Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов выявить правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в Российской Федерации; обобщить правовые проблемы, возникающие в ходе ее реализации; отразить недостатки действующего нормативного регулирования; разработать подходы к решению возникающих вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ……………………………………………………………8
1.1.Понятие качества и эволюция его правового регулирования ……………..8
1.2.Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи …………….23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………. 38
2.1.Правовой режим технических регламентов………………………………..38
2.2.Правовые основы стандартизации………………………………………….42
2.3.Правовые основы подтверждения соответствия…………………………..44
2.4.Правовые основы обеспечения единства измерений……………………...49
2.5.Правовые основы обеспечения предпринимателями
санитарных норм и гигиенических требований…………………………….....52
2.6.Лицензирование отдельных видов деятельности………………………….
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ………………………………..54
3.1.Ответственность изготовителей, органов по сертификации,
испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за
нарушение обязательных требований к продукции……………………….. 54
3.2.Гражданско-правовая ответственность…………………………………..56
3.3.Административная ответственность……………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….73

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

 Деятельность, на осуществление которой предоставлена  лицензия, может осуществляться  только получившим ее лицом.  Срок действия лицензии устанавливается  в зависимости от специфики  вида деятельности, но, по общему  правилу, не может быть менее  пяти лет. Срок действия лицензии  по его окончании может быть  продлен по заявлению лицензиата  путем переоформления документа,  подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании  отдельных видов деятельности  может быть предусмотрено бессрочное  действие лицензии.      

  Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.      

  Лицензия утрачивает юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.       

 Лицензия  может быть аннулирована решением  суда на основании заявления  лицензирующего органа, если нарушение  лицензиатом лицензионных требований  и условий повлекло нанесение  ущерба правам, законным интересам,  здоровью граждан, обороне и  безопасности государства, культурному  наследию народов России и  (или) в случае, если в установленный  срок предприниматель не устранил  нарушения, повлекшие приостановление  действия лицензии.

Так, Конституционный  Суд Российской Федерации, рассмотрев по требованию ООО "Поиск-1" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

 

1. В своей  жалобе в Конституционный Суд  Российской Федерации ООО "Поиск-1" оспаривает конституционность абзаца  девятого пункта 1 статьи 9 Федерального  закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности", согласно которому к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Как следует  из представленных материалов, ООО "Поиск-1" обратилось с заявлением о продлении  срока лицензии на осуществление  перевозок внутренним водным транспортом  грузов в Северо-Восточное управление государственного морского и речного  надзора, Приказом которого от 5 марта 2008 года ООО "Поиск-1" отказано в  предоставлении лицензии, поскольку  представленный пакет документов не соответствовал требованиям, установленным  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании перевозок  внутренним водным транспортом грузов (утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 490). Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без  изменения судами вышестоящих инстанций, ООО "Поиск-1" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии.

Определением  Верховного Суда Российской Федерации  от 15 мая 2009 года, оставленным без  изменения кассационной инстанцией Верховного Суда Российской Федерации, ООО "Поиск-1" отказано в принятии заявления о признании недействующим  пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утверждены Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621), поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которым  проверена законность оспариваемого  нормативного правового акта (часть  восьмая статьи 251 ГПК Российской Федерации).

Решением  Верховного Суда Российской Федерации  от 20 июля 2010 года, оставленным без  изменения кассационной инстанцией Верховного Суда Российской Федерации, заявление ООО "Поиск-1" о признании  частично недействующими подпункта "и" пункта 4 и подпункта "ж" пункта 6 Положения о лицензировании перевозок  внутренним водным транспортом грузов оставлено без удовлетворения.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать  в принятии к рассмотрению  жалобы общества с ограниченной  ответственностью "Поиск-1", поскольку  она не отвечает требованиям  Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде  Российской Федерации", в соответствии  с которыми жалоба в Конституционный  Суд Российской Федерации признается  допустимой.

2. Определение  Конституционного Суда Российской  Федерации по данной жалобе  окончательно и обжалованию не  подлежит.

 

 

Глава 3. Юридическая ответственность за нарушение                    требований к качеству и безопасности продукции

 

3.1. Ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за нарушение обязательных требований к продукции

 
          Ответственность  изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)  и их должностных лиц за  нарушение обязательных требований  к продукции (товарам) установлена  Гражданским кодексом Российской  Федерации, Кодексом Российской  Федерации об административных  правонарушениях, Уголовным кодексом  Российской Федерации и другими  законодательными актами. Федеральный  закон "О техническом регулировании", введенный в действие 1 июля 2003 г., предусмотрел ряд составов правонарушений, за совершение которых указанные  органы и должностные лица  должны нести ответственность  в соответствии с названными  законодательными актами. 
            Так, в ст. 36 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя)за нарушение требований технических регламентов и, в частности, за следующие правонарушения: "если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред в соответствии с законодательством Российской Федерации". 
            В Федеральном законе установлены также правонарушения, за совершение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, предусмотрена ответственность органов по сертификации и их должностных лиц при несоблюдении правил выполнения работ по сертификации, если это повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), экспертов за недостоверность или необъективность представленных результатов исследований (испытаний) и измерений (ст. 41, 42). 
           Таким образом, ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за правонарушения, предусмотренные ст. 36, 41, 42, Федеральный закон связывает с нарушениями требований технических регламентов и наступлением от этих нарушений последствий. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрены новые составы правонарушений, за совершение которых в действующем законодательстве не содержится конкретных мер правового воздействия. 
           Эти обстоятельства являются препятствием применения Федерального закона в полной мере, так как технические регламенты пока не приняты (согласно п. 7 ст. 46 они должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу Федерального закона) и в соответствующие законодательные акты необходимые изменения и дополнения не внесены. Например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, а не за нарушения требований технических регламентов, как это значится в Федеральном законе. 
Новые положения, введенные в Федеральный закон, например, о возмещении изготовителем вреда, причиненного жизни или здоровью животных и растений вследствие нарушений требований технических регламентов (ст. 36),об ответственности органов по сертификации и их должностных лиц за нарушение правил по сертификации, если они повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (ст. 41), или об ответственности экспертов(ст. 42) в соответствующие законодательные акты, предусматривающие конкретные меры правового воздействия, до сих пор не внесены, и, следовательно, в этой части Федеральный закон не работает. 
До внесения необходимых изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающих наказание, и принятия технических регламентов в переходном периоде, установленном ст. 46 Федерального закона, изготовители, органы по обязательной сертификации, испытательные лаборатории (центры) и их должностные лица должны нести ответственность за нарушения обязательных требований государственных стандартовв соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

3.2 Гражданско-правовая  ответственность

 

Гражданско-правовая ответственность изготовителя, продавца, исполнителя предусмотрена Гражданским  кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) и другими законодательными актами Российской Федерации и выражается в применении судом к правонарушителю  в интересах потерпевшего мер, установленных  гражданским законодательством  или договором. Как правило, эти  меры являются имущественного характера - возмещение вреда, убытков, уплата неустойки, пени, штрафов. 
Наряду с общими вопросами возмещения вреда в ї 3 главы 59 ГК РФ специально предусмотрено возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы, услуги. 
Так, в ч. 1 ст. 1095 ГК РФ установлено: "Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет". 
Данная правовая норма нашла дальнейшее развитие в п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которому вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. 
Вред жизни, здоровью или имуществу потребителя может быть причинен, например, товарами, выпущенными изготовителем в обращение на рынок с нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см. раздел 2). 
Ст. 1096 ГК РФ конкретизирует лиц, ответственных за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услуги. Если в ст. 1095 ГК РФ предусмотрено, что вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, то в ст. 1096 ГК РФ говорится, что указанный вред возмещается продавцом или изготовителем по выбору потерпевшего, т.е. потерпевший вправе предъявить иск о возмещении ему вреда по своему усмотрению к продавцу или изготовителю. 
Как видно из приведенных положений, ответственность изготовителя, продавца, исполнителя наступает при наличии недостатка в товаре, в выполненной работе, оказанной услуге и причиненного этим вреда. 
Недостаток товара (работы, услуги) как одно из оснований ответственности может носить производственный, конструктивный, рецептурный или иной характер, который является результатом нарушения изготовителем, продавцом, исполнителем требований к качеству и безопасности товара (работы, услуги), либо в предоставлении неполной или недостоверной информации о них. 
Обязанность продавца (исполнителя) передать покупателю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, необходимую и достоверную информацию о товаре, работе, услуге установлена ст. 469, 495 ГК РФ, ст. 4, 10 Закона. 
Вред, как второе важное основание ответственности, - это ущерб, причиненный личности гражданина вследствие утраты здоровья или получения увечья, или смерти кормильца, а также ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица вследствие его повреждения, уничтожения, порчи и т.п. 
Следует иметь в виду, что ответственность по ст. 1095 ГК РФ наступает, если вред находится в причинной связи с недостатками товара (работы, услуги), т.е. является следствием нарушения требований к качеству и безопасности товара, работы, услуги или недостаточной, недостоверной информации о них. 
В отличие от общего правила, установленного ст. 1064 ГК РФ, согласно которому лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда если докажет, что вред причинен не по его вине, ст. 1095 ГК РФ предусматривает ответственность изготовителя, продавца или исполнителя независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии. 
Право требовать возмещения вреда признается за любым потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (п. 2 ст. 14 Закона). Поэтому требовать возмещения вреда может не только покупатель товара, но и другое лицо. Например, от возгорания телевизора причинен вред не только покупателю, но и родственникам, соседям, и, следовательно, требовать возмещения вреда имеют право сам покупатель, его родственники, соседи и другие лица, которым причинен ущерб. 
Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1095 ГК РФ правила, предусмотренные ч. 1 данной статьи, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы или оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности. Действие указанной статьи о возмещении вреда, причиненного имуществу, распространяется и на юридических лиц только в том случае, если они использовали товар (результаты работы, услуги) не в предпринимательских целях, а, например, в целях культурно-бытового и иного обслуживания сотрудников юридического лица. 
Возмещение вреда, причиненного в связи с предпринимательской деятельностью, осуществляется на общих основаниях, установленных ї 1 и 2 главы 59 ГК РФ. 
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы, срока годности товара (работы). 
Согласно п. 2 ст. 5 Закона изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы товара (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. 
Срок годности устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, изделия бытовой химии и иные товары, которые в процессе использования потребляются полностью, а срок службы устанавливается на товары, предназначенные для длительного пользования (стиральные машины, телевизоры, холодильники и т.п.), в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты и т.п.). 
Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара (окончания выполненной работы) (п. 3 ст. 14 Закона). 
Продажа товара(выполнение работы)по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но не установлен, запрещается(п. 5 ст. 5 Закона). 
Определено также, что если на товар (результаты работы) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения (п. 3 ст. 14 Закона, ст. 1097 ГК РФ). 
Гражданское законодательство Российской Федерации защищает также интересы изготовителя, продавца, исполнителя. Согласно ст. 1098 ГК РФ и п. 5 ст. 14 Закона продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения. 
К непреодолимой силе относится чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие: например, наводнение, землетрясение и т.п.) (Юридический энциклопедический словарь, Москва, 1996 г.). 
Законом установлена судебная защита прав потребителей. Предусмотрено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. 
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 17 Закона). 
Следует иметь в виду, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (ст. 2 ГК РФ). Общие положения о договоре (порядок заключения и расторжения его) предусмотрены главами 27-29 ГК РФ.

3.3 Административная  ответственность

 

Административная  ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). КоАП регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты государственной, общественной безопасности, нравственности и устанавливает ответственность  граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц  за административные правонарушения, совершенные в различных областях деятельности, отраслях хозяйства и  управления. 
Мера ответственности - административное наказание, установленное конкретной статьей КоАП, может быть применена должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом. 
Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 17.7, 17.9, ч. 2, 3 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП, предоставлено ч. 1, ч. 2 п. 66 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России, правопреемником которого является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Агентство). Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294 указанное Агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, функции по государственному, метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты и осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим Федеральным органам исполнительной власти. Порядок составления протокола об административном правонарушении изложен в ст. 28.2 КоАП. 
Приказом Госстандарта России от 26 сентября 2002 г. 213 (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2002 г., регистрационный 3836) в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП утвержден перечень должностных лиц Госстандарта России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ("Российская газета" от 16 октября 2002 г. 196). 
Административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений предусмотрена ст. 19.19 КоАП, которая содержит три части. 
Ч. 1 ст. 19.19 КОАП устанавливает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. За перечисленные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения. 
Административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов предусмотрена также ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями. По данным правонарушениям вправе составлять протоколы должностные лица других ведомств, а поэтому из состава правонарушений ч. 1 ст. 19.19 КоАП перечисленные статьи исключены. 
Ч. 2 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, т.е. за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо за не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно за предоставление недостоверных результатов испытаний продукции либо за необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. 
За указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения. 
Административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации предусмотрена также ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, их вправе составлять должностные лица других ведомств, а поэтому эти правонарушения из ч. 2 ст. 19.19 КоАП исключены. 
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП, должны направлять: в отношении граждан и должностных лиц, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, соответствующему мировому судье, а в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП, - соответствующему судье арбитражного суда для рассмотрения дел об административных правонарушениях. 
Необходимо иметь в виду, что к юридическим лицам в данном случае относятся изготовители и продавцы продукции, исполнители работ, услуг, которыми могут быть также индивидуальные предприниматели. 
Предметом административного правонарушения может быть, например, сертифицированная продукция, не отвечающая требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. 
Ч. 3 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно за выпуск, продажу, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо за применение не поверенных средств измерений. 
За совершение данных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 
Ст. 23.52 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.19 КоАП, от имени Госстандарта России (Агентства) предоставлено право главному государственному инспектору Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместителям, главным государственным инспекторам субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и их заместителям. Для рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об указанных правонарушениях должны направить соответствующему главному государственному инспектору по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю), главному государственному инспектору субъекта (региона) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю). 
Как уже было сказано, ч. 1, 2 п. 66 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России (Агентства) также предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП. 
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП, направлена на обеспечение функционирования и повышение роли государственного надзора (контроля), в том числе и государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. 
Так, ч. 1 ст. 19.4 КоАП устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. 
Ч. 1 ст. 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 
Административная ответственность, предусмотренная ст. 19.6 и 19.7 КоАП, направлена на усиление роли должностных лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, и на повышение авторитета принятых ими решений по делу. 
Так, ст. 19.6 КоАП устанавливает административную ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. 
Ст. 19.7 КоАП устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8, 19.19 КоАП (в этих статьях уже предусмотрена ответственность за нарушение порядка информации), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП об ответственности за несоблюдение условий лицензии, в том числе выданных Агентством на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также ст. 17.7 и 17.9 КоАП, ответственность которых направлена на безусловное выполнение требований должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и на пресечение воспрепятствования установления истины по этим делам. 
Так, ч. 2 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией  изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц -от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. 
Ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 
Ч. 1 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. 
Ч. 2 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 
Ст. 17.7 КоАП устанавливает административную ответственность за умышленное неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 
Ст. 17.9 КоАП предусматривает административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. 
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России, ныне органов государственного контроля (надзора) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (см. п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20, 17.7 и 17.9 КоАП, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, должны направить соответствующему мировому судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности