Анализ текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии.

Содержание

Задание 1. Анализ текста 3
Задание 2. Анализ текста. 8
Задание 3. Анализ текста. 13
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.Анализ_текста.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Задание 1. Анализ текста

 

«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным, непостижимое - постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания». Решению этой задачи философия «обязана своим существованием». Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии. Новейшая философия именно тем и отличается от философии схоластической, что она снова соединила эмпирическую деятельность с мыслительной».

(Фейербах Л. О начале философии // Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955. - С. 98, 99).

 

Исходя из анализа  данного текста, ответьте на следующие  вопросы:

 

  1. О какой функции философии идет речь?

 

Думается, речь идет о  методологической функции. Философия выполняет методологическую функцию, осмысливая, анализируя и упорядочивая приемы и методы познания и практической деятельности. Результатом этих усилий становится логичное, строгое, «воспитанное», но при этом красивое и свободное мышление.

 

  1. Как соотносится философия с практической жизнью людей?

 

Человек даже на уровне ощущений, восприятий и представлений активно  моделирует картину мира в соответствии не только со своими генетическими  возможностями, но и со своими целями, практическими задачами, прошлым опытом и иными личностными и социальными особенностями. Процесс познания осуществляет человек, но его познавательные способности зависят не только и не столько от него самого, сколько от его родовых характеристик, культурно-исторических возможностей мышления, практических целей и задач.

Практика, труд – это  сущность человека в действии, выражение  всеобщей, универсальной его природы  как микрокосма, высшей ступени развития материи. Практика поэтому несет  в себе всеобщее содержание, всеобщие черты материального мира. В то же время она всегда выступает как непосредственная конкретная деятельность человека. Если всеобщность практики делает ее приложимой к любым предметам или явлениям бесконечно многообразного мира, то непосредственность практики обеспечивает ее приложимость, ее контакт с каждым особенным или единичным предметом или явлением.

В своей практической деятельности человек становится в  отношение не только к определенным единичным и особенным вещам, но и к бесконечному миру в целом, к его сущности. Будучи средством преобразования человека, практика выступает в качестве средства сохранения, воспроизведения и развития всеобщих человеческих родовых, сущностных свойств. Она непрерывно воспроизводит человеческую сущность, обусловливает ее идентичность. В процессе развития человек сохраняет свою общую сущность, остается мыслящим и практическим существом, творящим свое собственное бытие. Непрерывно воспроизводя человека в процессе преобразования мира, практика тем самым непрерывно определяет, производит и реальное место человека в бесконечном мире, и смысл его существования.

Вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с  каким-то видом чрезвычайно сложной  духовной (умственной) деятельности далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что «от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи»1.

По своей сути философия связана не с решением частных прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии.

Другой его стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми  объектами, то есть вырабатывать «мысли о мыслях». Это процесс называют рефлексированием, а по-простому, философствованием. Почти каждый человек в душе своей «немножко философ», иногда сам того не понимая.

 

  1. О каких ступенях познания говорит Фейербах и как они соотносятся между собой?

 

Фейрбах говорит о  чувственной ступени познания. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

«Эмпирическая ступень  познания осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного  взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического  познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение»2.

 

  1. В чем заключается сущность схоластической философии и ее ограниченность?

 

Схоластикой обычно называют второй период в истории средневековой  философии, начинающийся с IX в. Средневековая  философия не без основания получила наименование «служанки богословия»3, что во многом соответствовало той ситуации, в которой философия оказалась на ранних этапах Средневековья. Но, с другой стороны, христианская философия, опираясь не только на божественный, но и на «естественный свет»4, на возможности разума, так или иначе признаваемые религией, активно разрабатывала, особенно во второй период своего развития, на этапе схоластики, традиционные для научной философии проблемы соотношения веры и разума, общего и отдельного, сущности и существования и многие другие.

Именно с этой стороной ее содержания связан ее главный позитивный вклад в историю мировой философии. По мнению современных философов, средневековая  философия относится к наиболее ярким эпохам в развитии философской  мысли. «Это время блестящего расцвета логики, онтологии, философии языка, философии человека и других философских дисциплин. Философия… никогда не создавала столь насыщенной и законченной системы понятий, какую создала схоластика»5.

Апогеем христианской схоластики стало 13-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.

На этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии. Догматы теологии приобретают на этом этапе рационализированную  форму. Наиболее ярким представителем этого периода средневековой  философии является Фома Аквинский. В отношении знания и веры он признавал достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии.

Целью учения Аквината было показать, что разум и философия не противоречат вере. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, «в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому лучше понимать и верить, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны рациональному познанию, а есть истины, которые оно может постичь»6.

Главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С современной точки  зрения эти доказательства не являются безупречными. Современная научная философия полагает, что источник движения существует не вне вещей, как полагал Фома, а в них самих, в виде присущих каждой вещи внутренних противоречий, источником всех существующих в мире законов является не Бог, а то всеобщее, существенное, необходимое, повторяющееся, что имеется в самих вещах и связях между ними. Но главная слабость этих доказательств, которую подметили философы уже в Новое время, состоит в том, что все они являются лишь доказательствами рассудочного, абстрактно-логического характера. Среди них нет ни одного, которое подкрепляло бы бытие Бога эмпирически, т.е. ссылками на свидетельства очевидцев из более или менее близкого прошлого.

Задание 2. Анализ текста.

 

«… факты истории требуют воздержания от широко распространенного мнения о подчинении философии современной науке (о таком подчинении нередко заявляли представления позитивистской философии). Непредубежденный взор историка признает философию, наоборот, сложным и изменчивым культурным явлением, которое нельзя просто втиснуть в какую-либо схему… он поймет, что в этом ходячем подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как этим ставятся слишком узкие границы для ее уходящих вширь стремлений - по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников». (Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. - СПб., 1904. - С. 7-8).

 

 

Исходя из анализа данного  текста, ответьте на следующие вопросы:

 

  1. Что представляет собой философия как явление духовной культуры?

 

Философия – это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет «законов» действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.

Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему «человек – мир» в целом и состояние, в котором она находится. Ценность философии – в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в «потрясении» сознания. Потрясение – пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Философии принадлежит решающая роль в формировании мировоззренческой культуры человека. Именно философия выполняет функцию выяснения проблем его бытия, смысла существования, обосновывает приоритетные ценности в жизни общества, определяет приемлемые пути и средства их достижения. Потребность в философских знаниях для современного человека не только не снижается, но, наоборот, возрастает, а философская культура становится важнейшей составной частью общей культуры.

Думается, что философия  не только учит мыслить, но и воспитывает; не только описывает и объясняет мир, но и оценивает его с точки зрения мыслящего, думающего, философствующего человека. Любая философская концепция предлагает свою систему, иерархию ценностей: для одного мыслителя смыслом жизни будет стремление к наслаждениям, для другого – ограничение потребностей и служение высшей цели, для третьего он будет заключен в выработке и строжайшем исполнении моральных предписаний.

 

  1. В чем заключается мировоззренческая и методологическая функции философии?

 

Мировоззренческая функция связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Философия - это теоретическая основа мировоззрения. Она позволяет возвысить стихийно сложившуюся и фрагментарную картину мира до уровня серьезных обобщений, придать ей систематичность и целостность. Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это, прежде всего тем, что сама философия - тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Методологическая функция  заключается в том, что философия  выступает как общее учение о  методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Методологическая функция связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане - принципов), которые позволяют получить познающим субъектам искомые результаты, сведения об объекте.

 

 

  1. Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?

 

В момент своего возникновения  философия представляла и исчерпывала  собой вес научное знание. В  более поздние периоды, когда  многие науки стали самостоятельными и отделились от философии, она продолжала претендовать на то, что она - «царица наук». В марксизме, например, было популярным определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Но при внимательном рассмотрении стало очевидным, что философия не соответствует научным критериям строгости, общезначимости и проверяемости знания, ее прогнозы часто не сбываются, вопросы и проблемы остаются теми же на протяжении тысячелетий, при этом философские тезисы практически невозможно опровергнуть с помощью опытных (эмпирических) фактов.

 

  1. Каково действительно соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)

 

Каждая наука имеет  свой метод. Однако философия выступает  в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что «философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания»7.

Информация о работе Анализ текста