Смысловое изложение художественных и публицистических текстов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.
Цель автора - описать все вытекающие термины с практической и теоретической сторон. Этим объясняется включение в контрольную работу примеров работы над текстами художественной литературы и публицистики.

Содержание

Введение
Классификация способов изложения и видов текста
Повествование, его виды и признаки
Виды повествования
Типичные ошибки построения повествования
Описание, его виды и признаки
Виды описания
Типичные ошибки построения описания
Рассуждение и его формы
Форма рассуждения
Правила логического доказательства
Определение и объяснение
Виды определений
Правила определений
Типичные нарушения правил определения понятий
Список использованной литературы
текст повествование ошибка рассуждение понятие

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.rtf

— 256.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Смысловое изложение художественных и публицистических текстов

 

 

Оглавление

 

Введение

Классификация способов изложения и видов текста

Повествование, его виды и признаки

Виды повествования

Типичные ошибки построения повествования

Описание, его виды и признаки

Виды описания

Типичные ошибки построения описания

Рассуждение и его формы

Форма рассуждения

Правила логического доказательства

Определение и объяснение

Виды определений

Правила определений

Типичные нарушения правил определения понятий

Список использованной литературы

текст повествование ошибка рассуждение понятие

 

Введение

 

Искусство писать журналист постигает на протяжении всего своего творческого пути, изучая образцы этого искусства, штудируя теорию, претворяя замыслы в тексты выступлений. Значительное место в деятельности каждого журналиста занимает работа с материалами, написанными другими авторами, т. е. работа редакторская.

Работая над содержанием и формой произведения, редактор анализирует не только организацию текста как целого, но и рассматривает каждый такой фрагмент в отдельности. Редактора должно интересовать, какие смысловые элементы и в какой последовательности представлены, каковы их взаимосвязи, насколько это обосновано смыслом и целью текста. Иными словами, редактор оценивает способ изложения, или функционально - смысловой тип речи, - определенную последовательность смысловых элементов, обусловленную содержанием материала и задачей автора.

Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.

Цель автора - описать все вытекающие термины с практической и теоретической сторон. Этим объясняется включение в контрольную работу примеров работы над текстами художественной литературы и публицистики.

В составлении контрольной работы, автор использовал только учебные пособия и справочники.

 

 

Классификация способов изложения и видов текста

 

Способ изложения (функционально-смысловой тип речи) - формируется последовательностью элементов смысловой структуры речи в ходе ее порождения и является конструктивной основой текста. Выбор способа изложения определяется целью автора, характером смысловой информации и той действительностью, которая служит предметом речи. Воплощаясь в структурные единицы текста, функционально-смысловые типы речи представляют виды текста.

Вид текста - структурная единица текста, которую характеризуют смысловая целостность, организация по определенной схеме, графическая оформленность. Виды текста принято подразделять по способу изложения на изобразительные (констатирующие) - повествование, информационное сообщение, описание, информационное описание, логизированные (аргументирующие) - рассуждение, умозаключение и обобщающие - определение и объяснение понятий.

Современная лингвистическая классификация текстов, характеризуя принципы их построения, дополняет схему, выделяя инструктивные тексты, ориентированные на осуществление действия (побуждение к действию, приказ, призыв, просьба, инструкция).

Система видов текстов, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующей таблицей:

 

Виды текстов по способу изложения

Изобразительные

Логизированные

Инструктивные

Повествование

Описание

Аргументирующие

Обобщающие

Побуждение к действию

   

Рассуждение

Объяснение

 

Информационное сообщение

Информационное описание

Умозаключение

Определение понятия

Приказ, просьба, инструкция, материалы законодательного и инструктивного характера


 

Первая строка схемы представляет виды текстов, характерные для публицистических и аналитических жанров, вторая - для жанров информационных, форма которых подчиняется требованиям стереотипа.

Целевая установка создателя текста формирует преобладающий способ изложения и не исключает создания так называемых смешанных текстов, в которых сочетаются различные способы изложения. Новые возможности техники и технологии воспроизведения текста активизировали создание креолизованных (смешанных) текстов, в которых сочетаются слово и изображение - вербальные и невербальные (изобразительные) средства передачи информации (рисунок, фото, таблица, схема, график, чертеж, диаграмма).

 

Повествование, его виды и признаки

 

Повествование - это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующее.

Рассмотрим пример:

Это был акт детской мести. 1886 году некий московский сорвиголова 10-12 лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то шалость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить. На болотистом берегу речки Пресни он наловил с десяток ужей. Добычу свою в мешке принес в купеческие хоромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре. Мощное купеческое «Караул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию.

Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро: нашел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую…без особого труда вычислил виновника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварями отнес в участок, чтобы следующим утром выпустить несчастных куда-нибудь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, заинтересовался содержимым явно «не местного» мешка. Какой же мощи были выражения, разносившиеся по всему участку! В результате решительных действий разгневанного пристава «таких-растаких змеюк» вышвырнули на ближайший пустырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию.

Перед вами типичный повествовательный текст. Курсивом выделены основные моменты, составляющие его смысловую основу, - узлы повествования. Каждый из них представляет относительно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый такой эпизод обусловливает появление следующего. Мальчик получил взбучку - оскорбился - решил отомстить - наловил ужей - спрятал в мешке в кладовке - но твари уползли из мешка - состоялось рандеву хозяйки со змеюкой - дворник услышал испуганный крик и позвал свисток на помощь будочника…. Распложены узлы повествования в соответствии с реальным ходом событий - в хронологической последовательности. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Существенный элемент повествования - его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о том, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, немаловажная особенность повествования - авторская интонация, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и характеризуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором - испуганная купчиха и дворник, в третьем - будочник, в четвертом - участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

Синтаксической опорой повествовательного текста служат формы глаголов совершенного вида прошедшего времени, которые передают значение завершенного действия, результата. Между собой предложения синтаксически и логически равноправны и соединены сочинительной связью или бессоюзной, но передающие те же сочинительные смысловые отношения.

Приведенный пример - это так называемое эпическое повествование. Автор, наблюдавший ситуацию со стороны, ведет обобщенный рассказ о ней как о событии случившемся. Все необходимые подробности либо упоминаются в тексте, либо легко восстанавливаются из него.

Помимо эпического выделяется сценическое повествование, суть которого в том, чтобы через образную, часто не передаваемую текстом, но непосредственно наблюдаемую деталь (внешность, манера говорить, интонация, костюм) охарактеризовать событие. Лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитанных прежде всего на произнесение. Оно закономерно тогда, когда событие осмысляется образно. Так, о возрасте, характере, внешности Хлестакова в самом тексте комедии «Ревизор» Гоголь не говорит ничего. Но в примечаниях для актеров писатель сообщает, что ему 23 года, что он «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», это и дают понять актеры своей игрой. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение передается чередованием деталей, наглядных образных картинок:

Скорее. Хватаюсь за ручку. Рву вверх. Чуть не вскрикиваю. Хруст пальцев. Резь в кисти. Ручка ни с места. Бросаюсь вправо к узкой створке. Это форточка.

Ручка поворачивается. Мелькнуло: не пролезу. Боком просовываю ноги, сажусь на карниз. Свежий ветер бьет в лицо.

Во всем остальном сценическое повествование строится так же, как и эпическое.

 

Виды повествования

 

Определяется его предметом, целью автора, материалом, которым он располагает, жанровыми особенностями произведения и формой выражения авторской позиции.

Историческое повествование - традиционная форма рассказа о событиях прошлого, представляющая читателю их последовательность и подробности.

Воспоминания журналиста, очевидца событий октября 1917 года:

…Накануне этого замечательного дня члены Временного правительства и прибывшие во дворец лидеры партий, поддерживавших правительство, ушли из него поздно ночью, были малоречивы и имели озабоченный вид. Нам, журналистам, мало удалось добиться от них насчет предпринимаемых правительством мери насчет сил, на которые оно рассчитывает в борьбе с восстанием.

Когда я утром 25-го октября к Зимнему дворцу, на улицах было уже расклеено воззвание Военно-революционного комитета о низложении Временного правительства и о переходе власти в руки Военно-революционного комитета до создания советского правительства.

Во дворце еще никого не было…

События 24-25 октября 1917 года описаны многими авторами, но немногословные наблюдения журналиста, профессионально отмечающего подробности, помогают читателю восстановить картину происходившего. Для редактора всегда важен принцип отбора узлов исторического повествования, обоснованность их последовательности, фактическая точность и разработка каждого узла, органичность включения в рассказ о событиях авторского комментария, который проясняет суть событий, уточняя для читателя значение исторических фактов.

Биографическое повествование сочетает в себе обычно несколько повествовательных планов. Оно объединяет факты биографии героя, факты действительности, служащие для них фоном, и оценку этих фактов автором жизнеописания.

Стив Фоссет помимо своего крепко сколоченного капитала, известен как человек, совершивший 116 рекордов в воздухе и на воде, большинство из которых так никто и не побил. Он переплывал Ла-Манш, участвовал в бегах на собачьих упряжках, совершил первый беспосадочный полет вокруг Земли на самолете Virgin AtlanticGlobalFlyer и на том же самолете, но уже год спустя, побил все рекорды на дальность полета, преодолев более 41 тысячи километров за 76 часов. Не говоря уже о том, что в 2002 году все тот же Фоссет первым и единственным в мире совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Анализируя последовательность и соразмерность частей биографического повествования, разработку отдельных его узлов, редактор должен следить, чтобы автор не поменял рассказ о жизни героя рассазом о себе, освободить изложение от ненужных подробностей, взыскательно оценить точность и достоверность фактического материала, приемы разработки отдельных эпизодов.

Публицистическое повествование реализует две функции речи - информационную и воздействующую. Форма проявления авторского Я диктуется условиями конкретного жанра, но всегда определяет общую тональность публицистического повествования. Его автор не только сообщает факты, но и оценивает их, стремится воздействовать на читателя, используя выразительные средства языка - словарь, синтаксические конструкции устной и книжной речи, разнообразные риторические приемы.

«…В общем, следовало бы сказать, что в «Истории одного города» господствует время историческое. В «Истории» есть даты, есть точная соотнесенность событий истории города Глупова с историей России, указывается, при каком монархе действовал тот или иной из глуповских градоначальников. Однако Салтыков-Щедрин все время дает понять, что вся эта историческая сторона его повествования не настоящая, бутафорская, чисто условная. Как в настоящем балаганном действии актер должен время от времени напоминать о себе, подчеркивая условность зрелища, высовывая язык публике или показывая ей кукиш, разрушая тем самым иллюзию, так и в «Истории одного города» есть стремление время от времени разрушить иллюзию исторического времени, напомнить читателю, что перед ним не история, а современность», - писал, характеризуя приемы публицистического повествования, Д.С. Лихачев.

Информация о работе Смысловое изложение художественных и публицистических текстов