Жанры аналитической журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе, используя учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы………………………5
Глава 2. Основные аналитические жанры……………………………………..7
2.1 Аналитический отчёт………………………………………………….7
2.2 Аналитическая корреспонденция……………………………………9
2.3 Аналитическое интервью…………………………………………….11
2.4 Беседа……………………………………………..…………………..13
2.5 Комментарий…………………………………………………………15
2.6 Рецензия………………………………………………………………21
2.7 Статья…………………………………………………………………24
2.8 Журналистское расследование……………………………………..25
2.9 Аналитический пресс-релиз…………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы…………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 71.26 Кб (Скачать файл)

                                                                           

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

ИНСТИТУТ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

 факультет технологий кино и телевидения

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Основы журналистской деятельности»

 

на тему: «Жанры аналитической журналистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 217 группы

I курса  ФТКиТ

Казанцева В.А.

Научный руководитель:

кандидат  философских наук

Синельников Д. П.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие  факторы………………………5

Глава 2. Основные аналитические  жанры……………………………………..7

2.1 Аналитический отчёт………………………………………………….7

2.2 Аналитическая корреспонденция……………………………………9

2.3 Аналитическое интервью…………………………………………….11

2.4 Беседа……………………………………………..…………………..13

2.5 Комментарий…………………………………………………………15

2.6 Рецензия………………………………………………………………21

2.7 Статья…………………………………………………………………24

2.8 Журналистское расследование……………………………………..25

2.9 Аналитический пресс-релиз…………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы…………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общеизвестно, что журналистская  информация доносится до читателей  в жанровых формах. Между теоретиками  журналистики нет согласия в том, что конкретно считать жанром. Более того, многие утверждают об отсутствии необходимой жанровой палитры. Главное - глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. «Кроме того, заявляют некоторые ученые, эталонных текстов, своего рода шаблонов в творческом деле существовать не может…, надо признать, что форма- это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельной случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше…».

Классическая концепция  жанровой дифференциации терпит нападки, а сам жанр теснится новым понятием «текст». Многие журналисты объясняют этот процесс различными причинами, но факт остается фактом: в науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной журналист–исследователь творит собственную теорию жанров, порой, не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Однако именно такой разброс мнений свидетельствует в пользу жанра - этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности, которая помогает плодотворно работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях.

Различия между жанрами  определяются выбором средств и  способов раскрытия темы, степенью детализации, объемом информации и  включенностью авторской оценки в предмет описания. Жанровые формы  дифференцируются также в зависимости  от конкретной функции, объекта изображения, цели, характера освещаемого факта, количества собранной информации, специфики издания, для которого готовится публикация. В одних случаях от журналистских материалов требуется констатация, активность, информативность, в других - исследование, анализ, комментарий. Поэтому знать об этой классической концепции любому журналисту необходимо: она всего лишь облегчает процесс создания текста, суммирует и организует факты, помогая автору сконцентрироваться на главном.

В своей работе, используя  учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики. А теперь обо  всем об этом подробнее…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы.

Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет  отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.

Предмет отображения.

Предметом журналистского отображения  может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, все-таки не стоит соглашаться с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие “предметные совпадения” могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.

Поэтому предмет отображения  как жанрообразующий фактор имеет  значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах.

Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в  подавляющем числе случаев находится  во внешнем по отношению к этому  автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает возможность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (неравные по объему их представленности в журналистике) группы: собственно аналитические и самоаналитические публикации. Данная предметная “развилка”, как видим, действительно является постоянным жанрообразующим фактором.

Целевая установка.

“Сильным” жанрообразующим  свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.

Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их “свернутом” виде, а во втором случае он “развертывает” такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.

Таким образом, целевая установка  проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.

 

 

 

 

Глава 2. Основные аналитические жанры.

2.1 Аналитический  отчёт.

Отчет является одним из наиболее “древних” жанров журналистики. Прежде всего это касается той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов о различных форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях императорам, царям или населению, с появлением газет отчет перекочевал на их страницы. Активно этот жанр использовался, например, уже в первой российской газете — петровских “Ведомостях”. Так же активно используется отчет и в современной журналистике. Это утверждение существенно и для той разновидности отчета, который называется аналитическим.

Предметом современного аналитического отчета, выражаясь языком современной  науки, является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря — выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т. п. Этот же предмет может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции, информационного отчета присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики. Он отличается от других жанров рядом признаков. Так, если в публикациях информационных жанров главным образом констатируют ход собрания, конференции, сообщают, кто выступил, что сказал (или даже показывают, как сказал и как это было воспринято аудиторией), то есть отображают внешнюю сторону предмета, то аналитический отчет “берет” в предмете другое, а именно — отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей.

Цель информационного  отчета — проинформировать аудиторию  о ходе собрания, конференции и  т. д. Цель аналитического отчета —  показать взаимосвязь тех или  иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Иными словами, выступления  участников предстают как бы “мостиком” для переключения внимания аудитории  данного СМИ с конкретного  съезда, собрания, конференции на то, что происходит в жизни самой аудитории. Такой переход помогает уже самим читателям, слушателям, зрителям судить об описываемом съезде или собрании, об отдельных его участниках с позиции тех реальных проблем, ситуаций, процессов, в которые включены сами эти читатели, слушатели, зрители.

При этом автор аналитического отчета может, в отличие от автора информационного отчета, не ставить перед собой цель сообщить о всех выступлениях или выступивших, но сконцентрировать внимание на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения взаимосвязи речей с реальными делами, которую он анализирует. Отбор может производиться, например, на основе тематического единства ряда выступлений. И в этом случае автор получает возможность рассмотреть какую-то одну сторону актуальной действительности с позиций разных докладчиков. Он может сосредоточить внимание на каком-то одном, наиболее значительном выступлении и с его позиций рассмотреть разные проблемы реальной жизни. В любом случае анализ выходит за рамки прозвучавших выступлений. Однако это не может восприниматься автором аналитического отчета как повод для искажения содержания и формы выступлений участников. Он может трактовать, интерпретировать, объяснять эти выступления, но это должно быть сделано так, чтобы аудитория легко смогла отличить, мысли самого автора от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.

В зависимости от сложившейся  реальной ситуации, реальной проблемы, реального процесса, с которым  соотносятся выступления участников форума, журналист может сосредоточить  свое внимание в аналитическом отчете либо на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния, либо на прогнозе их развития, либо на плане, программе  действий в связи с ними. В соответствии с этим, он будет обращать внимание либо на объяснения, либо на предложения, содержащиеся в выступлениях и относящиеся к обсуждаемым проблемам, ситуациям, процессам, происходящим в реальности. Это в значительной степени и определит вид аналитического отчета — будет ли это отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет программа.

 

2.2 Аналитическая  корреспонденция. 

Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли  уже в XVIII веке. Однако надо иметь  в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, журналов (заметки, письма читателей, отчеты и т. д.). Лишь в конце XIX века это понятие стало связываться с определенным жанром. Сущность этого жара становится понятной в результате выявления особенностей публикаций, “подводимых” под него. Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров другими жанрообразующими факторами. Например, цель репортажа — дать наглядное, “живое” отображение “предметного” события (поэтому репортер использует главным образом при сборе материала метод наблюдения: нет наблюдения — нет репортажа). Цель отчета ~ точно отобразить “информационное событие” (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходившее в точной последовательности. Цель информационной корреспонденции — сообщить нечто о “предметном” событии, но используя при этом, в отличие от репортажа, не “живое” наблюдение, а в отличие от отчета — не фрагменты выступлений или сообщений, а “свернутый” пересказ происходившего. Цели аналитической корреспонденции иные. Она также содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя и “живое” наблюдение, и фрагменты каких-то выступлений, и “свернутый” пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование- Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т- д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и другие.

Информация о работе Жанры аналитической журналистики