Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Иск (заявление) направляют:

- в Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь –  Генеральный прокурор Республики  Беларусь, прокуроры областей и  приравненные к ним прокуроры  и их заместители;

- в другие хозяйственные  суды – Генеральный прокурор  Республики Беларусь, прокуроры  областей и приравненные к  ним прокуроры, прокуроры городов,  районов, приравненные к ним  прокуроры и их заместители  [7, ст. 66].

Право обращения в хозяйственные  суды прокуроры должны использовать лишь в том случае, если субъект  хозяйствования лишен возможности  защищать свои интересы самостоятельно, а также если хозяйственный спор носит принципиальный характер, приобретает большую общественную и государственную значимость, затрагивает интересы крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в том числе при установлении недействительности учредительных документов, договоров, актов государственных и иных органов, нарушающих права и интересы субъектов хозяйствования, а также в случаях невыполнения и ненадлежащего выполнения обязательств в пользу государства, нарушений законодательства о земельной реформе, приватизации и др. [4, с. 376 – 377]

Нельзя не заметить, что  здесь повторяется известная, но не конкретная формула "если они  лишены возможности защитить свои интересы самостоятельно". Как показывает судебная практика, прокуроры направляют заявления в защиту субъектов хозяйствования как государственной, так и негосударственной формы собственности. Наиболее распространенным обоснованием невозможности предприятия защитить свои интересы самостоятельно прокуроры указывают отсутствие средств для уплаты государственной пошлины [14, с. 20].

Вступивший в хозяйственный  процесс путем предъявления иска прокурор является истцом в процессуальном смысле, он может изменить основание  и предмет иска, на нем лежит  обязанность обосновывать и доказывать предъявленный иск. Истцом в материально-правовом смысле выступают предприятия, учреждения, индивидуальные предприниматели, в  интересах которых заявлен иск. Если иск заявлен в защиту государственных  интересов, то истцом является Республика Беларусь или ее административно-территориальная  единица в лице органов власти и управления.

Прокурор не является в  материально-правовом смысле субъектом  спора, имеет лишь процессуальный интерес  в разрешении спорных правоотношений [4, с. 377].

Требования, предъявляемые  к форме и содержанию искового заявления, направляемого в суд  лицами, обращающимися за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса, содержатся в ст. 159 ХПК [8].

Кроме того, в исковом  заявлении могут указываться  ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом  действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

Прокурор при предъявлении иска в интересах других лиц обязан указать свое должностное положение, фамилию, имя, отчество, а также наименование лица, в интересах которого он обращается в суд [4, с. 378].

В содержании искового заявления  прокурор обязан четко указать обстоятельства, входящие в фактическое основание  иска, материально-правовые нормы, подлежащие к применению по делу, юридические  факты, при наличии или отсутствии которых наступают правовые последствия, предусмотренные данной нормой.

Прокурор обязан четко  изложить в исковом заявлении  характер спорных правоотношений с  ответчиком, изложить правильную правовую квалификацию (возникновение, изменение, прекращение) отношений с ответчиком, а также правовые нормы, которые  суд обязан применить при вынесении  решения

В заявляемых суду требованиях  в части истребования имущества, его раздела, признания права  собственности на имущество прокурор должен указывать наименование имущества, его стоимость, местонахождение, а  в необходимых случаях иные отличительные  признаки исходя из характера спора, а также с какого расчетного (валютного) счета ответчика должна быть списана  денежная сумма за невозвращение  истцу имущества. Кроме того, исковое заявление должно содержать общий размер и вид валюты подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков и неустойки (штрафа, пени), указание на первоочередное исполнение уполномоченным банком ответчика на предмет удовлетворенного иска для определения очереди платежей. Итоговые взыскиваемые или оспариваемые суммы должны быть изложены понятно как для суда, так и для других лиц, участвующих в деле, и способствовать уяснению происхождения каждого из заявленных требований, а сами расчеты прилагаются к исковому заявлению.

В заявлении прокурора, обратившегося  в хозяйственный суд в предусмотренных  законодательными актами случаях в  защиту государственных или общественных интересов, а также в защиту интересов  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование  того, в чем заключается государственный  или общественный интерес, какое  право нарушено, а также ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд  в интересах других лиц прилагается  письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление иска в  их интересах [4, с. 378 –  380].

Как участник хозяйственного процесса, прокурор должен доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается  как на основании своих требований. Они добываются прокуратурой при  выполнении своих законных задач  в ходе осуществления прокурорской проверки, в том числе и по представленным заявителем материалам. Поэтому обращению  в суд всегда предшествует прокурорская проверка. Часто иск прокурора  заявляется в комплексе с другими актами прокурорского реагирования [16] .

Прокурору может быть заявлен  отвод участвующими в деле лицами. Основания для отвода судьи хозяйственного суда распространяются и на прокурора. Прокурор не может участвовать в  рассмотрении дела и подлежит отводу в случаях, если он: является родственником  кого-либо из лиц, участвующих в деле, или их представителей; лично прямо  или косвенно заинтересован в  исходе дела, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности (ст. 34, 35 ХПК).

Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе и об отводе допускается лишь в  случаях, когда основание самоотвода или отвода стало известно хозяйственному суду или лицу, заявляющему самоотвод  или отвод, после начала рассмотрения дела.

Участие прокурора при  предыдущем рассмотрении дела в качестве соответственно прокурора не является основанием для отвода [4, с. 380].

Участие прокурора в хозяйственном (арбитражном) процессе рассматривается  как еще одна из правовых гарантий защиты прав и законных интересов  участников процессуальных отношений. Именно поэтому право прокурора  обратиться в хозяйственный суд  с иском в защиту государственных  и общественных интересов, а также  в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и  других лиц с их согласия является очень важным и требует должной  правовой регламентации.

 

3.2 Участие прокурора  в хозяйственном суде аппеляционной инстанции

 

Одной из гарантий обеспечения  доступа к правосудию является введение апелляционного порядка пересмотра судебных постановлений хозяйственных  судов, который предполагает повторное  рассмотрение дела коллегиальным составом судей. Производство в апелляционной  инстанции является самостоятельной  стадией хозяйственного процесса [8].

Согласно ст. 267 ХПК право  апелляционного обжалования (опротестования) имеют лица, участвующие в деле, которые вправе подать апелляционную  жалобу на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу [7, ст. 267].

Прокурор, принимавший участие  в рассмотрении дела, вправе принести протест на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях  защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. В случаях принесения прокурором протеста в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста [4, с.382].

Апелляционный порядок пересмотра судебных постановлений хозяйственных  судов предполагает повторное рассмотрение дела коллегиальным составом судей. В апелляционном порядке проверяется  законность и обоснованность решений  и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. При  этом не имеет значения, подлежит судебное постановление немедленному исполнению или нет. Поскольку законодатель установил, что постановления Высшего  Хозяйственного Суда вступают в законную силу с момента их объявления, их пересмотр возможен только со стадии кассационного рассмотрения [15, с.115].

Формой обращения в  хозяйственный суд для пересмотра судебных постановлений в апелляционном  порядке в соответствии со ст. 7 ХПК  является апелляционная жалоба или  протест, принесенный прокурором. Правом на подачу апелляционной жалобы (протеста) обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвующие в  деле, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственный суд принял судебное постановление. К такому случаю можно отнести обжалование (опротестование) частного определения вышестоящим  государственным органом либо органом  местного самоуправления, не участвующим  в деле, направленного в их адрес [8].

В соответствии со ст. 268 ХПК  апелляционные жалобы (протесты) рассматривает  хозяйственный суд апелляционной  инстанции хозяйственного суда области  и приравненного к нему суда.

Статьей 269 ХПК установлен срок подачи апелляционной жалобы (протеста). Апелляционная жалоба (протест) может  быть подана в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным  судом первой инстанции обжалуемого  судебного постановления, если иное не предусмотрено ХПК. Срок может  быть восстановлен по ходатайству.

До истечения срока, установленного ст. 269 ХПК для апелляционного обжалования (опротестования), дело не может быть истребовано из хозяйственного суда [7, ст.ст. 268 – 269].

Лицо, подающее апелляционную  жалобу (протест), обязано направить  лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении копии апелляционной жалобы (протеста) и приложенных документов, которые  у них отсутствуют [15, с. 116].

Исходя из норм ст. 66 XIIК правом на подачу апелляционного протеста обладают Генеральный прокурор, прокуроры областей и приравниваемые к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции осуществляется потому предмету и тем основаниям, которые были заявлены суду первой инстанции [4, с. 385].

Перечень оснований для  возврата апелляционной жалобы (протеста) установлен в ст. 272 ХПК. Следует отметить, что перечень оснований для возврата апелляционной жалобы (протеста), указанных  в ч.1 и ч. 2 ст. 272 ХПК, не является исчерпывающим. Самостоятельным основанием для  возврата является неустранение лицом, подавшим апелляционную жалобу (протест), причин, послуживших основанием для оставления ее без движения. В ст. 273 ХПК установлены случаи оставления апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения [4, с. 386].

Определение хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее  пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд [8].

В хозяйственном суде апелляционной  инстанции не применяются правила  о соединении и разъединении нескольких требований; об изменении предмета или основания иска, размера исковых  требований; о предъявлении встречного иска; о замене ненадлежащего ответчика; о привлечении к участию в  деле третьих лиц, а также иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в хозяйственном  суде первой инстанции [4, с. 388 – 389].

Согласно ст. 278 ХПК апелляционная  жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати дней со дня ее поступления в хозяйственный  суд, включая срок на принятие постановления  по результатам ее рассмотрения. В  исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) может  быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на пятнадцать дней [7, ст. 278].

В соответствии со ст. 281 ХПК  по результатам рассмотрения апелляционной  жалобы (протеста) хозяйственный суд  апелляционной инстанции принимает  постановление, которое подписывается  судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, не позднее  пяти дней со дня его принятия.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции может  быть обжаловано (опротестовано) в кассационном порядке в соответствии с требованиями гл. 32 ХПК или в порядке надзора (гл. 33 ХПК) [4, с. 393].

Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ