Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Республики Беларусь в статье 22 закрепляет, что все  равны перед законом и имеют  право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов.

Прокурор принимает предусмотренные  законодательством меры по пресечению нарушений законодательства от кого бы эти нарушения не исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В настоящее время в  судах Республики Беларусь ежегодно рассматривается огромное количество дел по гражданским и хозяйственным  спорам.

В этой связи представляется актуальным освещение некоторых аспектов участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессах. Сам же вопрос об участии прокурора в гражданском и хозяйственном процессах заслуживает серьезного внимания и с теоретической, и с практической стороны. 

Проблема заключается  в том, что состояние законности и правопорядка зависит не только от норм материального, но еще и от претворения в жизнь норм и  принципов процессуального права. Обеспечение правовых гарантий юридических  и физических лиц является одной  из задач прокурорского надзора.  Поэтому участие прокурора в  процессе может способствовать укреплению законности. Так, например, Конституция  Республики Беларусь  подчеркивает, что прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону судебных решений  по гражданским, уголовным делам  и делам об административных правонарушениях.

Прокурор осуществляет прокурорский надзор в гражданском и хозяйственном  процессах от имени государства. Данная деятельность состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на территории нашего государства. Данная деятельность преследует цель соблюдения законности во всех инстанциях гражданского судопроизводства и хозяйственного. Законность можно определить как точное и неукоснительное соблюдение Конституции, законов, декретов, указов, постановлений Правительства, актов министерств и государственных комитетов, актов местных Советов депутатов, исполнительно-распорядительных органов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Поэтому правовая регламентация участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессах имеет важное значение для обеспечения законности.

Объектом настоящего исследования является деятельность прокурора по участию в гражданском и хозяйственном  процессе.

Целью  курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.

Задачи курсовой работы следующие:

рассмотреть правовое положение  прокурора, задачи, стоящие перед  ним в гражданском и хозяйственном процессах;

проанализировать участие  прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;

проанализировать участие  прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Поэтапное решение поставленных задач обуславливает структуру  курсовой работы, которая состоит  из трёх разделов, последовательно  раскрывающих тему, а также из введения, заключения, списка использованных источников.

Методологической основой  послужили как общенаучные, так и частнонаучные методы познания.

В рамках общенаучных методов  исследование базировалось на методах  анализа, синтеза, индукции, дедукции.

Среди частнонаучных методов исследования использовались методы сравнительного правоведения,  системного подхода и формально-логического толкования норм закона.

При написании курсовой работы были рассмотрены ряд нормативно- правовых актов, в которых закреплены полномочия прокурора в гражданском и хозяйственном процессах. Среди них наивысшую юридическую силу имеет Конституция Республики Беларусь. Также использовались при написании курсовой работы Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. N 220-З.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды известных  белорусских ученых в прокурорского надзора, гражданского и хозяйственного процессов. Широкое освещение вопроса правового положения прокурора в гражданском и хозяйственном процессах в работах таких белорусских ученых, как А. А. Кеник, И.Н. Колядко, В. С. Каменкова и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ И  ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССАХ

 

Особое место в системе  органов государственной власти занимает Прокуратура Республики Беларусь [1, с. 359].

Прокуратура Республики Беларусь –  единая и централизованная система  органов, осуществляющих от имени государства  надзор за точным и единообразным  исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [2, ст. 1].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением  законов, декретов, указов и иных нормативных  актов на всей территории Республики Беларусь возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему  прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при  расследовании преступлений, соответствием  закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в  случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение  в судах  [3, ст. 125].

При этом хотелось бы обратить внимание, что органы прокуратуры "надзирают" лишь за теми общереспубликанскими органами, которые подчиняются Совету Министров. Таким образом из сферы ее надзора исключены палаты Парламента, Правительство, Президент, Конституционный Суд, т.е. по отношению к этим органам исключены меры прокурорского реагирования [1, с. 360].

Согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре  Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. N 220-З (далее – Закон о прокуратуре), прокурор - действующие в пределах своей компетенции Генеральный  прокурор Республики Беларусь и подчиненные  ему прокуроры, в том числе  транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений  органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры  структурных подразделений органов прокуратуры [2, ст. 2].

Важное значение в правовом статусе прокурора имеет такой признак, как его независимость. Согласно Конституции и Закону о прокуратуре органы прокуратуры независимы в осуществлении своей деятельности. Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность.

Обеспечению принципа независимости  прокурорских работников содействует  порядок из назначения на должность, гарантированный законом срок пребывания в должности, а также ограниченный круг оснований для освобождения от должности: освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности  в течение срока полномочий может  иметь место лишь в случаях  совершения им преступления, в связи  с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а  также по собственному желанию [1, с. 362].

Предметом надзора за соответствием  закону судебных постановлений, а также  за соблюдением законодательства при  их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений  и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и  решений (действий) органов и должностных  лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению [2, ст. 32].

Задачи прокурорского  надзора и основные направления  в деятельности прокуроров в гражданском  судопроизводстве сформулированы в  Конституции Республики Беларусь, Гражданском  процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ГПК), Законе «О прокуратуре  Республики Беларусь» от  8 мая 2007 г. № 220-З, приказах Генерального прокурора  Республики Беларусь и других нормативных  правовых актах. В соответствии с  требованиями, вытекающими из указанных  нормативных правовых актов, Генеральный  прокурор и подчиненные ему прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов при рассмотрении гражданских  дел в судах, с тем чтобы:

- выполнялись требования  закона о всестороннем, полном, объективном  и своевременном разбирательстве  дела во всех судебных инстанциях;

- выносились по каждому  делу законные и обоснованные  решения, определения и постановления;

- решения, определения  и постановления суда своевременно, в соответствии с требованиями  закона обращались к исполнению.

В Конституции Республики Беларусь нормативно закреплены цели и направления прокурорского  надзора в гражданском процессе, установлен принцип независимости  судей при осуществлении правосудия, а также независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий по надзору заточным и единообразным  исполнением законов. Осуществление  этих положений происходит в предусмотренной  ГПК процессуальной форме, закрепляющей полномочия прокурора в судопроизводстве по гражданским делам. При этом прокуроры  способствуют осуществлению целей  правосудия и выполнению задач, стоящих  перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и  подчинения только закону. ГПК в  качестве принципов гражданского судопроизводства закрепляет как надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью (ст. 22 ГПК), так и прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве (ст. 23 ГПК).

Однако надзор прокуратуры  отличается от надзора вышестоящих  судов тем, что прокурорский надзор может осуществляться непосредственно  в суде. Прокурор имеет право участвовать  в любом судебном заседании и  реагировать на любое процессуальное действие. Ни одно из должностных лиц  вышестоящих судов таким правом не пользуется.

В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач  закон предоставляет прокурору  необходимые для этого полномочия. Надзор за исполнением законов при  рассмотрении гражданских дел в  судах осуществляется в следующих  формах:

- предъявление иска в  интересах физических и юридических  лиц, а также Республики Беларусь  и ее административно-территориальных  единиц;

- участие в судебном  разбирательстве дел по первой  инстанции;

- принесение протеста  на незаконные и необоснованные  судебные постановления и участие  при рассмотрении дел в кассационном  и надзорном порядке;

- осуществление надзора  за исполнением законов при  исполнении судебных постановлений  [4, с. 340 – 341].

Предметом надзора являются не только решения, определения и  постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного  рассмотрения гражданского иска, так  и в ходе его рассмотрения. Прокурор, не имея личного интереса, а исходя лишь из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались  требования гражданского и гражданского процессуального законов как судом, так и участвующими в деле лицами - сторонами, третьими лицами, свидетелями, экспертами, переводчиками, представителями органов государственного управления, содействующими суду в отправлении правосудия. Аналогичные функции у прокурора и в хозяйственном процессе [4, с. 343 – 344].

Осуществляя надзор за исполнением  законов при рассмотрении гражданских  дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

1) участвует в судебном  разбирательстве дел по первой  инстанции в кассационном и  надзорном порядке; высказывает  мнение по вопросам, возникающим  при рассмотрении дел;  направляет  в суд исковые заявления, высказывает  мнение по существу дела в  целом по гражданским делам;  совершает иные процессуальные  действия, предусмотренные законом;

2) опротестовывает незаконные  и необоснованные решения, определения  и постановления суда, постановления  судей;

3) проверяет законность  обращения к исполнению решений,  определений и постановлений  суда, опротестовывает незаконные  действия судебного исполнителя;

4) принимает меры в  случаях, предусмотренных законом,  к пересмотру решений, определений  и постановлений по гражданским  делам;

5) реально влияет на  укрепление законности на всех  стадиях судопроизводства; максимально  использует гражданско-правовые  средства в борьбе с правонарушениями  и их предупреждении;

6) осуществляет защиту  трудовых, жилищных и иных конституционных  прав и охраняемых законом  интересов граждан, рассматривая  это как важное направление  прокурорской деятельности;

Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ