Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что апелляционное  производство – сравнительно молодой  институт хозяйственного судопроизводства, но не смотря на это четко регламентируется в нашем законодательстве.

 

3.3 Участие прокурора  в суде кассационной инстанции

 

Право кассационного обжалования (опротестования) установлено ст. 282 ХПК. Лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в  законную силу, и судебное постановление  хозяйственного суда апелляционной  инстанции. Кассационную жалобу вправе подать также лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный  суд принял судебное постановление  об их правах и обязанностях [15, с. 119].

В соответствии со ст. 282 ХПК  основанием для возбуждения кассационного  производства является жалоба (протест) любого лица, участвующего в деле, а  также лица, не привлеченного к  участию в деле, если хозяйственный  суд принял судебное постановление  об их правах и обязанностях [7, ст. 282].

Кассационное производство по действующему ХПК предназначено  для проверки вступивших в законную силу судебных постановлений, вынесенных хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанции по одному конкретному делу.

Также в кассационном порядке  могут быть обжалованы (опротестованы) судебные постановления Высшего  Хозяйственного Суда и постановления  хозяйственных судов по делам  об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества.

Согласно ст. 283 ХПК хозяйственным  судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статьей 284 ХПК определен  порядок подачи кассационной жалобы (протеста). Кассационная жалоба (протест) подается в Кассационную коллегию Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь через хозяйственный суд, принявший  обжалуемое судебное постановление.

Срок подачи кассационной жалобы (протеста) установлен в ст. 285 ХПК. Кассационная жалоба (протест) может  быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Кассационная жалоба (протест) подается в хозяйственный суд  в письменной форме и подписывается  лицом, подающим жалобу (протест), или  его представителем, уполномоченным на ее подписание [4, с. 395 – 396].

В отличии от порядка подачи кассационного протеста, установленного ГПК, ХПК обязывает прокурора направить копии кассационного протеста и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле [14, с. 22].

Кассационная жалоба (протест) может быть подана как на судебное постановление в целом, так и  на его часть.

Для полной проверки судебных постановлений ст. 287 ХПК обязывает  лиц, участвующих в деле, направить  отзыв на кассационную жалобу (протест) суду кассационной инстанции.

Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу (протест) другим лицам, участвующим  в деле, с приложением документов, подтверждающих возражения против жалобы (протеста), которые у них отсутствуют; хозяйственному суду кассационной инстанции  — с приложением копий документов, направленных другим лицам, участвующим  в деле, и документов, подтверждающих направление им отзыва на кассационную жалобу (протест).

Отзыв на кассационную жалобу (протест) направляется в срок, обеспечивающий его поступление в хозяйственный  суд кассационной инстанции до дня  рассмотрения кассационной жалобы (протеста).

ХПК дает исчерпывающий перечень оснований, по которым кассационная жалоба (протест) подлежит возращению, например, если кассационная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного  постановления. Определение хозяйственного суда о возвращении кассационной жалобы (протеста) может быть обжаловано в порядке надзора [4, с. 398].

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения  кассационной жалобы (протеста), лицо, подававшее жалобу (протест), вправе вновь  подать в хозяйственный суд кассационную жалобу (протест) в порядке, установленном  ХПК (ст. 288).

Хозяйственный суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу (протест) без рассмотрения, если:

1) кассационная жалоба (протест)  подана лицом, не имеющим права  на обжалование (опротестование) судебного постановления;

2) до принятия судебного  постановления, которым заканчивается  рассмотрение дела в хозяйственном  суде кассационной инстанции,  от лица, подавшего жалобу (протест)  поступило ходатайство о ее возвращении (отзыве).

Определение хозяйственного суда об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения может  быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы (протеста) без  рассмотрения, кассационная жалоба (протест) может быть вновь подана в хозяйственный  суд кассационной инстанции в  порядке, установленном ХПК (ст. 289) [4, с. 399 – 400].

Согласно ст. 290 ХПК кассационная жалоба (протест), поданная с соблюдением  требований к ее форме и содержанию, предъявляемых ХПК, принимается  к производству хозяйственным судом  кассационной инстанции [7, ст. 290].

Определение хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее  пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд  кассационной инстанции.

Отказ от жалобы (протеста) возможен в тобой момент до принятия судебного постановления по этой жалобе (протесту). Суд может не  принять такой отказ.

Прекращение производства по кассационной жалобе (протесту) при  отказе заявителя от жалобы (протеста) препятствует повторному обращению  того же лица в суд кассационной инстанции по тем же или иным основаниям, по которым была заявлена первоначальная жалоба (протест).

В кассационном порядке пересматриваются исключительно судебные постановления  хозяйственных судов, вступившие в  законную силу.

В случае, если кассационное постановление принято после того, как первоначальное решение суда первой инстанции и (или) постановление апелляционной инстанции исполнено, возвратить все полученное по исполненным судебным постановлениям станет возможным лишь путем использования института поворота исполнения судебного постановления.

Исполнение судебных постановлений, принятых хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций, может  быть приостановлено на срок до принятия хозяйственным судом кассационной инстанции постановления по делу.

Рассмотрение жалоб (протеста) кассационной инстанцией проходит три  взаимосвязанных этапа: подготовительный; рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу; вынесение и оглашение кассационного постановления [4, с. 400 – 402].

Недопустимым является принятие хозяйственным судом кассационной инстанции после отмены обжалованного (опротестованного) судебного постановления  нового постановления по существу спора  на основе новых обстоятельств, установленных  в результате оценки исследованных  при кассационном пересмотре доказательств. За этим строго следит прокурор [15, с. 122].

Согласно ст. 295 ХПК кассационная жалоба (протест) на судебное постановление  хозяйственного суда первой или апелляционной  инстанции должна быть рассмотрена  в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения [7, ст. 295].

Если после принятия кассационной жалобы (протеста) к производству, будет  подано заявление о пересмотре судебного  постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции  по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по кассационной жалобе (протесту) приостанавливается.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь установил  четкий, исчерпывающий перечень оснований  для отмены и изменения обжалуемых (опротестуемых) судебных постановлений хозяйственных судов первой и (или) апелляционной инстанций, которые согласуются с полномочиями хозяйственного суда кассационной инстанции.

Основаниями для изменения  или отмены судебных постановлений  хозяйственного суда первой и (или) апелляционной  инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение  либо неправильное применение норм материального  и (или) процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права  являются основаниями для изменения  либо отмены судебного постановления, если это привело или могло  привести к принятию неправильного  судебного постановления. За соблюдением  данных положений также следит прокурор [4, с. 404].

В конце следует отметить, что все же имеются и пробелы  в законодательстве, регулирующем участие  прокурора в кассационной инстанции. Так, например, ХПК не предусматривает  права прокурора знакомиться  с материалами дела, в котором  он не участвовал.

 

3.4 Участие прокурора  в рассмотрении дел в порядке  надзора и при возобновлении  дел по вновь открывшимся делам

 

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, –   самостоятельная  стадия хозяйственного процесса по проверке обеспеченности законности и обоснованности решений хозяйственных судов, осуществляющих рассмотрение дел по первой инстанции, постановлений хозяйственного суда, который пересматривает решения  в кассационном порядке, постановления  надзорной инстанции. Исключение составляют постановления Пленума Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь, которые являются окончательными и  пересмотру не подлежат [15, с. 160].

Протесты в порядке  надзора вправе согласно ст. 301 ХПК  приносить:

1) Председатель Высшего  Хозяйственного Суда и Генеральный  прокурор – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

2) заместители Председателя  Высшего Хозяйственного Суда  и заместители Генерального прокурора  – на судебные постановления  любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиумам и Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

Статьей 301 ХПК установлен исчерпывающий перечень и компетенция  лиц, имеющих право принесения протестов  на вступившие в законную силу постановления  хозяйственных судов. Председатель хозяйственного суда области или  г. Минска, а также прокурор области  или г. Минска такого права не имеют [7, ст. 301].

Согласно ст.302 ХПК хозяйственным  судом надзорной инстанции в  отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным  судом надзорной инстанции в  отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В статье 304 ХПК установлены  порядок обращения, форма и содержание жалобы о пересмотре судебного постановления  в порядке надзора.

Жалоба в порядке надзора  направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право принесения протеста, а не через хозяйственный суд, принявший постановление, как это  предусмотрено в отношении подачи кассационной жалобы (протеста); она  должна иметь только установленную  ХПК письменную форму и реквизиты; должна быть подписана тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного постановления, или его  представителем [4, с. 410].

Согласно ст. 305 ХПК вопрос о принятии жалобы в порядке надзора  рассматривается лицами, имеющими право  принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления  в Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру  Республики Беларусь [7, с.305].

Приказом Генерального прокурора  Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора  за исполнением законодательства в  экономической сфере с целью  защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов  субъектов хозяйствования»  управлению по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов  Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам. В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности. При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и разъяснением Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела прокурорам следует составлять мотивированное заключение.

Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ