Синтаксическая организация художественного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.
В настоящее время все больше внимание ученых-лингвистов привлекает исследование текста. Лингвистика текста, возникшая первоначально как раздел синтаксиса, развивающаяся затем как самостоятельная, но достаточно обособленная от других наук область лингвистики, "оказывается втянутой в общий круг лингвистических и нелингвистических наук, изучающих текст".

Вложенные файлы: 1 файл

Синтаксическая организация художественного текста 1.docx

— 95.48 Кб (Скачать файл)

Синтаксическая организация  художественного текста.

Введение

Филология всегда рассматривалась  как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.

В настоящее время все больше внимание ученых-лингвистов привлекает исследование текста.  Лингвистика  текста, возникшая первоначально  как раздел синтаксиса, развивающаяся  затем как самостоятельная, но достаточно обособленная от других наук область  лингвистики, "оказывается втянутой в общий круг лингвистических  и нелингвистических наук, изучающих  текст". "Сам же текст становится объектом изучения всех этих дисциплин. Именно связь лингвистики текста с данным кругом наук и превращение  текста в интрадисциплинарный объект изучения определяет новое понимание  текста и новый подход к тексту". [1] Таким образом, сейчас актуально  исследование текста на всех уровнях, так как лингвистика текста –  сравнительно молодая дисциплина, и  любое качественное исследование будет  важно для становления этой науки. В рамках дипломной работы нами было выбрано одно направление в изучении текста – его синтаксическая организация. Одной из причин выбора данного направления  стало мнение выдающегося ученого  в области изучения лингвистики  русского языка В.В. Виноградова. Учитывая огромное значение синтаксиса в грамматическом строе русского языка, а также то, что эти вопросы недостаточно освещены в языковедческой литературе, В.В. Виноградов считал задачу серьезного и глубокого исследования синтаксических проблем одной из важнейших и актуальнейших проблем современного языкознания. [2].

Цель данной работы –   описать категории текста, выявляющие его синтаксическую организацию,  проиллюстрировать на примере повестей  В. Токаревой средства реализации текстовых категорий в оригинальном художественном тексте

Реализация поставленной в данном научном исследовании  цели  возможна при решении ряда задач:

-анализа теоретической  литературы, определяющей понятийную  базу исследования;

- выделить основные  направления в исследовании текста, акцентировав внимание на  лингвистических  теориях, позволяющих выйти на  его синтаксическую  организацию;

- представить   описательно вопрос категорий  текста, выделить и описать категории  членимости и когезии как основополагающих  в  его синтаксической организации;

-продемонстрировать  на примере повестей В.Токаревой  , как  реализуются категории  членимости и когезии в художественном  тексте.  

Объектом исследования является текст художественной литературы как оригинальный авторский продукт,  представляющий собой комплекс часто употребляющихся в произведении, привычных, «излюбленных», иногда специфичных по форме синтаксических построений, выполняющих в стилистической системе писателя определенные функции, и в этом смысле необходимых, обязательных для той или иной разновидности художественного контекста его произведений».

Предметом исследования  - является синтаксическая организация  текста художественной литературы, позволяющая  выявить общие  категориальные признаки

Гипотеза данного  исследования заключается в том, что выделение и описание таких  категорий текста, как  членимость и когезия, а также анализ оригинального  художественного текста, позволяет  представить его  синтаксическую  организацию. 

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретического материала, позволяющего представить художественный текст с грамматической точки зрения, и использовать материал первой главы в лекционных занятиях по синтаксису сложного предложения  соврменного русского языка

Практическая  значимость проведенного исследования заключается в возможности использовать  проанализированные фрагменты из  художественного текста – повестей В.Токаревой – на практических занятих по синтаксису сложного предложения соврменного русского языка, а также при выполнении филологического анализа художественного текста. Представленный материал  может быть использован на уроках русского языка в школе.

Научная новизна  исследования заключается в систематическом  подходе к описанию лингвистических  категорий  текстовой структуры  и системном  анализе на этой основе оригинального художественного  текста

Методологической  базой дипломной работы явились исследования ряда ученых: И.Р. Гальперина («Текст как объект лингвистического исследования»), Лукина, Бахтина и других.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В введении определены актуальность исследования и категориальный аппарат. Первая глава отражает теоретические понятия, подходы ученых к исследованию данной темы, описание категорий текста и выделение среди них категорий членимости и связности как основополагающих в данной работе. Во второй главе показано, как реализуются категории членимости и связности в оригинальном художественном произведении. Заключение включает в себя обобщения и выводы по проделанной работе. Список использованной литературы составляет ……. Источников. Приложение  содержит фрагменты проанализированных текстов, а также глоссарий, содержащий определения основных понятий .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Текст в системе лингвистических  теорий. Категории текста.

1.1  Основные научные  направления в исследовании текста.

В современной  науке понятие «текст» как  многогранное и разноплановое явление, как продукт устной или письменной речи, представляющий собой «последовательность  вербальных знаков» [3], становится полноправным объектом исследований на разных уровнях. Изучение текста ведется в разных аспектах: лингвистическом, стилистическом, текстоцентрическом, философском, семиотическом, культурологическом, литературоведческом и других.  В настоящее время достаточно литературы в области изучения текста с точки зрения этих подходов. Однако текст продолжает изучаться и находит более глубокие интерпретации как в лингвистических, так и в литературоведческих дисциплинах. И это не случайно. «Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей», по справедливой оценке С.С. Аверинцева, является исходной реальностью филологии. [4]

Для данной работы особую важность представляет изучение текста на лингвистическом  уровне, так как это поможет  нам реализовать поставленную цель, которая указана выше.

 Анализ научной литературы показал, как развивалась наука о тексте в течение времени и какие достижения в области лингвистики текста существуют на данный момент.

По данным научной литературы, истоками лингвистики текста можно  считать античную риторику, поэтику, изучавшие тексты, фигуры речи, герменевтику, семиотику, психологию и другое. Однако текст в данных науках рассматривался лишь как объект исследования, в  качестве одного из "побочных продуктов" коммуникации, представляющегося в  виде статической структуры элементов  и типов их связей.

Позже в рамках лингвистики  текста формирование предмета изучения стало происходить в двух направлениях. Во-первых, текст определялся как  некая знаковая форма, созданная  в ходе соотнесения с определенной ситуацией, то есть как частная структура  акта коммуникации. Во-вторых, текст  трактовался как процесс актуализации смысла в знаковой форме. Существование  этих направлений во многом обусловлено  сопряженностью процесса формирования предмета лингвистики текста с эволюцией  взглядов на текст: от структуралистского понимания текста как готового, подлежащего  таксономическому описанию продукта, фено-текста (Ю. Кристева), к постструктуралистской трактовке текста как постоянно конструируемого объекта, гено-текста. В предмете лингвистики текста учитывается дифференциация понятий произведение и текст. Произведения, по Р. Барту, должна изучать критика, т.е. интерпретирующее литературоведение. Ю.М. Лотман предлагал рассматривать текст только как момент его актуализации.

Большую роль в развитии теории текста сыграли концепции  и теории европейских лингвистов, представителей Пражского лингвистического кружка: К. Гаузенблад, П. Сгалл, Х. Изенберг , французской лингвистической школы: Ш. Балли, Э. Бенвенист, Р. Барт, Ю. Кристева, П. Серио, М. Пешё, немецкой лингвистической школы: Э. Косериу, Х. Вайнрих, П. Хартман, И. Беллерт, Р. Харвег, В. Дресслер, российских лингвистических школ и направлений: В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, И.И. Мещанинов, В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, С.Д. Кацнельсон, Ю.М. Лотман, О.И. Москальская, И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, В.В Одинцов, Г.Я. Солганик, З.Я. Тураева, Т.М. Николаева, Л.А. Новиков, Т.М. Дридзе, Н.Д. Зарубина, В.Я. Шабес, Г.И. Богин, А.А. Залевская.

Первой работой в области  лингвистики текста в русистике  считается работа Г.О. Винокура "Горе от ума" как памятник русской художественной речи" (1948 г.). Зарождение науки о тексте часто связывают со стремлением ученых изучать грамматику языка в рамках единиц более сложных, чем предложение. Так, исследователи приходят к выводу о значительной обусловленности порядка слов в предложении его связями с соседними предложениями. "Исследование тесно связанных между собой групп самостоятельных предложений значительно обогащает наши представления о синтаксической роли союзов и союзных слов, функции которых в качестве связующих средств между законченными предложениями сложнее и разнообразнее, чем при связи слов в простом предложении и частей сложного предложения" [5]. В качестве предпосылок зарождения лингвистики текста в России рассматривают учение М.В. Ломоносова о "союзе периодов", понятие "отрывистой речи" А.Х. Востокова, понятие "органисма языка" Ф.И. Буслаева, понятие речи А.А. Потебни, определение синтаксической единицы более крупной, чем сложное целое, А.М. Пешковского, понятие "сложного синтаксического целого" Н.С. Поспелова, типы связи между законченными предложениями И.А. Фигуровского, понятие "сверхфразного единства" Л.А. Булаховского.

Текст рассматривается на фоне единства его противоречивых свойств. М.М. Бахтин – один из первых исследователей текста – отмечал противоречивую природу текста, выражающуюся в том, что, с одной стороны, за каждым текстом  стоит система языка, т.е. нечто  повторяемое, воспроизводимое, а с  другой – индивидуальное, неповторимое. [6]

В настоящее время существует различные определения текста вследствие существования различных текстовых  форм и типов и в силу многоплановости  его структурно-семантической и  коммуникативно-смысловой организации. По замечанию Е.С. Кубряковой, сведение всего множества текстов в  единую систему так же сложно, как  обнаружение за всем этим множеством того набора достаточных и необходимых  черт, который был бы обязательным для признания текста образующим категорию классического, аристотелевого типа. Известны определения текста И. Р. Гальперина, Г.Я. Солганика, Л.М. Лосевой, Ильенко и других.

Большинство лингвистов полагает, что  текстом, как понятием коммуникативным, ориентированным на выявление специфики  определенного рода деятельности, являются любые речевые произведения. Текст  понимается как речевая реализация авторского замысла и коммуникативная  единица самого высокого уровня, реализованная  как в письменной, так и в  устной речи.

Солганик  определяет текст следующим образом: «Текст можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и так далее». [7]

С.В. Серебрякова понимает текст  как «целостную коммуникативную  единицу, характеризующуюся сложной  семантической и формально-грамматической организацией своих компонентов, которые, вступая в границах текста в особые системные отношения, приобретают  качественно новый, интенционально обусловленный стилистический и  прагматический эффект» [8].

Л.М. Лосева выделяет текст  как сообщение (то, что сообщается) в письменной форме, характеризующееся  содержательной и структурной завершенностью, содержащее отношение автора к сообщаемому (авторская установка). [9]

Вычленяя признаки текста, О.И. Москальская специально подчеркивает следующие положения: «Основной  единицей речи, выражающей законченное  высказывание, является не предложение, а текст, предложение-высказывание есть лишь частный случай, особая разновидность  текста. Текст является высшей единицей синтаксического уровня». [10]

И. Р. Гальперин считает, что: «Текст – это произведение речетворческого  процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного  документа произведение, состоящее  из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее  определенную целенаправленность и  прагматическую установку» [11]

Анализ приведенных определений  показывают, что все исследователи  стремятся, во-первых, определить место  текста в системе языка или  речи, во-вторых, вычленить собственно текстовые категории, присущие только этой единице. При всех различиях  этих определений в них, совершенно очевидно, есть много общего. Прежде всего текст рассматривается  как речетворческое произведение, как  продукт речи, как основная единица  речи. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о  том, что продуцирование текстов  и их осмысление

 происходит в процессе  познания действительности и  коммуникации. Все

Информация о работе Синтаксическая организация художественного текста