Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.

Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………






9

1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………


9

1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………




19

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….




27

2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….




27

2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….




35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)
  • о фактах краж с охраняемых объектов;
  • о подозрительных лицах, задерживаемых частной охраной на территории, прилегающей к охраняемому объекту и отпущенных после установления личности;
  • о сомнительных клиентах или ненадежных деловых партнерах;
  • о сотрудниках частного охранного предприятия, уволенных по подозрению в связи с преступниками или после того, как с охраняемого ими объекта была совершена кража.

Взаимодействие, как правило, происходит на двух уровнях:

- руководящем;

- рядовом.

На руководящем уровне происходит обмен информацией и  контакты руководителей частных  охранных предприятий служб безопасности, руководством органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органах.

На рядовом уровне взаимодействия, в большей степени  процедурном, чем информационном, происходят контакты между частными охранными  организациями и сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, работниками вневедомственной охраны и т.д.

Между частными охранными  предприятиями и правоохранительными  органами, как субъектами взаимодействия, возможны два типа связи:

- правовая связь;

- функциональная связь.

Правовая связь существует постоянно  по поводу и в связи с предусмотренными Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правом правоохранительных органов контролировать деятельность частных охранных предприятий и служб безопасности. Кроме этого, правовая связь частных охранных предприятий и органов внутренних дел существует по поводу выдачи лицензий  право занятия частной охранной деятельностью, и сертифицировать на право получения во временное пользование огнестрельное и газовое оружие.

Функциональная связь  возникает в связи с конкретными процедурами взаимодействия частных охранных предприятий и правоохранительных органов. Они могут выражаться в даче взаимных советов, рекомендаций и консультаций, а также оказания взаимного технического и силового содействия.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел по привлечению частных детективов и охранников является их участие в поддержании правопорядка на улицах и других общественных местах, пресечении преступных и иных антиобщественных проявлений, прежде всего связанных с угонами и кражами автомашин, различными формами хищения собственности граждан, а также в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

Для привлечения частных  детективов и охранников к охране общественного порядка используются различные формы, как ранее применявшиеся, так и принципиально новые, возникшие в результате последних изменений в стране. Все формы взаимодействия можно объединить в две группы:

- организационные;

- тактические.

К организационным  формам относятся: определение численности частных детективов и охранников, привлекаемых к охране общественного порядка; отбор, подготовка и обучение частных детективов и охранников; консультирование частных детективов и охранников по правовым вопросам; взаимодействие правоохранительных органов с органами местного самоуправления и частными охранно-сыскными структурами в области правовой пропаганды среди населения; планирование работы правоохранительных органов и частных охранно-сыскных структур и совместный инструктаж; координация деятельности на постах; обмен опытом правоохранительной деятельности.

К тактическим  формам относятся: оценка оперативной обстановки и обмен информацией; совместная охрана общественного порядка и профилактика правонарушений; оказание частными детективами и охранниками помощи органам внутренних дел при задержании и доставлении правонарушителей; профилактика правонарушений силами частных детективов и охранников под контролем органов внутренних дел; совместные действия органов внутренних дел и частных детективов и охранников в чрезвычайных ситуациях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

Важная роль в деле охраны общественного порядка и  предупреждения преступности принадлежит  специальным общественным формированиям: добровольным народным дружинам по охране общественного порядка; общественным пунктам охраны общественного порядка; внештатным сотрудникам милиции. Из всех известных форм участия граждан  в охране общественного порядка самой массовой можно назвать добровольные народные дружины.

Основными формами и  методами работы добровольных народных дружин должны быть:

  • патрулирование и выставление постов на улицах, площадях и других общественных местах;
  • проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершающих;
  • проведение профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения, оформление материалов на правонарушителей и направление их в соответствующие государственные органы, и общественные организации;
  • использование средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на нарушителей;
  • обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба добровольной народной дружины.

Перестройка, начатая  в середине 80-х годов, коснулась  всех сфер жизни общества и государства. Слом командно-административной системы, крушение власти КПСС и системы управления государством, упадок производства и экономики способствовал массовому самороспуску добровольных народных дружин. Отдельные органы власти субъектов Российской Федерации совместно с руководителями предприятий различными способами предпринимали попытки сохранить народные дружины, другие активно создавали службы безопасности и частные охранные предприятия. Изменились не только политические, правовые организационные, материально-технические, культурно-воспитательные и другие условия, но и взгляды на участие граждан в охране общественного порядка.

В настоящее время  у представителей законодательной  и исполнительной власти, ученых, многих практических работников правоохранительных органов и населения сложилось  неоднозначное отношение к участию  граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации. Одни категорически отрицают возможность привлечения граждан к охране общественного порядка, считая, что таким образом подменяется деятельность государственных органов. Другие аргументируют свою позицию наличием Федерального закона «Об общественных объединениях», в рамках которого граждане имеют реальную возможность реализовать свое право на участие в охране общественного порядка, тем более что уголовное, административное и иное законодательство создают определенные правовые условия для реализации такого права. Третьи, ссылаясь на опыт советского государства и вклад населения  в укрепление правопорядка, считают, что современное законодательство России не позволяет гражданам в полной мере реализовать свое естественное право на участие в охране общественного порядка.

Многие уже осознали, что в любом обществе существует объективная необходимость и  социальная потребность участия  граждан в охране общественного  порядка. Тем более, государственная  система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без помощи и содействия граждан и их общественных объединений.

Сегодня в своей деятельности Министерство внутренних дел России придает особое значение развитию конструктивного  сотрудничества с общественными формированиями в интересах обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений. Рассчитывая на активную позицию всех институтов гражданского общества, органы внутренних дел должны обеспечить безопасные условия жизнедеятельности простого человека, создать непреодолимый заслон на пути терроризма и экстремизма, наркоэкспансии, лишить финансовой основы все эти явления, разорвать их связь с нелегальной миграцией.

Важнейшим условием эффективности  работы по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений является организация взаимодействия между органами внутренних дел и общественными формированиями. Данное взаимодействие может быть эффективным при наличии согласования целей и объединения усилий, как органов внутренних дел, так и общественных формирований с целью совместного решения задач в деле укрепления общественного порядка и общественной безопасности.

Необходимость взаимодействия объективно продиктована множественностью организационных форм участия граждан  в охране общественного порядка, а также обособленностью общественных формирований. На органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, поэтому в первую очередь они должны осуществлять организацию взаимодействия с общественными формированиями.

Исследование проблемы дает право с полным основанием утверждать, что наиболее приемлемы следующие  формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями:

  • регулярный обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности;
  • совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка;
  • посильное оказание органами внутренних дел информационного и методического содействия и поддержки общественных формирований в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка;
  • обучение членов общественных формирований формам и методам предупреждения правонарушений, вести с ними работу по правовому обучению, оказанию методической и иной помощи в планировании и учете их работы;
  • направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и принятия, соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям;
  • изыскание возможностей для привлечения граждан к сотрудничеству с органами внутренних дел на контрактной основе за счет местного бюджета;
  • ходатайства органов внутренних дел о поощрении активных членов общественных формирований.

Важным моментом в  деле взаимодействия является непосредственное вовлечение населения в охрану общественного порядка. Практика показывает, что, опираясь на поддержку населения, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сотрудники милиции должны разъяснять населению законы и др. правовые акты, касающиеся обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств, а также информирование граждан о состоянии правопорядка на территории обслуживания.

Сотрудники органов  внутренних дел чаще должны использовать обращения к населению или к конкретной категории граждан через средства массовой информации, высказывать просьбы об оказании содействия милиции в наведении порядка на территории муниципального образования. В эти обращения следует вносить предложения об образовании общественных формирований из жильцов, проживающих на обслуживаемой территории, для участия в разнообразных мероприятиях: от охраны порядка в подъезде, дворе до охраны в ночное время личного автотранспорта.

Необходимость взаимодействия милиции с общественными объединениями рассматриваются во многих ведомственных актах МВД России, но при этом необходимо учитывать, что они распространяются, прежде всего, на сотрудников органов внутренних дел. Приказы МВД России не регулируют деятельность общественных формирований правоохранительной направленности, а лишь говорят о необходимости и формах взаимодействия с ними.

Наиболее полно деятельность общественных формирований правоохранительной направленности рассмотрена в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На уровне субъектов Российской Федерации в ряде регионов, в том числе и Удмуртской Республике, приняты законы, регламентирующие деятельность общественных формирований по охране правопорядка и профилактике правонарушений.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации  вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности относятся к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

В статье 76 Конституции  РФ указывается, что по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные  законы и принимаемые, в их соответствии, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, т.е. сначала должен быть издан Федеральный закон, а затем  принимаются законы субъектов Российской Федерации.

На уровне органов  местного самоуправления подготовлены нормативные правовые акты, в которых  конкретно расписан порядок создания и функционирования общественных формирований правоохранительной направленности, но в большинстве случаев эти общественные формирования не создаются, а если созданы, то реально не функционируют.

Отсутствие Федерального закона, в котором были бы прописаны порядок создания, принципы функционирования общественных объединений граждан по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, серьезно замедляет тенденцию роста указанных правоохранительных общественных объединений.

Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка