Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

7) обеспечивает постоянное  и своевременное использование  средств гражданско-правового и прокурорского воздействия в целях защиты имущественных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, юридических лиц государственной формы собственности;

8) применяет гражданско-правовые  средства в борьбе с хищениями,  бесхозяйственностью, нерациональным  использованием топливно-энергетических  ресурсов, иными нарушениями в  сфере экономики, производственным  травматизмом, а также с нарушениями  природоохранного законодательства;

9) добивается привлечения  каждого виновного в причинении  ущерба к материальной ответственности,  принципиально реагирует на факты  необоснованного снижения судом  размеров взысканий, уклонения  должников от уплаты взыскиваемых  сумм;

10) активно использует  гражданско-правовые средства для  укрепления трудовой дисциплины, борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией;

11) обеспечивает соответствие  содержания исковых заявлений  нормам материального и процессуального  законодательства [4, с. 344 – 345].

Прокурору, участвующему в  гражданском процессе, закон предоставляет  права лиц, заинтересованных в исходе дела (ст. 56, 84 ГПК) [5, с. 266]. Но в отличие  от полномочий других лиц, участвующих  в деле, полномочия прокурора в  гражданском процессе составляют не только права, но и обязанности. Прокуроры  обязаны участвовать в разбирательстве  гражданских дел, когда это установлено  законом, признано необходимым судом, а так же о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества  от ареста (исключении из акта описи), дел, возбужденных по инициативе прокурора. Прокурор должен принимать участие  и по делам иных категорий исходя из их актуальности, сложности, общественной и социальной значимости, а также  с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. О  своем участии в разбирательстве  гражданского дела в любой стадии процесса прокурор письменно уведомляет судью (суд), рассматривающих дело [4, с. 346].

Что же касается правового положения прокурора в белорусском хозяйственном процессе является несколько несхожим с правовым статусом других лиц, участвующих в деле. Он является должностным лицом правоохранительного органа, предусмотренного Основным Законом Республики Беларусь - Прокуратуры Республики Беларусь. И в соответствии с Конституцией Республики Беларусь одной из основных функций прокуратуры является надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Участие прокурора в хозяйственном процессе обусловлено выполнением этой надзорной функции, одним из методов ее осуществления. Прокурор лишь использует права лица, участвующего в деле [6].

Законодательство о хозяйственном  судопроизводстве четко регламентирует участие прокурора в хозяйственном  процессе. Правом на обращение в  хозяйственный суд обладает прокурор соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь или  его заместитель в пределах своей  компетенции. Помощники прокуроров, прокуроры и начальники отделов, управлений, следователи такого права  на предъявление иска или подачу заявления  не имеют [4, с. 373].

Согласно ст. 6 Хозяйственно-процессуального  кодекса Республики Беларусь от  15 декабря 1998 г. N 219-З (с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508) прокурор имеет  право на обращение в хозяйственный  суд в целях защиты государственных  и общественных интересов, а также  интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицами (в том числе  коллективов работников) в случаях, предусмотренных законодательными актами, граждан - в случаях, предусмотренных законодательными актами [7, ст. 6].

Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

Прокурор, предъявивший исковое  заявление, несет обязанности и пользуется процессуальными правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Истцом в таком случае является лицо, в интересах которого прокурором заявлен иск. Если иск заявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.

Соблюдение прокурором досудебного  порядка урегулирования спора не обязательно.

На прокурора не распространяются требования уплаты государственной  пошлины. При принятии решения по делу, возбужденному по заявлению  прокурора, государственная пошлина  взыскивается с ответчика. При этом, если в удовлетворении иска отказано, то пошлина с ответчика не взыскивается. Не подлежит взысканию с ответчика пошлина и в том случае, если он в установленном порядке освобожден от уплаты пошлины как ответчик [8].

Отказ прокурора от предъявленного им иска (заявления) как в гражданском, так и в хозяйственном процессах не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Отказ истца от иска, заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в интересах государства  и общества, не влекут прекращения  производства по делу.

Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно [4, с. 375].

Деятельность прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в  экономических отношениях определена приказом Генерального прокурора от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации  деятельности прокуроров при осуществлении  надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью  защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов  субъектов хозяйствования».[4, с. 376]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что законодательство стремится наделить прокурора такими полномочиями, чтобы он смог организовать надзор в гражданском и хозяйственном  судопроизводстве для реального  проведения в жизнь законодательства  о всестороннем, полном, объективном  и своевременном разбирательстве  гражданских и хозяйственных  дел в суде, чтобы по каждому  делу были вынесены законные и обоснованные решения. К тому же законодательство стремится четко определить правовое положение прокурора, чтобы предотвратить злоупотребление им своего положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА  В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

2.1 Участие прокурора  в суде первой инстанции

 

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции – существенная гарантия всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических  обстоятельств, а также вынесения  судом законного и обоснованного  решения. Однако не все вопросы участия  прокурора достаточно полно регламентированы в действующих нормативных правовых актах [9, c. 67].

Прокурор участвует в  гражданском судопроизводстве в  двух формах, установленных ст. 81 ГПК, –  в форме предъявления и поддержания  в суде иска, а также участия  в рассмотрении судом гражданских  дел и изложения мнения по делу [10, с. 20].

Прокурор имеет право  обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это  необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных  единиц, а также юридических лиц  и граждан, причем он вправе вступить в дело на любой его стадии [4, с. 348].

Прокурор отличается и  от судебных представителей, поскольку  не является представителем чьих-либо частных интересов. Таким образом, как участник гражданского судопроизводства прокурор остается представителем государственного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах [5, c. 265].

Правовое положение прокурора  в теории оценивается различно. Выделяют три основных подхода. Некоторые  авторы считают, что прокурор, предъявивший иск, занимает положение стороны  в процессе (А.Ф.Козлов). Другие полагают, что прокурор в гражданском процессе всегда выступает как представитель государства, осуществляющий надзор за соблюдением закона (А.Ф.Клейнман, Н.А.Чечина, К.О.Юдельсон, В.Г.Тихиня, Н.В.Ченцов). Третьи признают прокурора, предъявившего иск, истцом только в процессуальном смысле, который одновременно выполняет и функцию надзора за законностью (А. А.Добровольский, М.С.Шакарян, В.Н.Щеглов, М.А.Викут).

Представляется, что третья точка зрения наиболее правильная, поскольку прокурор, возбудивший  дело, всегда является истцом, но не материально-правовым, а в процессуальном смысле. По существу прокурор выполняет все функции  истца: обосновывает иск, дает объяснения по заявленному иску, участвует в  судебных прениях [10, с. 21].

Заявление о защите чести  и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным  прокурором Республики Беларусь, прокурорами  областей, города Минска, приравненными  к ним прокурорами с согласия Президента Республики Беларусь [4, с. 348].

Прокурор предъявляет  иск в случаях, когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение. Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 109, 243 ГПК. Действующий ГПК не называет конкретно, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе подписывать заявление, направляемое в суд. В законе говорится «прокурор».

Свои полномочия по предъявлению исков прокуроры используют главным  образом тогда, когда необходимо защитить имущественные интересы государства, предприятий и организаций. Прокурор использует предоставленное ему  законом право предъявления иска лишь в тех случаях, когда виновное лицо уклоняется или отказывается добровольно  возместить ущерб. В случаях отказа от добровольного возмещения материального  ущерба прокурору следует оказать  руководителям предприятий, а также  юридической службы необходимую  правовую помощь, создавая неотвратимость ответственности должностных лиц  предприятий и организаций за безусловное выполнение требований законодательства о привлечении  работников, по вине которых причинен материальный ущерб.

Если должностные лица или граждане не используют свое право  на заявление исков, а того требуют  интересы обеспечения законности, прокурор доводит до сведения этих должностных  лиц и граждан об их праве обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов и разъясняет, как это сделать. Однако если эти  должностные лица и граждане не желают воспользоваться этим правом, прокурор самостоятельно возбуждает производство в суде. Это касается прежде всего таких сфер гражданского судопроизводства, как охрана общегосударственной собственности от противоправных посягательств на нее; возмещение вреда; нарушение законов об охране труда и техники безопасности и т.д.

Процессуальное положение  прокурора, возбудившего дело, характеризуется  некоторыми особенностями, отличающими  его от иных лиц, заявляющих иск. Прокурор освобождается от уплаты государственной  пошлины [4, c. 349-351]. Кроме того, прокурор, обратившийся с заявлением в суд  в защиту прав и охраняемых законом  интересов других лиц, освобождается  и от уплаты издержек, связанных  с рассмотрением дела [11, ст. 129]. Ему  не может быть отказано в принятии искового заявления. Только в случае когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд, прокурору может быть отказано в принятии искового заявления.

К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в  интересах которого прокурор предъявил  иск. Решение суда распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах  которого заявлен иск [4, с. 351].

Одним из средств прокурорского надзора за исполнением законов в гражданском судопроизводстве является вступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковым заявлением. Это касается, прежде всего, интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления [4, с. 352].

При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально  самостоятелен. Как правило, прокуроры  поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, либо изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это.

От формы участия прокурора  в деле зависит его правовое положение, объем предоставленных ему процессуальных прав. Так, прокурор, возбудивший дело, обязан составить заявление с  копиями по числу ответчиков, он может отказаться от поданного заявления  и от иска, первым выступает в  судебных прениях. На прокурора, вступившего  в начатый процесс, действие этих норм не распространяется [4, с. 348].

По заявленному требованию прокурор дает в суде (ст. 286 ГПК) объяснения, которые носят характер утверждения  и являются доказательствами. Прокурор вправе представить суду письменные документы [4, с. 353].

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает  два основания обязательного  участия прокурора в процессе: прямое предписание закона и определение  суда о необходимости привлечения  прокурора к участию в деле [12, с. 16].

Участие прокурора в суде первой инстанции при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц, может быть осуществлено по инициативе прокурора. Оно является обязательным согласно ст. 83 ГПК:

Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ