Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов выявить правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в Российской Федерации; обобщить правовые проблемы, возникающие в ходе ее реализации; отразить недостатки действующего нормативного регулирования; разработать подходы к решению возникающих вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ……………………………………………………………8
1.1.Понятие качества и эволюция его правового регулирования ……………..8
1.2.Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи …………….23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………. 38
2.1.Правовой режим технических регламентов………………………………..38
2.2.Правовые основы стандартизации………………………………………….42
2.3.Правовые основы подтверждения соответствия…………………………..44
2.4.Правовые основы обеспечения единства измерений……………………...49
2.5.Правовые основы обеспечения предпринимателями
санитарных норм и гигиенических требований…………………………….....52
2.6.Лицензирование отдельных видов деятельности………………………….
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ………………………………..54
3.1.Ответственность изготовителей, органов по сертификации,
испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за
нарушение обязательных требований к продукции……………………….. 54
3.2.Гражданско-правовая ответственность…………………………………..56
3.3.Административная ответственность……………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….73

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

Виды государственного метрологического контроля:

1) утверждение  типа средств измерений. Средство  измерений – это техническое  устройство, предназначенное для  измерений. Средства измерений  подвергаются обязательным испытаниям. Решение об утверждении типа  средств измерений принимается  Госстандартом России и удостоверяется  сертификатом. Срок действия сертификата  устанавливается при его выдаче. Утвержденный тип средств измерений  вносится в Государственный реестр  средств измерений, который ведет  Госстандарт России;

2) поверка  средств измерений, в том числе  эталонов. Поверка средств измерений  – это совокупность операций, выполняемых органами государственной  метрологической службы в целях  проверки соблюдения установленных  метрологических правил и норм. Допускаются продажа и выдача  напрокат только поверенных средств  измерений. Положительные результаты поверки удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством;

3) лицензирование  деятельности юридических и физических  лиц по изготовлению, ремонту,  продаже и прокату средств  измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

1) за выпуском, состоянием и применением средств  измерений, за аттестованными  методиками выполнения измерений,  эталонами единиц величин, соблюдением  метрологических правил и норм;

2) за количеством  товаров, отчуждаемых при совершении  торговых операций. В данном случае  надзор проводится в целях  определения массы, объема, расхода  или других величин, характеризующих  количество этих товаров;

3) за количеством  фасованных товаров в упаковках  любого вида при их расфасовке  и продаже. Надзор осуществляется  в случаях, когда содержимое  упаковки не может быть изменено  без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь  или иные величины, указывающие  количество содержащегося в упаковке  товара, обозначены на упаковке.

Государственный метрологический контроль и надзор проводят должностные лица Госстандарта России. Их права и обязанности  определены ст. 20 Закона РФ «Об обеспечении  единства измерений».

Средства  измерений, не подлежащие поверке, могут  подвергаться калибровке при выпуске  из производства или ремонта, при  ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. Калибровка представляет собой совокупность операций, выполняемых  в целях определения и подтверждения  действительных значений метрологических  характеристик и пригодности  средств измерений к применению. Калибровка проводится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным  эталонам единиц величин. Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или  сертификатом о калибровке. Кроме  того, может производиться добровольная сертификация средств измерений.

 

 

 

 

2.5. Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований

 

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявляет  большое количество требований к  производственной деятельности в сфере  соблюдения санитарных правил и гигиенических  нормативов в целях обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние  здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует  вредное воздействие факторов среды  обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. (Ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)

В данном Законе установлены критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и меры, направленные на обеспечение  этой безопасности. К таким мерам  в сфере внешнего управления относится:

- проведение  гигиенических и противоэпидемических  мероприятий;

- широкая  информированность населения о  гигиенической и эпидемиологической  обстановке;

- формирование  системы государственного и ведомственного  санитарно-эпидемиологического надзора,  производственного и общественного  контроля.

Разрабатываются и внедряются многочисленные санитарные правила, нормы и гигиенические  нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для  человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных  условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны  для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Кроме того, установлены  специальные санитарные правила, нормы  и гигиенические нормативы, которые  обязаны учитывать предприниматели  при производстве, транспортировке  и реализации продовольственного сырья  и пищевых продуктов, при закупке  продукции из-за рубежа, при хозяйственно-питьевом снабжении населения, при захоронении, переработке и утилизации отходов, при выполнении работ с радиоактивными веществами и др.

Помимо обязанностей предприниматели имеют и права:

- на получение,  согласно законодательству РФ, в  соответствующих государственных  органах информации о санитарно-эпидемиологической  обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

- на возмещение  в полном объеме вреда, причиненного  их имуществу вследствие нарушения  гражданами, другими индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении  санитарно-противоэпидемиологических  мероприятий, в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Достижению  санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14.05.1993 «О ветеринарии». В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии», мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности  к использованию в пищу. Реализация и использование для пищевых  целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном  порядке экспертизе, запрещается. Хозяйствующие  субъекты, виновные в нарушении ветеринарного  законодательства, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного  надзора мер административной ответственности  предусмотрены ст. 24 Закона «О ветеринарии». Согласно Закону о техническом регулировании (ст. 46) и Закону РФ «О ветеринарии», техническое регулирование в  области применения ветеринарно-санитарных мер осуществляется до принятия соответствующих  технических регламентов.

 

2.6. Лицензирование отдельных видов  деятельности      

       

 По общему  правилу гражданин вправе заниматься  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Однако для того, чтобы легально приступить к осуществлению некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Речь идет о видах деятельности, являющихся лицензируемыми.      

 Лицензируемым  признается такой вид деятельности, на осуществление которого на  территории Российской Федерации  требуется получение лицензии  в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.       

 Указанный  Федеральный закон определяет  лицензирование как мероприятия,  связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением  действия лицензий, аннулированием  лицензий и контролем лицензирующих  органов за соблюдением лицензиатами  при осуществлении лицензируемых  видов деятельности соответствующих  лицензионных требований и условий.       

 Подзаконное  правовое регулирование в области  лицензирования осуществляет Правительство  РФ. Оно утверждает положения  о лицензировании конкретных  видов деятельности, устанавливающие  порядок лицензирования. После вступления  в силу ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" были утверждены положения о  лицензировании почти всех видов  деятельности, предусмотренных этим  Федеральным законом в качестве  лицензируемых. Правительство РФ  также определяет федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  лицензирование определенных видов  деятельности, устанавливает виды  деятельности, лицензирование которых  относится к ведению органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. Например, постановлением Правительства РФ  от 11.02.2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" был утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в котором указано, какие именно виды деятельности подлежат лицензированию конкретными министерствами и ведомствами.      

 Напомним, что осуществление лицензируемой  деятельности без лицензии или  с нарушением условий лицензирования  признается правонарушением (незаконным  предпринимательством). В зависимости  от степени общественной опасности  и размера причиненного ущерба  оно влечет административную  или уголовную ответственность.  Пленум Верховного Суда Российской  Федерации в п. 4 постановления от 18.11.2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"*(144) разъяснил, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.      

 В настоящее  время виды деятельности, на осуществление  которых требуется лицензия, определяются  в соответствии со ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный этим Федеральным законом перечень лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей, осуществляются со дня вступления в силу названного Федерального закона без лицензий.      

 Прежде  чем приступить к практическому  осуществлению любого из лицензируемых  видов деятельности, предприниматель  должен получить соответствующую  лицензию в лицензирующем органе (т.е. органе, уполномоченном на  ведение лицензионной деятельности). Данная обязанность обусловлена  требованием третьего абзаца  п. 1 ст. 49 ГК РФ, которое применяется к отношениям с участием индивидуальных предпринимателей в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ. Его содержание было охарактеризовано выше.      

 Лицензия  является специальным разрешением  на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном  соблюдении лицензионных требований  и условий, выданным лицензирующим  органом хозяйствующему субъекту. Под лицензионными требованиями  и условиями понимается совокупность  установленных положениями о  лицензировании конкретных видов  деятельности требований и условий,  выполнение которых лицензиатом  обязательно при осуществлении  лицензируемого вида деятельности.       

 Лицензия  предоставляется нa каждый вид  деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Иными словами, если предприниматель намерен осуществлять несколько лицензируемых видов деятельности, то он обязан получить лицензию на каждый из них в соответствующем лицензирующем органе.      

 Деятельность, на осуществление которой лицензия  предоставлена федеральным органом  исполнительной власти или органом  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, может осуществляться  на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия  предоставлена лицензирующим органом  субъекта Российской Федерации,  может осуществляться на территориях  иных субъектов Федерации при  условии уведомления лицензиатом  лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.      

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности