Художественная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:05, реферат

Краткое описание

Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом - лента, мяч, обруч, скакалка, булава, и без него.
Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Художественная гимнастика

Введение.

Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в  выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом - лента, мяч, обруч, скакалка, булава, и без него.

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан –  футбол, для канадцев – хоккей, так  для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят  представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться –  они дети российской идеи.

Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства  и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она  необходима людям как символ красоты, и наш долг сберечь эту красоту. Глядя на юных, очаровательных, изящных девушек – гимнасток, понимаешь: они, их подруги – генофонд нации. Пока они есть, будет существовать и Россия.

Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства  ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность  движений, способствует эстетическому  воспитанию гимнасток.

1.История

Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

В 1913 году в Ленинградском  институте физической культуры имени  П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа  художественного движения. Первыми  педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта .

Первыми педагогами Высшей школы стали Елена Николаевна Горлова, Роза Абрамовна Варшавская, Анастасия Михайловна Невинская, Зинаида  Давыдовна Вербова, Александра Михайловна Семенова-Найпак. Вместе с первыми ученицами – Анной Николаевной Ларионовой, Юлией Николаевной Шишкаревой, Татьяной Тимофеевной Варакиной, Татьяной Петровной Марковой, Лидией Ниловной Кудряшовой, Ариадной Ричардовной Башниной, Софьей Васильевной Нечаевой, Галиной Александровной Бобровой они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин – «художественной гимнастики», ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение  классификации, систематизация средств  выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила  соревнований.

В апреле 1941 года был организован  и проведен выпускниками и учителями  школы первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В конце 1940-х годов разработаны  классификационная программа и  правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с  необычайной быстротой, охватывая  все большее число юных участниц. В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике, победительницей  которого становится Людмила Зотова. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная  в 1963 в федерацию СССР.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок  СССР по художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве  стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной  федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария-СССР-Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште  проходит первый Кубок Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки  не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти  соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку  Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В  Будапеште соревнования проводились  по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально  новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в  Копенгагене состоялся первый чемпионат  мира по групповым упражнениям. Тогда  же советская команда завоевала  золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская  гимнастка Галина Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

2.Олимпийская история

1980 — стал для художественной  гимнастики поворотным, после завершения  Олимпийских игр в Москве, на  конгрессе МОК было принято  решение о включении этого  вида спорта в программу Олимпийских  игр. Олимпийская же история  художественной гимнастики начинается  в 1984 году.

. Поскольку большинство  социалистических стран бойкотировали  эти Игры, в первых олимпийских  соревнованиях по художественной  гимнастике не участвовали спортсменки  СССР и Болгарии - в то время  явные лидеры в этом виде  спорта. В Лос-Анджелесе 33 участницы  из 21 страны оспаривали медали  в единственном виде соревнований - в многоборье, личное первенство. Олимпийской чемпионкой стала  Лори Фанг из Канады. Серебряную  награду получила румынка Дойна  Стайкулеску, бронзовую - немка Регина Вебер из ФРГ.

На Играх XXIV Олимпиады  в Сеуле в 1988 году, в этом виде спорта также разыгрывался один комплект медалей - в многоборье, личное первенство. На награды претендовали 35 спортсменок  из 21 страны, а борьба за победу велась в основном между гимнастками  СССР и Болгарии. Олимпийской чемпионкой стала белорусская спортсменка  Марина Лобач, СССР, серебряную медаль завоевала болгарка Адриана Дунавска, бронзовую - украинская гимнастка Александра Тимошенко, СССР. Не изменилась программа соревнований по художественной гимнастике и на Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году, где за один комплект наград в многоборье, личное первенство, боролись 43 спортсменки из 24 стран. Золотую медаль выиграла украинская гимнастка Александра Тимошенко из Объединенной команды стран СНГ. Вторым призером стала испанка Каролина Паскуаль Гарсиа, а третьим - украинская спортсменка Оксана Скалдина из Объединенной команды стран СНГ.

На Играх XXVI Олимпиады  в Атланте в 1996 году программа  соревнований по художественной, ритмической, гимнастике расширилась: к индивидуальному  первенству в многоборье, которое  было и на предыдущих Играх, добавились групповые упражнения, в которых  олимпийские награды разыгрывались  впервые.

По результатам чемпионата мира, состоявшегося в 1995 году, право  участвовать в олимпийских соревнованиях  по художественной, ритмической, гимнастике в Атланте получили 35 спортсменок - в личном первенстве, и 8 команд - в  групповых упражнениях. Еще пять индивидуальных олимпийских лицензий были разыграны в декабре 1995 году. Девятой командой для участия  в групповых упражнениях стала  сборная США, допущенная к олимпийским  соревнованиям без отбора как  представляющая страну - организатора Игр. В индивидуальных соревнованиях  каждую страну могли представлять не более двух спортсменок.

В индивидуальных соревнованиях  в Атланте сумма многоборья у  каждой спортсменки складывалась из результатов, полученных ею в четырех  упражнениях с различными предметами - скакалкой, обручем, булавами, лентой. Каждое упражнение оценивалось от 0 до 10 баллов. После предварительных  соревнований 20 спортсменок, показавших в многоборье результаты с 1-го по 20-й, вышли в полуфинал. Из этих 20 гимнасток, которые в полуфинале снова, без  учета результатов предварительных  соревнований, выполняли упражнения с теми же четырьмя предметами, определились - на основании результатов полуфинальных  соревнований - 10 финалисток. В финале они оспаривали олимпийские награды, выполняя упражнения с теми же четырьмя предметами. Такая трехэтапная система  олимпийских соревнований, которую, однако, далеко не все специалисты  художественной гимнастики оценили  положительно, наряду с техническим  мастерством и артистичностью гимнасток  придавала большое значение также  их выносливости и стабильности. Все  эти качества великолепно продемонстрировала украинская спортсменка Екатерина  Серебрянская, которая к своим  титулам чемпионки мира и Европы прибавила в Атланте звание олимпийской  чемпионки, набрав в финале в сумме  многоборья 39,683 балла. На второе призовое место вышла Янина Батыршина, Россия, у которой 39,382 балла, на третьем была Елена Витриченко, Украина, у которой сумма многоборья составила 39,331 балла.

В групповых упражнениях  все девять команд в Атланте выполняли  в каждом круге по два упражнения - с тремя мячами и двумя лентами. Каждое упражнение оценивалось от 0 до 20 баллов. Шесть из девяти команд, показавшие первый - шестой результаты в предварительных соревнованиях, вышли в финал. В финальных  соревнованиях лучше других выступила  команда Испании, набравшая в  итоге 38,933 балла и завоевавшая  олимпийское "золото". Серебряные награды были вручены команде  Болгарии - 38,866 балла, а бронзовые - сборной  России - 38,365 балла.

За время, в течение  которого художественная, ритмическая, гимнастика входит в программу Игр  Олимпиад, с 1984 года по 1996 год включительно, наибольшее общее количество олимпийских  наград разного достоинства - по две - получили спортсменки бывшего СССР - 1 золотая, 1 бронзовая. Объединенной команды стран СНГ - 1 золотая, 1 бронзовая, Украины - 1 золотая, 1 бронзовая, Испании - 1 золотая, 1 серебряная, Болгарии - 2 серебряных, России - 1 серебряная, 1 бронзовая. На счету Канады в этом виде спорта - 1 золотая олимпийская медаль, Румынии - 1 серебряная, ФРГ - 1 бронзовая.

Возрастной диапазон, в  котором спортсменки достигают  наивысших олимпийских успехов  в художественной гимнастике, не очень  велик. Так, Лори Фанг из Канады первенствовала на Играх в Лос-Анджелесе в 1984 году на 22-м году жизни. Украинской спортсменке  Александре Тимошенко, Объединенная команда  стран СНГ, шел 21-й год, когда она  победила на Играх в Барселоне  в 1992 году. А белорусская гимнастка  Марина Лобач, СССР, в Сеуле в 1988 году и Екатерина Серебрянская, Украина, в Атланте в 1996 году стали олимпийскими чемпионками на 18-м году жизни. Что же касается испанских спортсменок, первенствовавших на Играх XXVI Олимпиады в Атланте в групповых упражнениях, то из шестерки двум гимнасткам в день их олимпийской победы шел 18-й год, двум - 17-й, одной почти исполнилось 16 лет, а самой молодой из них - Лорене Гурендес - было только 15 лет и 87 дней.

Групповые квинтеты России стали чемпионами мира в двоеборье  в 1999 г. в Осаке, в 2002 г. в Новом  Орлеане, в 2003 г. в Будапеште, в 2005 г. в Баку. Чемпионами Европы в 1995 г. в  Праге, в 1997 г. в Патрах, в 2001 г. в Женеве, в 2003 г. в Ризе.

Таким образом, период, начиная  с конца 90-х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России выступали уже национальной командой, а руководителем сборной страны назначена Ирина Александровна  Винер, можно считать поистине «золотым».

Россиянки стали стабильно  обладательницами всех высших мировых  титулов

3.Система оценок и судейство

Международная федерация  гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла технический регламент для того, чтобы подчеркнуть технические  элементы и уменьшить субъективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, что было изменено на 30-и балльную шкалу в 2003 и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот  факт, что художественная гимнастика, точнее оценка результатов выступлений, вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких  инцидентов произошёл на европейском  первенстве в Сарагосе в 2000 году с  Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

4.Требования к гимнастке

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте — в 3-5 лет, т.к организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Информация о работе Художественная гимнастика