Смысловое изложение художественных и публицистических текстов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.
Цель автора - описать все вытекающие термины с практической и теоретической сторон. Этим объясняется включение в контрольную работу примеров работы над текстами художественной литературы и публицистики.

Содержание

Введение
Классификация способов изложения и видов текста
Повествование, его виды и признаки
Виды повествования
Типичные ошибки построения повествования
Описание, его виды и признаки
Виды описания
Типичные ошибки построения описания
Рассуждение и его формы
Форма рассуждения
Правила логического доказательства
Определение и объяснение
Виды определений
Правила определений
Типичные нарушения правил определения понятий
Список использованной литературы
текст повествование ошибка рассуждение понятие

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.rtf

— 256.06 Кб (Скачать файл)

Прием, придающий познавательному описанию достоверность, - рассказ об увиденном от первого лица. Такое описание включает детали, о которых может рассказать только тот, кто видел описываемое.

Я шагаю по Стокгольму, красивому, умытому городу. На центральных торговых улицах автомобильное движение запрещено. Толпы пешеходов: покупатели, туристы и просто зеваки… Шведы любят украшать свои дома, каждый имеет право вывесить из окна государственный флаг, в день своего рождения, в годовщину свадьбы и просто по случаю хорошего настроения. Флаг может висеть с утра до заката солнца, потом его надо снять, а утром можно снова вывесить.

Портретное описание представляет героя публикации, перечисляя черты его внешности, показывая, как в них проявляется его характер, оценка действительности, его манера поведения и отношение к нему автора описания. Примером описания, наиболее точно запечатлевшего облик Пушкина, по мнению современников, может служить портрет, созданный И.А. Гончаровым:

…Пушкин говорил с увлечением, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так что за толпой трудно было расслышать…

С первого взгляда наружность его казалась невзрачной. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубин и какое-то благородство в этих глазах, которое потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портретом Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся, это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная пропорциональная ему голова с негустыми кудрявыми волосами. (Упоминание о гравюре с известного портрета поэта расширило возможности словесного описания.)

Портретное описание может фиксировать не только черты внешности человека, но и обращать внимание читателя на то, как в поступках, манере поведения героя раскрываются черты его характера.

Антон Павлович слушал несладкую речь; в его грустных глазах поблескивала улыбка, вздрагивали морщинки на висках, и вот своим глубоким, мягким, точно матовым голосом он сам начинал говорить простые, ясные, близкие к жизни слова, слова, которые как-то сразу упрощали собеседника: он переставал стараться быть умником, отчего сразу становился и умнее и интереснее…(М. Горький «Литературные портреты»)

Герой современных журналистских публикаций, представленный обобщенным портретом человека определенной профессии, воссоздает типичный характер, обычно акцентируя внимание читателя на одной ведущей детали.

Информационные описания содержат новые для читателя сведения и характеристику предмета, зачастую преследуют практическую цель, широко используются в рекламе.

…Недавно на московском рынке стальных дверей появилась новая дверь… Судите сами, с двух сторон металл толщиной 2 мм, внутри двери мощные ребра жесткости. Все это сварено точечной и полуавтоматической сваркой. Рама представляет собой весьма весомую в прямом смысле конструкцию особой формы, сделанную на гибочном оборудовании. Внутрь двери закладывается экологически чистая минеральная вата. По периметру двери - специальный резиновый уплотнитель.

Описания процессов - вид информационных описаний. Они близки к повествованию, но отличаются от него тем, что должны создать в представлении читателя целостную картину происходящего, временные рамки которой четко обозначены.

Конвейер похож на трассу американских горок. Кусок сырого теста выпрыгивает из тестоотделительной машины. Потом ножи в рост человека нарезают будущий «нарезной». Батоны шеренгами заезжают в туннельную печь, самое мощное во всем цеху сооружение - метров 30 в длину. Через специальное окошечко видно, как «нарезные» подрумяниваются, а надрезы вспухают. Последняя стадия - упаковка: железный рот мгновенно надувает пакет, железная рука ловко вбрасывает в него хлеб и запечатывает. Секунда на батон.

Репортажное описание ведется от лица автора - участника или свидетеля событий, делая читателя их очевидцем, подчеркивает достоверность изображаемого. При выборе элементов описания предпочтение отдается зрительным впечатлениям, соотнесенным с определенным моментом.

Узнав, что столицей зимней Олимпиады-2014 выбран Сочи, российские чиновники не сдерживали эмоций… Рогге осторожно принялся вскрывать конверт с названием города-победителя. Российская команда съежилась, и все, схватив друг друга за руки, следили за движением пальцев президента МОК. Сочи опередил Пхеньян на четыре голоса: 51 против 47. Из 27 членов МОК, ранее отдавших голоса Зальцбургу, 17 проголосовали за Россию.

Корейская делегация, представленная следующими мужчинами, рыдала, прикрывая лица руками. Ликующие россияне перемешались в улыбках и объятиях. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев закутался в российский флаг и качался, прикрыв глаза. Вячеслав Фетисов подхватил почти потерявшего сознание Александра Жукова и стал что есть силы трясти его. «Мы просто счастливы, счастливы… Это всемирное признание новой России…» Жукова взбодрил телефонный звонок: Путин звонил ему с поздравлениями и поручением поздравить всех остальных, в первую очередь Рогге.

Публицистическое описание служит средством выражения авторской идеи. Оно документально, достоверное, элементы описания точно воспроизводят реалии действительности. Построение публицистического описания, выбор выразительных средств отрицают возможность содержательных и конструктивных схем, они определяются эмоциональным складом личности автора.

Внешне он похож на храм золота, как изгрызанный кусок угля на хорошо отполированный слиток благородного металла…

…Стены его и крыша не выложены золотом, как в храмах Древнего Египта или бирманских пагодах. В них вгрызлась подагрическими пальцами прошлого многовековая копоть. Его фасад не украшают золотые боги с полузакрытыми глазами и носами с алчным вырезом ноздрей, с руками, сплетенными на необъятных животах неисправимых обжор. Его фасад - длинная глухая стена, лишь кое-где, и неизвестно почему, изрезанная морщинами коринфских колонн…

…Храм золота - гигантский кусок угля, и официальное наименование это здания - «Бэнк оф Инглэнд». (Р. Стуруа)

 

Типичные ошибки построения описания

 

Выбор элементов описания, их взаимное расположение не продуманы. В тексте допущены противоречия, формулировки автора неточны.

... Они вышли на крыльцо дачи, и Полина невольно задержала взгляд на панораме, открывающейся отсюда, с высокогорья. Поселок «Зодчий», пестрея молодой зеленью и разноцветными крышами, сбегал по пологому спуску к Серебрянке. Река извилистой голубой лентой обрамляла обширную луговую пойму и замыкала это обрамление у тростникового озера, бурно и пенно вливаясь в его спокойную гладь. А на горизонте параллельно Серебрянке и побережью озера и пока в значительном отдалении от них раскинулся Приозерск...

Читатель не сможет представить описываемую картину: панорама - вид местности, подразумевающий обширное пространство, задержать на нем взгляд невозможно, река не может замыкать обрамление поймы у озера', побережье - полоса земли вдоль морского берега. Где раскинулся город Приозерск, непонятно.

Позиция, с которой ведется наблюдение, не ясна, не служит организации описания. Наблюдатель не может видеть того, о чем говорится в тексте:

Темная однообразная труба тоннеля таганско-краснопресненского радиуса торопливо уходит вперед, причудливо извиваясь, словно змея-гюрза в неспокойной акватории. Состав послушно набирает положенную ему регламентированную скорость, ловко маневрируя в многочисленных поворотах... В кабине машинистов на удивление тихо, во всяком случае говорить можно спокойно, без оглушительного крика.

Увидеть уходящую вперед трубу тоннеля невозможно. Введенное автором сравнение «извиваясь, словно змея-гюрза в неспокойной акватории» - неудачная попытка украсить изложение, упоминание об оглушительном крике не подготовлено предыдущим изложением. Положенная составу скорость - скорость регламентированная.

Описание не должно оставлять сомнения в реальности наблюдений.

...скупой свет выхватывает из темноты выщербленные временем мраморные колонны, пол, засыпанный слоем земли... Лучше всего сохранился куполообразный потолок, на котором можно рассмотреть детали мозаичного орнамента. В центре купола из красного мрамора и крупных раковин морских моллюсков выложен ровный круг.

Возможно ли рассмотреть в темноте все то, о чем пишет автор?

Нарочитая красочность пейзажных описаний лишает их достоверности, препятствует точности логических связей.

...аккуратные двухэтажные коттеджи в старом английском стиле спускались амфитеатром к самой воде, а вокруг полыхала на склонах буйная зелень. Не случайно, очарованные этим природным чудом, еще 500 лет назад португальские первооткрыватели дали этому месту название Сьерра Леоне, что означает «Львиные горы».

Нарушено требование единовременности перечисляемых элементов описания.

...Мальчиком Коля видел столицу с высоты храма Христа-Спасителя, того самого, еще не взорванного. С галереи вокруг купола открывалась панорама Москвы: купола, купола, кресты, а по городским окраинам фабрично-заводские трубы. И где-то среди них бывшая фабрика англичанина Флетчера, позже гардинно-кружевной комбинат имени Свердлова.

Одновременно увидеть то, что перечислено в описании, невозможно. Фабрика, о которой идет речь, в то время не была ни бывшей фабрикой Флетчера, ни комбинатом имени Свердлова. Расплывчатые формулировки не могут создать точного описания.

Выполненная из серебра миниатюра представляет собой штампованный овал... В центре знака - объемная фигура стоящего на задних лапах медведя с дубиной (или оглоблей), держащего сумку типа денежного ящика.

Представить на основании такого описания миниатюру невозможно.

Портретное описание требует от автора и редактора не только умения наблюдать, но и соблюдения этических норм.

...В специальной анкете, отвечая на вопрос: «Почему вы хотите стать "мисс Вселенная?"», Наташа явно пнула ножкой скандально известную, единственную пока нашу обладательницу этого титула Оксану Федорову, которая, напомним, добровольно отказалась от почетного звания. Юная красотка написала: «Хочу увидеть мир и доказать, что русские девушки тоже могут с достоинством нести титул мисс Вселенная».

«Пнула ножкой, «юная красотка», ничем не подтвержденное упоминание о скандальной известности обладательницы почетного титула - элементы описания, нарушающие требования этики.

- Выиграть - полдела, а ведь проект-то очень сложный, теперь главное - не обделаться.

Это высказывание руководителя крупной российской компании, возможно, уместное в устном общении, было не только процитировано в репортаже, но и вынесено газетой в заголовок о победе россиян в Олимпийской гонке. Речь героя, форма выражения его мыслей и чувств, - важная деталь портретной характеристики.

 

Рассуждение и его формы

 

Рассуждение как способ изложения и вид текста формирует процесс выведения нового знания. Цель рассуждения - исследовать явления, установить между ними связь, обобщить их, сделать вывод, убедить читателя в истинности вывода или опровергнуть его ложность. «…Гораздо легче описать дорожный пейзаж, село, каким оно открылось с пригорка, чем ввести в литературу серьезную проблему, какая бы она ни была, и ввести так, чтобы литература осталась литературой, а не была литературным оформлением проблемы. Так, как это сделал Овечкин в "Районных буднях"» (А. Твардовский).

Суждения в этом виде текста располагаются в строгой логической последовательности, связи имеют подчинительный характер. Рассуждения в текстах массовой информации обычно служат обоснованию точки зрения автора. В правильно построенном рассуждении одно суждение вытекает из другого и начинает в свою очередь новое суждение, вывод открывает путь к дальнейшим мыслительным операциям.

Ход рассуждения в очерке В. Пескова «Краеведы»:

Точка зрения автора, истинность которой он намерен доказать:

Четких границ между наукой и «любительским краеведением» не существует.

Основная часть рассуждения - сопоставление любительского краеведения и научного исследования (краеведы-любители и ученый-краевед).

Я знаю человека, который всю жизнь посвятил разыскиванию камней с древними знаками (он их называет «следовики»). Краевед исходил едва ли не всю Европейскую часть России, составил карту находок, имеет свое представление о природе камней с письменами… Есть краевед-ботаник, восстановивший карту растений на бывшем когда-то целинным, а ныне распаханном поле Куликовым… Назовем, наконец, большого ученого-краеведа (тоже уроженца Рязанской губернии!) Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. К простой фамилии «Семенов» слово «Тян-Шанский» прибавлено за большие заслуги в большом путешествии со множеством разных открытий.

Вывод, обобщающий суждения автора и дающий повод для дальнейших рассуждений читателя:

Под руководством Семенова-Тян-Шанского был издан замечательный труд - десять томов с любопытным названием: Россия - полное географическое описание нашего отечества - «Настольная и дорожная книга для русских людей». - Название подчеркивает связь научного и любительского краеведения.

Информация о работе Смысловое изложение художественных и публицистических текстов