно считаются предмет, способ отображения действительности, целевую установку, формы персонификации информации и языковой фактор. Причем роль способа отображения действительности намного значительнее всех остальных жанрообразующих признаков.

В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, жанрообразующие факторы (содержательно-формальные признаки): предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод  отображения. 

Жанрообразующим свойством обладает также целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей  целью в нескольких словах познакомить  читателя с этим событием, коротко  обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор  поставит своей целью детальное, подробное описание события, его  причин, прогноза его развития и  др., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением. Целевая установка  проявляется прежде всего в том  или ином уровне детализации, глубины  постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.

По мнению ряда исследователей (А.А. Князев, А.А. Тертычный), в журналистике существует два основных метода «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог – рационально-познавательный (логический) и художественно-образный. Рационально-познавательный метод включает в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются, прежде всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и др. Суть художественно-образного метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа. Применение в журналистике художественно-образного метода связано с использованием образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий. [43].

В формировании набора характеристик  публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, значительную роль играет метод отображения действительности. Предметом журналистского отображения  может стать практически любое  явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Предмет  отображения, интересующий, например, автора аналитической публикации, в  подавляющем числе случаев находится  во внешнем по отношению к этому  автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем  внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает возможность говорить о  разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов  отображения, на две группы: собственно аналитические, и «самоаналитические»  публикации.

В журналистике существуют три главных  способа отображения: фактографический; аналитический; наглядно-образный. Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины  проникновения в суть предмета отображения. Первый способ, фактографический, нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?). Второй способ, аналитический, нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения. Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже – художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Разные ученые различают разные способы разделения журналистских  жанров.

Например, исследователь Л. Кройчик считает, что «жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков» и разделяет тексты на:

    • оперативно-новостные – все виды заметок;
    • оперативно-исследовательские – отчет, репортаж, интервью;
    • исследовательско-новостные – рецензия, корреспонденция, комментарий;
    • исследовательские – статья, письмо;
    • исследовательско-образные – фельетон, эссе. [51]

М. Ким считает, что основным недостатком классификации Л. Кройчика является то, что, с одной стороны, выделяются чистые типы текстов (исследовательские), а с другой - гибридные (оперативно-исследовательские). По мнению Кима, было бы логичнее, если бы гибридные типы текстов группировались вокруг чистых жанровых видов, имеющих устойчивые признаки. [36, 16]

По-другому к рассмотрению этого  вопроса подходит С. Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на жанры новостной информации:

    • диалогические жанры;
    • ситуативно-аналитические жанры;
    • эпистолярные жанры;
    • художественно-публицистические жанры;
    • сатирические жанры. [25]

В.К. Волкова предлагает следующую классификацию жанров:

  • информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос, др.;
  • аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары, др.;
  • художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог, др.;
  • шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу,  ток-шоу, др. [20]

Традиционным в журналистике считается  подход к разделению жанров на три  группы (информационные, аналитические, художественно-публицистические).  Исследователи утверждают, что "система  жанров советской журналистики как  четкая структура была сформирована по единому принципу, критерием (способ освоения жанром жизненного материала) в три группы" [98; 20, 144].

Однако существовали определенные дополнения, которые не полностью  совпадали с основным утверждением. В частности, В. Рубан считает ошибочным употребление термина "информационный жанр". Он предлагал обратиться к видам, как в литературе, и выделял два постоянных вида журналистского творчества – информацию и публицистику. По мнению Д. Григораша, все газетные жанры относятся к публицистике, а И. Валько при классификации жанров предложил исходить из основ теории социального отражения, которое может быть простым, обобщенным и обобщенно-эстетическим. Именно поэтому И. Валько, как и В. Здоровега, Д. Прилюк, считал разделение на жанры информационные и аналитические условным [98; 144-146].

Ученый Т. Трачук заключает, что общая дискуссия по поводу классификации жанровой системы была обобщена в учебнике "Теория и практика советской журналистики (Основы мастерства. Проблемы жанров) ", где зафиксировано деление на три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические [98; 20; 146].

В. Пельт в работе "Дифференциация жанров газетной публицистики" [79; 48] выделяет те же родовые группы основных газетных публикаций, и сравнивая с разделением Е. Прохорова (событийная, аналитическая, художественная) и Д. Прилюка (сообщение новостей, комментирования фактов, публицистическое раскрытие), утверждает об аналогичности их взглядов. Основная мысль В. Пельта заключается в том, что в общих чертах во всех классификациях присутствует триединая формула. Несмотря на определенные индивидуальные замечания и особенности, система журналистских жанров все же функционировала по единым принципам, а группировки происходили в рамках основной традиционной классификации. [79; 19-20]

А. Кобяков предлагает следующую классификацию жанров газетной журналистики:

1) Информационные жанры: информация,  заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, вопрос-ответ, совет, пресс-релиз, некролог;

2) Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация;

3) Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпитафия, анекдот, шутка, игра. [45]

Таким образом, в настоящее время  в современной журналистике сложилась  развитая и гибкая система жанров, которая сохраняет преемственность, но отличается определенной подвижностью. В нашей работе мы будем опираться на типологию, согласно которой все жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

 

 

1.3.1 Информационные жанры

 

 

Главная цель информационного материала  – сообщить о факте,  конкретном событии. Журналист, работающий с информационными  жанрами, должен ответить на вопросы  «что?», «где?», «когда?». Поэтому главными требованиями являются оперативность, фактическая точность, релевантность. Материалы содержат простую информацию, констатируют факт, который произошел  в недалеком прошлом. Тексты, относящиеся  к информационным жанрам, позволяют  аудитории получать оперативную  информацию, поэтому они составляют основную часть газетных материалов.

Информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и  актуальность факта и оперативная  его подача. Различают два способа  подачи краткой новости: жесткий, когда  идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями.

Основными жанрами информационной журналистики являются заметка, репортаж, информационное интервью, информационная корреспонденция, информационный отчет, блиц-опрос, некролог. [102]

Наиболее оперативные жанры:

– хроника – небольшое сообщение;

– интервью – материал, сделанный  на основе беседы журналиста;

– репортаж – запись,  отражающая ход какого-либо события.

Им свойственны лаконичность, оперативность, сообщения о событии. Информационные жанры отличаются особыми приемами передачи информации, «телеграфным стилем»  в контексте реального времени. Оперативность, емкость, сжатость, новизна  информации, социальная значимость –  их характеристики. Главная из них  – новость: срочное, интересное, занимательное  сообщение о новом событии. Новость  начинается с зачина, затем излагается основная часть. Лид – наиболее важный фрагмент новости. Он вовлекает читателя в чтение, создает впечатление  о неотложности и возбуждает интерес. Ключевое слово – событие. Что-то происходит быстро, конкретно, заметно  и в ограниченный  промежуток времени.  Событие – это перемена. Что-то меняется, факт изменения и есть новость (крючок). На событие нанизывается сюжет. Событийная новость – внезапная перемена. Если изменение длительное – речь идет о новости – тенденции (поднятие суши). Передача информации в определенном аспекте называется ракурсом.

Информационное сообщение затрагивает  традиционный предмет обсуждения на близком расстоянии к фактическим  событиям, которые, с одной стороны, носят сенсационный и неожиданный  характер, а с другой – участниками  их оказываются частные лица; такие  сообщения доступны пониманию, имеют  значение для людей.

Классическими элементами новости  считаются:

– своевременность (должна быть свежей);

– близость (понятность конкретной аудитории);

– общезначимость; 

– конфликтность (особая яркость, причудливость  событий);

– связь с известным именем, известным человеком;

– человеческий интерес (обстоятельства, которые не оставят читателя равнодушным).

Заметка является простейшей формой информационного материала. Она  состоит из 10-30 строк. Ее цель – очень  кратко, точно и оперативно сообщить о событии. Заметка может содержать  факты, версии, информацию о планируемых  событиях, оценки, нормы, советы. Событийные заметки призваны дать просто описание явлению. Существуют различные виды заметки. Анонс содержит в себе превентивное сообщение о предстоящих мероприятиях. Аннотация нацелена на описание качеств  какого-либо информационного явления. Мини-рецензия публикуется для того, чтобы рассказать о впечатлении, полученном автором после знакомства с предметом. Мини-история повествует о жизненных, семейных, профессиональных интригах. Мини-совет стремится дать читателю какую-либо рекомендацию.

Репортаж представляет собой материал, содержащий в себе впечатления и  эмоции автора о произошедшем событии. Задачей журналиста является объективно, живо и наглядно рассказать о явлении. Репортаж использует практически все  художественно-выразительные средства, применяемые в журналистике. Автор  стремится создать «эффект присутствия», то есть дает возможность читателю взглянуть на событие глазами  очевидца. Репортаж отличает динамика, эмоциональность, документальность, убедительность.

 Интервью – это информационный  жанр, который содержит вопросы  журналиста и ответы собеседника.  Автор стремится проинформировать  читателей о сведениях, полученных от интервьюируемого лица. Этот жанр требует большей подготовки, чем другие информационные жанры. Журналист старается ответить на возможные вопросы читателей, владеет информацией о своем собеседнике. Интервью может содержать лирические вставки, описание внешности и манер интервьюируемого, использовать различные выразительные средства.

Информационный отчет – сообщение  о событиях, на которых происходит обмен информацией: заседания, митинги, собрания, брифинги и т.д. Основной особенностью, помимо оперативности, злободневности, полноты информации, является ее максимальная точность. Журналисту необходимо проверять  факты, цифры, фамилии участников. На подобных мероприятиях делаются выводы, заявления, принимаются решения. Поэтому  автору информационного отчета нужно  точно передавать их формулировки. В связи с этим данный жанр активно  использует цитирование. Общие отчеты излагают факты в хронологическом  порядке. Тематические – освещают 1-2 наиболее важных вопроса. Аналитические  – содержат авторский комментарий. [102]

Информация о работе Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика»