Обеспечение прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы участия граждан Российской Фе-дерации в управлении делами государства
1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях
становления демократического, правового государства…………………………..5
1.2. Содержание и формы реализации конституционного права на участие
в управлении государственными делами ……………...………………………10
Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на
участие в управлении государственными делами
2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие
в управлении делами государства в сфере законодательной власти …………19
2.2.Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере исполнительной власти …………………………………………………...23
2.3. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере судебной власти ………………………………………………..………29
Заключение ……………………………………………………………………….....31
Список литературы ……………………..…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение прав человека.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Конституционные основы участия  граждан Российской Федерации в управлении делами государства 

1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях 
становления демократического, правового государства…………………………..5

1.2. Содержание и формы реализации конституционного права на участие 
в управлении государственными делами ……………...………………………10

Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на 
участие в управлении государственными делами 

2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие 
в управлении делами государства в сфере законодательной власти …………19

2.2.Реализация права граждан на участие в управлении делами государства 
в сфере исполнительной власти …………………………………………………...23

2.3. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства 
в сфере судебной власти ………………………………………………..………29

Заключение ……………………………………………………………………….....31

Список литературы ……………………..…………………………………………..32 

Только способность голосовать составляет

квалификацию гражданина.

(Иммануил Кант)

 

Введение 

Актуальность:Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности.

Цель курсовой работы: Выявить проблемы реализации права граждан на управление делами государства, а так же дать возможные пути их решения.

Задачи: Необходимо понять, что представляет это право из себя. Для этого надо посмотреть его научную и практическую разработку. Потом необходимо перейти к непосредственному изучению этого права в РФ. И для того чтобы дать ответ на цель исследования, будут рассмотрены проблемы права граждан на участие в делах РФ и даны непосредственные пути их решения.

Объект исследования: Объектом исследования выступают конституционно правовые отношения.

Предмет исследования: Предметом исследования выступают отношения участия граждан в делах РФ.

Методы исследования: основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системный, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, исторический и другие.

Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав:1 глава включает два подраздела, 2 глава – 3 подраздела и заключения.Первая глава носит теоретический характер и посвящена исследованию основополагающих проблем природы, юридического содержания и реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.

Во второй главе исследуются  прикладные вопросы конкретной реализации рассматриваемого конституционного права  в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

Глава 1. Конституционные  основы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.

1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях становления демократического, правового государства.

Право граждан на участие  в управлении делами государства  в период становления демократического, правового государства принятой в 1993 году Конституцией Российская Федерация была провозглашена демократическим правовым государством. В этой связи целесообразно кратко рассмотреть содержание и соотношение этих характеристик основ общественного строя.

Демократическим следует  признавать такое государство, устройство и деятельность которого соответствует  воле народа, общепризнанным правам и  свободам человека и гражданина. Демократическое  государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимности деятельности всех органов такого государства является суверенитет народа.

Демократичность государства  выражается в частности в том, что сама его организация позволяет гражданам влиять на содержание управленческих государственных решений, создает условия для реализации в них закономерных социальных интересов.

Любое государство не может  существовать без профессионального  управленческого аппарата, однако, для того, чтобы он не встал над народом, в демократическом государстве существует система социального контроля за составом и деятельностью государственного аппарата, для чего в нормах конституционного права имеются соответствующие институты.

Понятие «демократического  государства» непрерывно связано с  понятием «правового государства». Можно говорить о синонимичности этих терминов, т.к. демократическое государство не может не являться одновременно и правовым. Правовым же государством следует считать такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью своей деятельности считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина.1

Для формирования правового  государства недостаточно только его  провозглашения. Оно должно реально сложиться как система гарантий от административного произвола и вмешательства в саморегулирующее гражданское общество, от неконституционных методов осуществления власти.

Важнейшими признаками правового государства являются: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; приоритет  прав и свобод человека и гражданина; независимость суда, верховенство конституции в системе законодательства; взаимная ответственность государства и личности; приоритет международного права.

Это положение Конституции  в современных условиях можно  рассматривать не как реальность, а как программно-целевую установку. Для того, чтобы эта характеристика основ конституционного строя России превратилась в реальность, она должна получить воплощение в виде системы правовых норм и институтов, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина; равенство гражданина и государства перед законом и судом; реальную возможность граждан влиять не только на формирование, но и на деятельность органов государственной власти.

Указанные выше элементы демократического правового государства  в концентрированном виде выражены в таком субъективном конституционном  праве, как право на участие в  управлении делами государства, закрепленном в ст.32 Конституции РФ.

Необходимо подчеркнуть, что положения этой статьи прямо  связаны со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека, а также со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В этих международно-правовых документах зафиксировано, что каждый гражданин без всякой дискриминации и необоснованных ограничений имеет право и возможность:

«а) принимать участие  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

в) голосовать и быть избранным  на подлинно демократических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

с) допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе».

Участие граждан в управлении делами государства может осуществлятьсяили  через непосредственные формы (путем  проявления своей воли на референдуме, выборах, а также личного участия в деятельности органов власти), либо с помощью представительных форм (через избираемых в органы государственной власти депутатов, институты политической системы и т.д.).

Оно является выражением суверенитета народа и формой осуществления  им своей власти, признаком демократии и конкретным выражением принципа народовластия.

Политическая и государственная  власть носят публичный характер и в демократическом обществе осуществляются открыто и гласно. Различие между ними сводится к характеру полномочий и составу субъектов. Для государственной власти характерно наличие государственно-властных полномочий и осуществление её государством или от имени государства. Эти полномочия проявляются, в первую очередь, в наличии у субъектов государственной власти исключительного права на принятие нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер для всех субъектов властеотношений. Из этого права логично вытекает правомочие на использование средств государственного принуждения в случае неисполнения или нарушения требований нормативного акта.

Следующая специфическая  черта государственной власти в демократическом правовом государстве - это правовые рамки ее проявления. Государственная власть может осуществляться только в форме установленной законом. Вданном случае действует принцип "можно только то, что прямо предусмотренозаконом". Для характеристики государственной власти принципиальным моментом является выделение ее субъекта (или субъектов). По смыслу действующей Конституции народ является единственным источником власти, (как государственной, так и негосударственной). Эта норма является реализацией традиционной теории народного суверенитета или народовластия, используемой долгое время отечественной правовой наукой. Согласно этой теории "народный суверенитет есть полная, ничем не ограниченная, охватывающая все сферы жизниобщества власть народа как монолитной, спаянной единством целей и интересов общности людей"'.

Таким образом, в современных  условиях существует потребность расширения возможности граждан участвовать в управлении делами государства, в т.ч. законодательной, исполнительной и судебной сфере его деятельности.

В настоящее время, закрепляя  в ст. 3 принцип народовластия, Конституция РФ исходит из того, что суверенитет народа находит организационное выражение и конституционное закрепление как суверенитет государственной власти. Это означает, что степень зависимости государственной власти от народа прямо связана со степенью самостоятельности и верховенством этой власти. Никакая другая власть не может ограничить осуществление данной власти в государстве, ибо она действует авторитетом и волей народа.

Несмотря на то, что  реалии сегодняшней жизни свидетельствуют  о внешнем отчуждении народа от государственной власти, Конституция РФ подчеркивает их внутреннее единство и прямо указывает на принадлежность народу всей государственной власти. Об этом свидетельствуют конституционные формулировки о народе, как единственном источнике всей власти в России (ч.1. ст.З), о том, что народ осуществляет ее именно как власть государственную, т.е. непосредственно и через соответствующие органы государственной власти (ч.2.ст.З). Тем самым официально, на высшем законодательном уровне, закрепляется доктрина единства власти народа, выступающего носителем, субъектом всей власти народа.

Изложенное позволяет  сделать следующие выводы:

Предоставление гражданам  права участвовать в управлении государственными делами является важным условием формирования демократического правового государства, так как позволяет устранить отчужденность между государством и личностью. Исходя из этого, Конституция РФ 1993 года зафиксировала в качестве конституционного права эту возможность.

Для создания правового  государства существенным условием являетсялегитимность власти. Она основывается на поддержке граждан и их отдельных групп. Обеспечить эту поддержку возможно за счет расширения участия в осуществлении государственной власти граждан и обеспечив эти возможности правовыми гарантиями.

Конституционное право  на участие в управлении государственными делами является действенным каналом влияния граждан и гражданского обществана деятельность государства.

 

1.2. Содержание  и    формы    реализации  конституционного права на участие в управлении государственными делами

Рассматриваемое конституционное право выступает как элемент механизма реализации народовластия в нашем государстве, оно является частью системы политических прав и свобод и способствует формированию в России демократического правового государства.

С вступлением России в  период перехода от авторитарного государства  к демократическому положение стало меняться. Сначала в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем и в Конституции 1993 года получили закрепление общедемократические принципы, являющиеся отражением общепризнанных норм международного права: признания прав и свобод человека высшей ценностью, естественностью характера их происхождения, политического и идеологического плюрализма, правового государства и др.

Попытаемся определить то место, которое занимает «право на участие в управлении делами государства» в современной системе конституционных прав и свобод граждан. Для этого обратимся к тем классификациям, которые уже известны в конституционном праве.

Политическое право на участие в целом можно рассматривать в качестве принадлежащих гражданам от рождения и обеспеченных законом возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы и участвовать в социальной жизни общества.

Рассмотрим непосредственное содержание конституционного права  на участие в управлении государственными делами.

Информация о работе Обеспечение прав граждан