Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью исследования является выявление и изучение современных проблем участия прокурора в гражданском процессе, с учетом анализа действующего законодательства, судебной практики, а также поиск путей решения этих проблем, с учетом анализа существующих в науке точек зрения.
Для достижения поставленных целей, стоит определить следующие задачи:
анализ правовых основ деятельности органов прокуратуры;
изучение юридической литературы по данной теме, обобщение сведений, содержащейся в ней;
обобщение практики по участию прокурора в гражданском процессе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ. 4
§1. Правовая природа участия прокурора в гражданском процессе 4
§2. Правовое положение прокурора в гражданском процессе 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 17
§1.Проблемы участия прокурора в гражданском процессе при обращении в суд с заявлением в защиту прав других лиц 19
§2. Проблемы участия прокурора в гражданском процессе для дачи заключения по делу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гпп участие прокурора.docx

— 83.02 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ  ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ. 4

§1. Правовая природа участия прокурора в  гражданском процессе 4

§2. Правовое положение прокурора в гражданском  процессе 11

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ УЧАСТИЯ  ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 17

§1.Проблемы участия прокурора в гражданском  процессе при обращении в суд  с заявлением в защиту прав других лиц 19

§2. Проблемы участия прокурора в гражданском  процессе для дачи заключения по делу 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена остро вставшей проблемой участия прокурора в гражданском процессе. Этот институт давно вызывает споры, но особые дискуссии в научной литературе развернулись в последние пятнадцать лет.  Это объясняется проводимой в стране судебной реформой, кардинально изменившей ряд институтов материального и процессуального права, в частности институт  прокурорского надзора. Изменения в этой области повлияли и на процессуально-правовой  статус прокурора, вернее – на саму идею участия прокурора в гражданском процессе. Представляется необходимым рассмотреть подробно данный вопрос, в силу колоссальной важности фигуры прокурора в гражданском судопроизводстве.

Актуальность темы обусловлена  и тем, что позиция законодателя об объеме полномочий прокурора была изменена, по сравнению с первоначальной редакцией текста ГПК РФ 2002 года, в сторону расширения. Данный факт так же неоднозначно оценивается  в научной литературе. Большинство  ученых встретили новшества положительно, критикуя осторожность законодателя.

Так или иначе,  современное право  нуждается в уточнении правовой природы участия прокурора в  гражданском процессе, чем и обусловлен выбор темы.

Объектом исследования выступает правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве, формы участия прокурора: обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, публично-правовых образований (возбуждение гражданского дела в защиту прав  и законных интересов других лиц), вступление в процесс для дачи заключения по делу на любой стадии гражданского процесса

Предметом исследования являются отношения, регулирующие участие прокурора в гражданском процессе, анализ взаимодействия прокуратуры и суда, динамики института. Изучению подлежат гражданско-процессуальные нормы, судебная практика, доктрина.

Цель и задачи. Целью исследования является выявление и изучение современных проблем участия прокурора в гражданском процессе, с учетом анализа действующего законодательства, судебной практики, а также поиск путей решения этих проблем, с учетом анализа существующих в науке точек зрения.

Для достижения поставленных целей, стоит  определить следующие задачи:

    • анализ правовых основ деятельности органов прокуратуры;
    • изучение юридической литературы по данной теме, обобщение сведений, содержащейся в ней;
    • обобщение практики по участию прокурора в гражданском процессе;
    • анализ процессуального положения прокурора, его роль в процессе в качестве правозаступника;
    • раскрытие юридической сущности и проблем форм участия прокурора в гражданском процессе;
    • выработка рекомендаций к усовершенствованию существующих в ГПК РФ норм.

Методология. В ходе написания работы автором были использованы такие общенаучные методы, как: аналитический метод познания, индуктивный и дедуктивный подход к исследованию. Наряду с перечисленными методами познания применялись частно-научные: метод системного, статистического анализа, сравнительно-правовой метод, структурно-функциональный метод, метод формально-логического исследования, метод обобщения полученных сведений и материалов и другие.

Научная разработанность. На протяжении многих лет учеными-юристами подробно разрабатывался данный институт. В ходе работы, прежде всего, использовались труды авторов, внесших большой вклад в разработке теоретических аспектов участия прокурора в гражданском судопроизводстве, таких как: Шакарян М.С., Викут М.А. и многих других.

Проблеме участия прокурора  в гражданском судопроизводстве посвящены многочисленные статьи, как  теоретиков-кандидатов юридических  наук, так и правоприменителей  – прокуроров, помощников прокуроров, судей: Бывальцевой С.Г., Крутикова  М.Ю., Егоровой Л.А., Томилова А.Ю., Моисеева С.В., Ергашева Е.Р., Простовой В.М., Байкина  И.М и многих других.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней исследуются правовые основы деятельности прокуратуры на современном этапе, представляется комплексная оценка проблем – все это, может быть использовано в дальнейшем при изучении данного вопроса. Практическая значимость работы проявляется в том, что выводы и представленные пути решения нацелены на дальнейшее совершенствование и развитие регулирования в области реализации отдельных форм участия прокурора в гражданском процессе. Материалы исследования могут быть использованы для студентов высших юридических учебных заведений в процессе изучения данной теме.

Структура работы. Представленная работы состоит из введения,  двух глав, каждая из которых разбита на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим проблемам – правовой природе участия прокурора в гражданском судопроизводстве, его процессуально-правовому статусу. Вторая глава раскрывает проблемы реализации форм участия прокурора в гражданском процессе. Заключение содержит основные выводы о работе, предложения в области совершенствования данного института.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В  ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

§1. Правовая природа участия прокурора  в гражданском процессе

Согласно действующему законодательству прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.1,2

 Однако в теории неоднозначно  рассматривается вопрос о необходимости  сохранения института участия  прокурора в гражданском судопроизводстве: первая группа ученых-юристов  заявляет о необходимости ликвидации  его из процесса, вторая группа  – об ограничении полномочий  прокурора, третья - о расширении  его прав, совершенствовании существующих  норм, недопустимости урезания полномочий  прокурора. 

Относительно первой позиции,  интересным представляется взгляд на проблему депутата Государственной Думы – В. В. Похмелкина, который в целом негативно  относится к прокуратуре, как  надзорному органу, называя участие  прокурора в гражданском процессе юридическим атавизмом. Восприятие прокуратуры в качестве «надзирателя», по его мнению, отвечало требованиям  тоталитарного режима, однако в демократическом  правовом государстве - недопустимо. К  тому же, В.В. Похмелкин полагает, что  прокуратура не в состоянии совмещать  общий надзор, надзор по гражданским  делам и борьбу с преступностью, в связи с чем, предлагает оставить ей лишь последнюю функцию.3 Полагаем, что автор слишком критично относится к изучаемому институту,  и рассматривает проблему в отрыве от правовой действительности.

При рассмотрении второй и третьей  позиции, считаем необходимым затронуть  историю регулирования данного  вопроса.

В 1722 году Петр I утвердил должность генерал-прокурора при Сенате. Император утвердил эту должность, в целях осуществления надзора за деятельностью чиновников, для пресечения безнаказанного своевольства, допускаемого местными правителями.4 Существенно был изменен статус прокурора в ходе судебной реформы 1864 года -  его полномочия были перенесены в судебную сферу. Прокуратура отошла от осуществления общего надзора. Согласно ст. 343-347 Устава гражданского судопроизводства 1864, прокурор мог представлять заключение по делу, причем вопрос о вступлении в процесс для дачи заключения мог решаться им как самостоятельно, так и по инициативе суда. Заключение прокурор мог давать по делам казенного управления, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно-отсутствующих, глухонемых, умалишенных и т.д.5  Так же прокурор выступал в процессе в качестве «главной стороны» в делах, имеющих публичный характер. Закон от 9 мая 1911 года «Об отмене заключений прокурора по некоторым гражданским делам» соответственно частично отменил заключения.6 После революции усиливается идея о вмешательстве государства во все сферы жизни. В судопроизводстве это достигалось обеспечением максимально возможного участия прокурора в гражданско-правовых спорах. Так, согласно ст. 2 ГПК РФСФР 1923 г. прокурор был вправе как начать дело, так и вступить в него в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс.7 В 1964 году был принят новый ГПК РСФСР, согласно которому главной функцией участия прокурора в гражданском процессе стал надзор за рассмотрением дела в суде. Так, ст. 12. закрепляла положения о прокурорском надзоре, указывая, что прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор мог осуществлять независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального Прокурора СССР. Норма о формах реализации полномочий изменилась несущественно, по сравнению с ГПК РСФСР 1923 года, так, согласно ст. 41, прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В законе был предусмотрен и ряд иных положений, расширяющих полномочия прокурора.8

По мере развития нашего государства, такой подход стал все сильнее  противоречить пониманию права, его принципов. В силу того, что полномочия прокурора фактические не были ограничены – он мог вступать в процесс на любой стадии, опротестовывать решения, возбуждать любую категорию дел -  это ставило под сомнение принцип независимости судей. К тому же, как отмечает Р.В. Шакирьянов, были достаточно часты случаи обращений прокуроров от имени организаций с заявлениями к гражданам о выселении, о взыскании квартплаты и т.д.9 Это нарушало принцип равноправия сторон, делало невозможным достижения справедливости. В связи с этим вполне понятным становится позиция некоторых авторов о необходимости ограничения участия прокурора в гражданском процессе, и стремление законодателя при принятии нового ГПК РФ 2002 ограничить это участие. Так, в первоначальной редакции ст. 45 ГПК РФ был сужен круг субъектов, в защиту которых прокурор мог обращаться в суд: граждане, неопределённый круг лиц, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, была сокращена надзорная функция (не мог истребовать любое дело). Прокурор мог вступить в процессе только в случаях, предусмотренных законом. Причем, заявление в защиту прав граждан могло быть подано только в том случае, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не мог сам обратиться в суд. Право обжалования судебных решений возникало только в том случае, если прокурор участвовал в деле.10

Ряд авторов положительно отреагировали  на эти изменения. Так доктор юридических  наук Н.В. Мельников говорит о  положительной тенденции изменения  сущности прокурора от тоталитарного  надзирателя и обвинителя, характерного для советского периода - в лицо, осуществляющее контроль за соблюдением  законности, прав и свобод человека гражданина, а также указывающий  суду на ошибки в применении закона. По его мнению, отказ от идеи прокурорского  надзора в пользу принципа состязательности и равноправия сторон «органичная  часть судебной реформы».11 Многие авторы полагают, что ограничение полномочий прокурора отвечает принципу диспозитивности.

Однако, гораздо чаще в юридической  литературе можно встретить негативную оценку этих изменений. Так, кандидат юридических  наук В.М. Простова считает, что надзорная  функция имела большое правозащитное  значение в процессе, а отказ от этих полномочий произошел лишь в  силу «модных абстрактных рассуждений» о тоталитаризме и безграничном прокурорском надзоре.12 Можно сказать, что российский законодатель повторил ошибку реформы 1864 года - желая быстрее привести в жизнь новые идеи, стали разрушать институты, стоявшие много лет на страже права.  Излишнее сужение полномочий прокурора в гражданском процессе во многом дискредитирует этот орган в глазах населения.

Положительными изменениями  нового ГПК РФ 2002 года можно считать следующее: во-первых, из субъектов, в защиту которых  прокурор может обращаться с заявлениями  в суд, исключены юридические  лица, во-вторых, то, что прокурор не может давать заключение по делу, в  котором является стороной. На наш  взгляд, оба эти изменения отвечают принципам состязательности и равноправия  сторон. В остальном же, норма  была несовершенна, и не отвечала интересам  общества.

 На протяжении всего существования  института участия прокурора  в гражданском процессе, в правовом  регулировании этого института  наблюдаются две недопустимые  полярности: либо полномочия прокурора  безграничны, что ставит под  сомнение принцип независимости  судей и подчинения их только  закону, либо его полномочия сильно  ограничены, в силу чего возникает  сомнение по поводу возможности  защиты прав граждан прокурором, а значит и нерушимости конституционного  права граждан на судебную  защиту. В обоих случаях ставятся  под сомнение принципы законности,  равноправия и состязательности  сторон.

Относительно вопроса о полной ликвидации данного института можно  сказать следующее. Для того, чтобы  что-то уничтожить, необходимо, чтобы  этому была достойная замена. Поскольку  в России пока не обеспечено бесплатное оказание качественной юридической  помощи, а создание каких-либо дополнительных альтернативных правозаступнических  структур, в настоящее время невозможно, прокурор необходим в гражданском  процессе. Как правильно заметил  А.Ю. Томилов, стремление российского  законодателя ограничить участие прокурора  или даже ликвидировать данный институт, во многом обусловлен взятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами.13 Нужно понимать, что слепое копирование западных моделей для нашей страны неприемлемо, так как в России граждане редко обращаются в суд за защитой своего права. Полагаем, что это можно объяснить тремя факторами: 1)отсутствие времени и денежных средств, что объяснимо длительностью процесса, дороговизной квалифицированной юридической помощи; 2) низкое правовое сознание – незнание своих прав и способов их защиты, боязнь проиграть процесс из-за отсутствия этих знаний; 3)русский менталитет, проявляющийся в негативном отношении к суду, как к подкупному, несправедливому государственному органу, нежелание прослыть «склочным» человеком, т.е. неспособным разрешить спорные ситуации во внесудебном порядке. Полагаем, что излишнее ограничение участия прокурора в гражданском процессе негативно отразилось на возможности защиты прав, свобод и интересов субъектов, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, и в первую очередь – граждан.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе