Смысловое изложение художественных и публицистических текстов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.
Цель автора - описать все вытекающие термины с практической и теоретической сторон. Этим объясняется включение в контрольную работу примеров работы над текстами художественной литературы и публицистики.

Содержание

Введение
Классификация способов изложения и видов текста
Повествование, его виды и признаки
Виды повествования
Типичные ошибки построения повествования
Описание, его виды и признаки
Виды описания
Типичные ошибки построения описания
Рассуждение и его формы
Форма рассуждения
Правила логического доказательства
Определение и объяснение
Виды определений
Правила определений
Типичные нарушения правил определения понятий
Список использованной литературы
текст повествование ошибка рассуждение понятие

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.rtf

— 256.06 Кб (Скачать файл)

Повествование в событийной информации. Публикации о недавно свершившихся событиях передают их стремительную смену. Для них характерна информационная насыщенность, динамика, лаконизм, нарушение последовательности в накоплении информации, пропуск узлов повествования, неожиданность новых сведений, что создает напряженный ритм фразы. Номинативные формы в сочетании с глаголами несовершенного вида в настоящем времени подчеркивают стремительность событий.

Сообщение в рубрике «Происшествия» (приемы событийного повествования в тексте выделены):

Окраина подмосковного города. «Жигули» пятой модели на скорости подъезжают к воротам элитного поселка. В ту же секунду из машин выбегают двое мужчин. Один держит в руках небольшую металлическую лестницу, другой - несколько пустых спортивных сумок. Еще пара мгновений - и неожиданные гости с завидной ловкостью, преодолев каменное препятствие, уже оказываются по ту сторону забора. Не обращая внимания на лай собаки, взламывая замок (хозяев дома, как и предполагали, не оказалось) и «чистят» объект.

Проверка точности указаний времени и места событий, точности фактов, знание источника сведений, взыскательная оценка их достоверности, владение стереотипами построения необходимы редактору при подготовке текста событийной информации.

 

Типичные ошибки построения повествования

 

Ошибки в фактической основе повествования.

...В пятидесяти километрах к востоку от Москвы находится город Ногинск. Современное название город получил в 1930 г. Известен Ногинск прежде всего как город с обширной текстильной промышленностью. Прежнее название города - Богородск. В 1781 г. указом императрицы Екатерины II станция Рогожи, на которой, кстати, во время путешествий по Владимирке не раз останавливались Радищев, Суворов, Пушкин, Толстой, получила статус города - со звучным и красивым названием. Радищев, Суворов, Пушкин, Толстой останавливались уже в городе Богородске, а не на станции Рогожи. Грубая ошибка исторического повествования.

Обилие подробностей. Неорганизованное изложение.

Я родился ранним утром 19 августа 1946 года под ясным после неистовой летней грозы небом у матери-вдовы в больнице имени Джулии Честер в Хоупе - городишке на юго-западе Арканзаса с населением около шести тысяч человек, что на техасской границе. Моя мать назвала меня Уильямом Джефферсоном Блайтом третьим в честь моего отца, одного из девятерых детей бедного фермера в Шермане, штат Техас, который умер, когда отцу не было семнадцати лет. (Б. Клинтон «Моя жизнь»)

Сбивчивость изложения. Подмена рассказа о герое повествования рассказом автора о себе.

Когда ему (музыканту, герою повествования) исполнилось восемь, в 1916 году его определили в четырехклассное железнодорожное училище, куда приняли меня в 1916 году, но это еще при белых, до освобождения города от деникинских войск, то есть до января 1919 г.

Упрощенный рассказ о событиях. Узлы повествования не разработаны, характер событий не предан.

...После школы поступил в Свердловский горно-металлургический техникум, практику проходил плавильщиком на том же заводе, где работал дядя, от которого узнал много полезного для своей профессии. Учеба не помешала прилежному студенту познакомиться там же со своей будущей женой. ...Романтическая переписка двух влюбленных привела в Красноярск и демобилизованного солдата, не оставившего мысль быть металлургом, благо этот город предлагал на выбор два завода-гиганта: КрАЗ и КраМЗ.

Обилие штампов. «...Банальность, почти всегда знаменует отсутствие мысли, чувства, наблюдения... О чем бы вы ни писали - о родине, о герое, о любви или о природе, - вы неизбежно повторите то, что говорили по этому поводу многие другие, если будете писать без мысли, без страсти. Без материала, без своего отношения к предмету». (С. Маршак)

...Работать Анатолий пошел на металлургический завод. Завод привлекал размахом производства. ...Поддержка товарищей и упорство помогли преодолеть первые трудности. С повышенными обязательствами сплоченная бригада всегда справлялась и даже перевыполняла их.

Неумение стилистически оформить повествование, несоответствие синтаксиса смыслу.

...Николай бежал изо всех сил, захлебываясь от порывов ветра, бьющих ему в лицо, тормозящих его движения, которые ему, по мере бега, все- таки удавалось до известной степени увеличивать, перепрыгивая через ямы и рытвины, которые образовались в результате многочисленных артиллерийских обстрелов в этой части леса...

«Читатель, словно проволочными заграждениями, опутан зигзагами синтаксиса, он вынужден то и дело замедлять чтение, чтобы вдуматься, к чему относится очередное "который" или "виднеющийся", - писала Л.К. Чуковская о стилистической оформленности неумело построенного повествования. - Это несоответствие содержания и формы непременно заметит редактор, если он хотя бы в малой степени стилист».

Неточная разработка узлов повествования в событийной информации.

Спасая свою «волгу» от угонщиков, ее владелец прыгнул со второго этажа

В среду на малой Ботанической улице владелец автомашины «Волга» выглянул в окно, чтобы посмотреть на своего «железного коня». Вдруг он увидел, как двое неизвестных, вскрыв двери автомашины, возятся в ее салоне. Не желая тратить времени на спуск по лестнице, мужчина выпрыгнул из окна квартиры на крышу собственного авто. Он стал требовать у угонщиков отдать машину, взывать к их совести. В ответ на это преступники достали ножи и стали угрожать ими хозяину автомашины. К этому времени подоспела группа немедленного реагирования местного отделения милиции. Ее сотрудники и задержали угонщиков.

Заголовок и сам факт, о котором сообщает заметка, не оставляют сомнения в стремительности событий, но неумело использованные деепричастные обороты (они в тексте выделены) и синтаксические конструкции, уместные в спокойном рассказе, не передают характера происходящего. ( Он стал требовать у угонщиков отдать машину, взывать к их совести. В ответ на это...).

 

Описание, его виды и признаки

 

Описание - вид текста, в котором картина действительности создается перечислением признаков и свойств предмета или явления, присущих им в определенный момент. Единовременность элементов описания - его существенная черта. Выбор и порядок перечисления элементов описания отражают не только реальные признаки предметов, их свойства и пространственные отношения между ними, они определяют избранной автором позицией для наблюдения, его целью и отношением к действительности.

Целостность, точность построения, выразительность деталей, органичность включения описания в общую структуру произведения - качества, присущие его лучшим образцам.

Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю. Черное море подходило почти к самым подъездам домов. Оно заполняло комнаты своим шумом, ветром и запахами. Маленькие трамваи осторожно спускались по спускам, боясь сорваться в воду. Гудение плавучих бакенов-ревунов доносилось с рейда. На базаре рядом с рундуками, обитыми цинком, рядом с навалом камбалы и розовой султанки плескались мелкие волны и поскрипывали бортами шаланды.

Прибой, катившийся из открытого моря, бил в круглые крепостные форты. Броневые корабли дымили на рейде. Выли сирены, звенели склянки, перекликаясь со звонками трамваев и перезвоном церквей. Недовольно гудели пассажирские пароходы, протяжно грохотали якорные цепи. (К. Паустовский)

Описание имеет четко выраженное вступление, представляющее авторскую оценку. Предмет описывается с разных сторон, части не смешаны. Каждая мысль заключена в отдельное предложение. Нет ни поворотов, ни излишних подробностей. И при всем разнообразии элементов все они объединены главным мотивом: Севастополь - это не просто город, «лучше которого я не знаю», это город морской.

Логическая и синтаксическая структуры описания подразумевает равноправность ее элементов, которую подчеркивает сочинительная связь между ними. Опорными элементами синтаксической структуры служат глаголы в форме несовершенного вида и слова категории состояния. Они характеризуют признак, присущий предмету в определенный момент, или вневременное его свойство - мысли, чувства, состояния, впечатления наблюдателя - подчеркивают единовременность перечисляемых признаков и свойств предмета наблюдения. Включенные в описание номинативные конструкции создают эффект «остановленного времени».

Фронтовая хроника лучших военных фотографов разместилась в Доме культуры «Зодчий» на Партизанской улице… На черно-белых отпечатках - живые лица, мокрый одежный войлок, котелок у самого рта (ложка сломалась), обманчиво мягкие и округлые лопасти самолетов, сверкающий хром «зимов», тяжелые полевые будни и неколебимая уверенность в своей правоте. У Наума Грановского разведчики столичного неба охраняют Кремль, у Ивана Шагина пацан в буденовке залез на трофейную пушку и смеется. У Сергея Лоскутова пехота бежит из цветущей луговой поляны в забросанный гранатами дом, почти слышно нестройное «УРА!». У Александра Устинова Тверская улица забросана дровами - вот-вот полено окажется под колесами.

Способ построения описания зависит от характера его объекта, цели наблюдателя, выбора им точки наблюдения.

Статические описания представляют объект неподвижный, не подверженный изменениям, его характерные признаки и свойства. Наблюдения ведутся с одной точки, в одно и то же время, но отражают движение мысли наблюдателя, его оценку увиденного.

Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной Аутской дорогой. Не знаю, кто ее строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво ассиметричная, построенная вне какого-нибудь архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами. Со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, она походила бы на здание в стиле modern, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. (А. Куприн)

Динамические описания представляют объект движущийся, претерпевающий изменения, фиксируют переход из одного состояния в другое. Динамичность описания подчеркивают глаголы активного действия:

Скачут лошади, двадцать два изумительных жеребца. Благородные, чистокровные и все трехлетки. Скачут лошади. Вернее, летят, распластавшись параллельно земле, убегающей из-под копыт. Пригнулись к гривам их жокеи. Издали они кажутся игрушечными фигурками, раскрашенными во все цвета радуги.

Скачут лошади. Позади осталась история. Впереди - дистанция в полторы мили. Это Эпсом. Это дерби, сто восемьдесят восьмое по счету. День для скачек выдался отменный. Чистое небо и легкая прохлада. (Р. Стуруа)

Динамическими могут быть описания не только предмета действующего, но и предмета неподвижного. На перемены, происходящие с ним, в этом случае указывает наблюдатель, сообщая описанию активный характер своим отношением к нему, - прием, характерный для публицистики.

 

Виды описания

 

В журналистском тексте различаются в зависимости от предмета описания и цели автора (событийное описание, познавательное описание, портретное описание), от жанра произведения и функции описания (информационное описание, репортажное описание, публицистическое описание).

Событийное описание представляет информацию об уже свершившемся или происходящем в данный момент событии. Эффект событийности достигается указанием на его последствия, их экстремальный характер. Глаголы совершенного вида в этом случае обращают внимание читателя не на действие (как в повествовании), а на его результат.

График движения поездов был сорван во вторник из-за железнодорожной аварии, произошедшей на перегоне Шарапова Охота - Чехов в Южном Подмосковье. Здесь электропоезд столкнулся с «КамАЗом», водитель которого нарушил правила дорожного движения. Жертвами этого происшествия стали семь человек.

Познавательные описания представляют читателю новые объекты наблюдения или сообщают новые для него сведения.

Если смотреть с Земли, то Венера - самая яркая утренняя или вечерняя «звезда» на небосклоне. На самом деле это - вторая планета Солнечной системы, удаленная от Солнца на расстояние 108 млн. км. От Земле ее соответственно отделяет 40 млн. км., так что Венера - наш ближайший сосед. Да и сходство наших планет поражает. Масса Венеры составляет 0,815 массы Земли, радиус Венеры равен 6052 км (радиус Земли, для сравнения, - 6371 км.), средняя плотность Венеры лишь незначительно отличается от средней плотности Земли. Продолжительность венерианского года - 224,7 земных суток. Как и Земля, Венера имеет мощную атмосферу, которую обнаружил в 1761 г. еще М.В. Ломоносов.

Знание приемов научной популяризации облегчает задачу журналиста и редактора, которые ответственны за точность сообщаемых фактов: новые сведения вводятся в сравнении с уже известными читателю, они конкретны, выразительны, изложение не осложнено специальной терминологией.

Один из традиционных видов познавательного описания - описание географическое, в основе построения которого - прочные стереотипы, обеспечивающие порядок следования элементов описания и его полноту.

Пустынные зоны - природные зоны, в естественных ландшафтах которых преобладают пустыни…, затем указывается место их нахождения, характеризуется климат, растительность, животный мир, иногда включают пейзажную зарисовку.

Если описание осложнено качественной оценкой элементов описания, возрастает роль их наблюдателя, выбора им изобразительных средств.

Мы проезжали «painted desert» - «окрашенную пустыню». До самого горизонта, подобно штормовому океану, волны которого внезапно окаменели, тянулись гладкие песчаные холмы. Они налезали друг на друга, образовывали гребни и жирные, круглые складки. Они были чудесно и ярко раскрашены природой в синий, розовый, красно-коричневый и палевые цвета. Тона были ослепительно чисты. (И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»)

Информация о работе Смысловое изложение художественных и публицистических текстов