Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов выявить правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в Российской Федерации; обобщить правовые проблемы, возникающие в ходе ее реализации; отразить недостатки действующего нормативного регулирования; разработать подходы к решению возникающих вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ……………………………………………………………8
1.1.Понятие качества и эволюция его правового регулирования ……………..8
1.2.Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи …………….23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………. 38
2.1.Правовой режим технических регламентов………………………………..38
2.2.Правовые основы стандартизации………………………………………….42
2.3.Правовые основы подтверждения соответствия…………………………..44
2.4.Правовые основы обеспечения единства измерений……………………...49
2.5.Правовые основы обеспечения предпринимателями
санитарных норм и гигиенических требований…………………………….....52
2.6.Лицензирование отдельных видов деятельности………………………….
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ………………………………..54
3.1.Ответственность изготовителей, органов по сертификации,
испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за
нарушение обязательных требований к продукции……………………….. 54
3.2.Гражданско-правовая ответственность…………………………………..56
3.3.Административная ответственность……………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….73

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Обеспечение качества товаров  в договоре купли – продажи

 

Правовое обеспечение управления качеством продукции предполагает использование  различных средств  и форм юридического воздействия  на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, направлено на решение следующих  основных задач:

  • правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
  • защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений;

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает различные  нормативные акты и правила.

Норма права (правовая норма) – это  установленное или санкционированное  поведение, регулирующее общественные отношения. Норма права представляет участникам  отношения определенные права и накладывает на них  определенные юридические обязанности. Таким образом, норма права –  это правило поведения общего характера, который устанавливается  и охраняется государством и имеет  обязательную силу (ее исполнение и  соблюдение охраняется государственным  принуждением). Например, соблюдение требований и стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного  и уголовного законодательства.

Нормативный акт как самостоятельная  форма права представляет собой  издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Общая классификация выделяет среди  нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные  акты.

Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять  основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может  определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.

Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для продаваемой  продукции. Использование эталона (несколько  экземпляров продукции) в сфере  бизнеса является важным условием при  разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (описанию)  означает, что товар должен соответствовать  всем параметрам и эксплуатационным характеристикам, зафиксированным  в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции  – это отсылка покупателей  к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в  национальном, так и в международном  торговом обороте. В современных  условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством  продукции.

Управление качеством продукции  осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственная система качеством  РФ создана с учетом международных  стандартов на системы качества. Международные  стандарты гарантируют потребителю  право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную  базу, нормативы которой предусматривают  активную роль потребителя в процессе изготовления продукции.

Государственные стандарты являются обязательными правилами для  производителей, так как государственная  стандартизация выступает средством  защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому они  касаются безопасности продукции для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества потребителей, для обеспечения  технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления.

Для оценки соответствия качества продукции  предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты  научно-технических, инженерных обществ  и другие общественные организации, которые организуют и проводят работы по стандартизации в соответствие с  Законом РФ “О стандартизации”.

Каждая отрасль разрабатывает  отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной  системы стандартизации. Их действие распространяется на предприятия конкретной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются  предприятием и утверждаются вышестоящим  органом. Предприятие вправе требовать  соблюдения стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это  предусмотрено в договоре с ними.

Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций, разрабатываемые  этими организациями с целью  распространения знаний о достижениях  науки и техники, утверждаются соответствующим  органом государственного управления по стандартизации. Они могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении между ними договоров определенного  уровня, в которых предусматривается  условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых  услуг. Составляются они на основе требований госстандартов и не должны нарушать предусмотренные в них нормы и правила (ответственность за нарушения несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности).

В условиях рыночных отношений законодательства РФ предоставляет  право организациям самостоятельно выходить на внешний  рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая  основана на методе соответствия продукции  требованиям госстандартов.

Существует два способа подтверждения  соответствия продукции и услуг  требованиям госстандартов: путем  сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаком соответствия госстандартам.

Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям  госстандартов, является сертификация.

В настоящее время в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике наблюдается рост производства и торговли. А развитие производства требует как ремонта существующих строений, так и строительство  новых. К тому же в России сейчас, даже, несмотря на кризис и множественные  сложности, строительная деятельность процветает, и количество строительных фирм продолжает расти.

Переход к рыночной экономике предполагает под собой более качественное выполнение услуг. Поэтому, зная законные права и обязанности сторон, во-первых, можно уберечься от нерадивых  подрядчиков, во-вторых, избежать многих недоразумений, а при случае и  сэкономить деньги.

Так, Истец  П.М. предъявила иск к ответчику 000 "Аванта М-10" о взыскании денежных средств, в связи с ненадлежащим качеством товара.

В обоснование  требований указывала, что 16 апреля 2009 года между ней и ответчиком был  заключен договор купли-продажи  автомобиля Chevrolet Lanos, общая стоимость  автомобиля составила 340098 рублей.

После покупки  автомобиля истицей были обнаружены недостатки, о которых ответчик ее не предупредил: машина не сбрасывала обороты, свистел ремень генератора, имелись посторонние звуки в коробке передач и протечка воды в салон и багажник. Все недостатки были ею обнаружены в гарантийный период.

Ответчиком  была произведена замена лобового стекла, однако, несмотря на его замену, течь так и не была устранена, а лобовое  стекло искажало изображение. Экспертиза была проведена, однако с ее результатами она не согласилась, т.к. в ней  было указано, что протечка воды в  салон происходит из-за дополнительно  оборудованного вместо заводского зеркала, нового, установленного ответчиком. Кроме  того, было сказано, что искажение  лобового стекла в пределах нормы  и соответствует ГОСТУ, свист  приводного ремня вызван его естественным износом, а шум в коробке передач  является обычным для данной модели. Считает, что обнаруженные ею недостатки являются существенными и она  имеет право на возврат денежной суммы, оплаченной за товар в размере 340098 рублей.

В связи с  прекращением деятельности ООО "Аванта М-10" путем реорганизации, судом  произведена замена ответчика на ООО "Оранж", созданное в результате реорганизации.

Решением  Солнечногорского городского суда от 22 июня 2011 г. в удовлетворении исковых  требований П.М. отказано.

В кассационной жалобе П.М., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит о его отмене, поскольку обнаруженные недостатки транспортного средства считает существенными.

Судебная  коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям  закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь  ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Солнечногорского городского суда Московской области  от 22 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.М. - без удовлетворения.

 

Договор купли-продажи товаров  имеет свою специфику, в которой  одним из особо важных показателей является также качество товара.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в  собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять  этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Самые общие  правила, регулирующие куплю-продажу, устанавливает ст. 455 ГК РФ.

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи кроме вещей, изъятых  из оборота, и ограниченно оборотоспособных (согласно ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в законе, а виды ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав определяются в порядке, установленном законом).

Следует отметить, что хотя названная статья признает товаром только вещи, товаром являются также и имущественные права, ценные бумаги, валютные ценности (ст. 454 ГК РФ).

Объектом  договора купли-продажи могут быть не только товары, имеющиеся в наличии  у продавца на момент заключения договора, но и товары, которые будут созданы  или приобретены продавцом в  будущем, т.е. договор купли-продажи  является консенсуальной сделкой.

Существенными условиями договора купли-продажи  являются условия о наименовании и количестве товара. В соответствии со ст. ст. 432 и 433 ГК при отсутствии в  договоре существенных условий он признается незаключенным.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности