Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом мой.docx

— 83.20 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

Институт участия прокурора  является одним из самых интересных и дискуссионных в гражданском  процессе. Вокруг участия прокурора  в гражданском судопроизводстве разгораются ожесточенные споры, возникают  различные точки зрения на проблемные вопросы.

Актуальность темы - заключается  в том, что участие прокурора  в гражданском процессе, оказывает  не маловажное влияние на справедливое и законное рассмотрение разрешения гражданских дел. Участие прокурора  в гражданском процессе, при рассмотрении других тем, наиболее актуальна и значительна. В работе раскрывается основное понятие прокурора в процессе их процессуальные права и обязанности в гражданском судопроизводстве, этапы развития прокуратуры как органа, осуществляющего надзор, формы участия прокурора в гражданском процессе.

Именно участию прокурора  в гражданском процессе, его деятельности и посвящена данная дипломная работа. В первой ее части освещены этапы развития прокуратуры Республики Казахстан и статус прокурора в гражданском процессе, знание которой необходимо для лучшего понимания ее работы. Во второй части рассмотрены формы участия прокурора в гражданском процессе. Третья часть посвящается практике участия прокурора в гражданском процессе, на примере РК и РФ.

Указом Президента РК имеющим  силу закона "О прокуратуре Республики Казахстан" от 21.12.1995 г. в главе 5 "Представительство  интересов государства в суде" в ст. ст. 30, 31, 32, 33 четко определены законом обязанности прокуратуры  при рассмотрении дел в суде. Одна из особенностей участия прокурора заключается в том, что прокурор выносит заключение по рассмотренному делу.

Прокурор способствует осуществлению  цели правосудия и задач суда при  строгом соблюдении принципа независимости  судей и подчинении их только закону. Осуществляя надзор, прокурор содействует  всестороннему, полному, объективному и своевременному исследованию обстоятельств  преступления, вынесению судом единственно  правильного, законного и обоснованного  решения, его своевременному обращению  к исполнению. Для осуществления  возложенных на него задач прокурор наделен соответствующими полномочиями. Он участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве  дел во всех инстанциях, дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, поддерживает перед судом государственное  обвинение по уголовным делам, а  при наличии оснований отказывается от обвинения, опротестовывает незаконные, необоснованные решения, приговоры, определения  и постановления суда, проверяет  законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и  постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решения, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

Участие прокурора в рассмотрении дел судом первой инстанции отличается своеобразием, поскольку наряду с  надзором за законностью он выполняет  и функцию государственного обвинения  от имени государства. В приказах Генерального прокурора РК четко  определены категории дел, в рассмотрении которых прокуроры обязаны участвовать. Прокурор обязан в кассационные сроки  проверять законность и обоснованность приговоров по делам, законность и обоснованность определений о возвращении дел, рассмотренных без его участия, на дополнительное расследование, принимать  меры к повышению качества кассационных протестов, давать заключения в суде второй инстанции, как правило по всем делам, с учетом доводов кассационных жалоб. Своим участием в судебном разбирательстве при разрешении уголовных дел прокурор помогает суду глубоко и всесторонне исследовать  все обстоятельства преступления, установить вину подсудимого, дать правильную юридическую  оценку преступлению и назначить  справедливое, основанное на законе наказание.

Надзор прокурора не завершается  с принятием судом решения  по существу уголовного дела. Право  принесения кассационных и частных  протестов на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и  постановления принадлежат прокурору  и его заместителю, независимо от их участия в разбирательстве  дела первой инстанции. Помощники прокурора, прокуроры, управлений и отделов  могут приносить протесты только по делам в рассмотрении которых  они участвовали. Право принесения протеста по судебному делу в Верховный  Суд РК принадлежит Генеральному прокурору РК. Прокурор участвует  в заседании суда второй инстанции, где поддерживает протест или  дает заключение по кассационной жалобе осужденного или потерпевшего. Протест  на решение приговора, определение  и постановление суда может быть отозван прокурором принесшим протест  или вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом.

Основные акты рассматриваемого направления прокурорского надзора:

 а) заявления; 

 б) ходатайства; 

 в) заключения;

 г) протест; 

 д) представления. 

При наличии данных, свидетельствующих  о явном нарушении закона, прокурор вправе одновременно с истребованием  дела приостановить исполнения решения, определения, постановления вступивших в законную силу еще до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

Основной целью дипломной  работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора  в гражданском процессе.

Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:

- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия  прокурора в гражданском процессе;

- рассмотреть на практических  примерах значение участия прокурора  в гражданском процессе;

- сделать конкретные  выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы становления  прокуратуры в РК.

История национального права  – это в большей степени, на наш взгляд, изучение истории возникновения  правовых категорий «законность» и  «справедливость». Признавая, что первоисточники казахского права берут свое начало еще до образования  первой государственности, считаем нужным рассмотреть национальные институты государственной власти в контексте обеспечения состояния  законности, начиная с периода  первых государственных образований (ханств) на территории Казахстана.

Обращение к истории приобретает  еще большую активность в процессе происходящего восстановления исторических корней культуры, быта и традиций Великого Турана и народа, населявшего его. Так, современниками все глубже изучается  история казахской государственности, традиционное казахское право, обычаи  и правовые институты, осуществлявшие представительные, исполнительно-распорядительные и судебно-примирительные функции.

Изучение исторических материалов свидетельствует о сложившемся  достаточно эффективном правовом механизме  первого периода казахской государственности. Так, решения вопросов войны и  мира, благосостояния кочевников, споров между родами и общинными коллективами, разрешал общественный орган «кенес» (совет старших и старейшин), регулярно созываемый при хане. Реальный авторитет приобрели такие общественные институты, как «курылтай» (большие народные собрания), «мәжіліс» (малые народные собрания), «отырыс» (кустовые сборы), которые являлись формами публичной власти, устанавливающими связь и доверительность в отношениях кочевник – род – хан. Кроме того, отдельные институты кочевого общества сегодня стали применятся на практике. Они не просто плавно выстриваются в единую систематизированную структуру современных отношений, но занимают определенные позиции в ообщественной жизни.

 В качестве примера  можно привести этимологию слова  «Би», именно «этимологию», поскольку  оно имело много значений в  досовременном обществе. Би в традиционном казахском обществе, как достойное лицо, признанное населением, осуществлял представительные функции, участвовал в исполнительных и распорядительных мероприятиях, во внешних отношениях. Но, прежде всего, Би ассоциировался с правосудием. Таким образом, прерогатива в правовом поле, в целях обеспечения и укрепления законности, начиная с момента образования первой государственности на территории Казахстана (первая четверть XVI в.) вплоть до присоединения Казахстана к России (середина XIX в.), была отведена общественному институту биев. Институт биев не потерял свои позиции в правовом поле казахского общества и при исламском праве (шариат), в котором прерогатива в осуществлении правосудия предоставлялась служителям культа, а также при активном внедрении институтов законодательства Свода законов Российской империи.

Институт биев стал значительно терять свои позиции в Казахстане в процессе активного внедрения институтов российского законодательства. Кардинальному реформированию данный институт был подвергнут Законом от 19 мая 1854 г. «О распространении на сибирских киргизов общих законов империи», которым был установлен новый принцип «выборности» биев с обязательным их утверждением царской администрацией.

В царской России на тот  период уже был сформирован правовой механизм, особое место в котором, как контрольно  - надзорному органу, было отведено прокуратуре (в первоначальный период деятельности – фискалат), которая и по настоящее время стоит на страже государственности, а также укрепления и обеспечения законности.

Для познания отечественной  прокуратуры необходимо знать  ее исторические корни, закономерности возникновения  и развития органов прокуратуры. Казахстан почти три столетия находился в составе Российской империи, а затем более 70 лет –  Советского Союза. Поэтому развитие органов прокуратуры в  республике неразрывно связано с эволюцией  правовых систем метрополии, различных  правовых институтов и механизмов государственной  власти.

Прокуратура, как специальный  орган по надзору за расследованием и рассмотрением уголовных дел, как известно, впервые возникла во Франции в XIII-XIV вв. Однако, предыстория  прокуратуры имеет более раннее происхождение. Слова «прокурор», «прокуратура»  имеют своим корнем латинское  «procuro», что буквально означает: «забочусь», «управляю». При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательной его сущности, а в обеспечении справедливости и законности. В этом и состоит смысл и основное содержание его изначального предназначения.

В Древнем Риме существовала должность прокуратора, который  мог быть и доверенным лицом римского гражданина в судебных и коммерческих делах, и домоуправителем, и наместником, то есть управляющим провинциями, с сосредоточением в своих руках всей полноты власти, включая судебную. В Древней Греции и странах Востока предназначение прокуратуры состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде – «ораторы».

В России образование прокуратуры  началось в эпоху Петра І, когда  он в процессе реформы государственного управления пришел к выводу о необходимости  создания аппарата, призванного следить  за исполнением законов  и бороться с чиновниками – вымогателями, казнокрадами (в современной интерпретации  – с коррупционерами). Как указывает  А.Я.Сухарев: «Приступая к обновлению и преобразованию огромной страны…., Петр І прежде всего выстраивал стержневые фундаментальные опоры державности, которые бы объединяли, скрепляли все российские земли под эгидой короны на основе единства воли и твердых правил управления. С прокуратурой великий реформатор связывал не просто появление удобной и целесообразной управленческой структуры,  но и рождение цементирующей силы государства,  которая стала бы оплотом единства законности и правопорядка на просторах Империи, чистоты и совести в центре и на местах».

С момента создания российской прокуратуры, к ее компетенции относился  надзор за центральными органами исполнительной власти. Образованный Петром I Сенат  осуществлял функции, которые позднее  были распределены между Государственным  Советом, Кабинетом Министров и  Сенатом. Первый законодательный акт  о прокуратуре - Указ   Петра  І от 12 января 1722 года гласил: «Быть  при Сенате Генерал-Прокурору». В  Указе от 27 апреля 1722 года «О должности  Генерал-Прокурора» Генерал-Прокурору  вменялось в обязанность «накрепко  смотреть, чтоб в Сенате не на столе  только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись». При нарушении  законов Сенатом, Генерал-Прокурор был обязан предложить Сенату устранить  их, а если не послушает, «протестовать  и оное дело остановить». 

В последующие годы после  смерти Петра І, особенно в период царствования Анны Иоанновны, значение прокуратуры было практически принижено  и она бездействовала. В своих  прежних прерогативах прокуратура  была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Во всех направлениях государственной и политической деятельности она стремилась восстановить реформы своего отца. Так, Указом Императрицы  от 12 декабря 1741 года, прокуратура была восстановлена в рамках Указа  Петра І от 1722 года. Прокуратуре  был придан ряд полномочий по осуществлению  надзора за проведением в жизнь  действующих и вновь принимаемых  законов, что привело к повышению  эффективности и действенности  прокурорского надзора.

В период царствования Екатерины  ІІ, в существенной мере, был усилен местный прокурорский надзор. Этому  в немалой степени способствовало принятое в 1775 году «Учреждение о  губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров. В те времена прокуроры состояли при центральных и местных  государственных учреждениях, наблюдали  за их деятельностью и контролировали ее, реагировали не только на нарушения  ими законов, но и на различные  недостатки в работе, включая волокиту в разрешении дел и даже своевременный  приход чиновников на службу. Обнаружив  нарушение, прокурор устно предлагал  устранить его, а если это не помогало, использовал право принесения протеста. Протест прокурора приостанавливал  исполнение того постановления или  действия, в котором он усмотрел нарушение.

До судебной реформы, в 1862 году Государственный Совет Российской империи принял «Основные положения  о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского  надзора, его содержание, задачи и  полномочия прокуроров.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе