Уровни и формы политического участия личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:21, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Личность как субъект политики…………………………...……………...4
Сущность и факторы политической социализации личности………………...9
Уровни и формы политического участия личности…………………..14
Заключение………………………………………………………………..18
Терминологический словарь……………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная политология.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Личность как субъект политики…………………………...……………...4
  2. Сущность и факторы политической социализации личности………………...9
  3. Уровни и  формы политического участия  личности…………………..14

Заключение………………………………………………………………..18

Терминологический словарь……………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения,  партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия  всех потенций человека,  для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.  Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля за   деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через  развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

 

1 Личность как субъект политики

 

Личность Человека изучают многие науки, но и общество в разных аспектах. Политология выясняет его место и роль в системе политических отношений. Однако деятельность человека в сфере политики есть лишь часть его многообразной социальной жизни. Поведение здесь подчиняется общим социологическим закономерностям. Поэтому рассмотрение личности как субъекта политики следует начать с уяснения проблемы взаимоотношения между личностью и обществом. Но сначала необходимо определить суть таких понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В обыденной речи перечисленные термины употребляются, как правило, в одном и том же значении, но в науке их смысл различается. Наиболее абстрактным и, следовательно, объемлющим является понятие «человек». В различных контекстах оно может иметь смысл любого из названных терминов. В то же время в словаре русского языка термином человек обозначается «живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда».

Словом индивид обозначается человек (лицо) просто как единичный представитель данного биологического рода или социальной общности.

Термином индивидуальность обозначается то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других людей.

Понятие личность многозначно. С одной стороны, оно представляет конкретного индивида как субъекта деятельности. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии и политологии, так как эти науки отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы, характеризующийся некоторыми социально-типичными чертами.

Субъекты политики наряду с ее объектами и ресурсами образуют структуру политики. Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Однако политология считает основным субъектом политики социальную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным субъектом политики, не столько субъектом всей совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики в определенных условиях. Только если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, какова связь между его собственными потребностями и социальными возможностями их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры», знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Факторы политической субъектности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь или исключая из нее). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и ее персональным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности обычно детерминировано двумя факторами:

  • мотивацией, в которой определяющими являются способности и амбиции (притязания) личности;
  • наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать существенное влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности которой соответствуют текущим политическим запросам общества.

Диалектика типичности и индивидуальности в личностях крупных политических лидеров проявляется в том, что эта личности, во-первых, наиболее репрезентативны (т. е. представительны), во-вторых, в них типичные черты членов данного общества выражены более четко.

Будучи не в состоянии изолироваться от основных социальных конфликтов, личность политического лидера (как и рядового политика) оказывается внутренне дисгармоничной в связи с противоречивостью выполняемых ею политических ролей. Так, роль гражданина находится порой в противоречии с ролью представителя нации, роль представителя нации – с ролью члена общественной организации, класса, социальной группы внутри этого класса.

Внешним выражением степени политической активности личности служат ее включенность в политическую практику, масштабы участия в ней, количество и значимость ролей, исполняемых личностью в политической жизни. Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам – приобщенности человека к политике, политическому отчуждению и полному слиянию человека с политикой.

Первый тип отношений выражается в разнообразных формах политически активного поведения, участия, нацеленного на решение конкретных проблем путем воздействия на систему политической власти.

Второй тип отношений – состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей личности и политической системы, сосредоточением усилий на реализации сугубо частных интересов.

Третий тип отношений – полное слияние человека с политической системой, подчинение личной жизни ее потребностям и приказам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов общесоциального характера:

  • социального статуса (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

  • связи собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

  • объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

  • собственных усилий, воли и умения вести политическую деятельность;

  • силы социальных барьеров и ограничений активности (групповые привилегии, груз традиций, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный и т. д.);

  • политического сознания, ментальности и политической культуры, вероисповедной системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической активности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь в Конституции) правах, свободах и обязанностях и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).

Наиболее содержательная классификация прав и свобод граждан – их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские права – это в основном естественные, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом и др.).

Политические права определяют положение человека в обществе, возможности его участия в управлении государством и обществом (право избирать и быть избранным, право на информацию, свобода слова и др.).

Основные экономические права: право на частную собственность, предпринимательство, свободное распоряжение своей рабочей силой.

Актуальны такие социальные права, как право на труд и его безопасные условия, право на отдых и социальную защиту, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, на защиту детства и материнства и др.

Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права: право на образование, свободу творчества, охрану интеллектуальной собственности, доступ к культурным ценностям, распространение информации, запрет на цензуру и др.

Демократический режим провозглашает свободу объединений, формирования и высказывания собственных взглядов, их публичной манифестации, право избирать и быть избранным, право отзыва депутатов и т. д. Формальная гарантия таких прав – законодательство и судебная система, основной материальной гарантией является деятельность государственных и общественных организаций, стоящих на страже правопорядка.

Российское общество имеет отличное от западной традиции отношение к официальному праву. Существует некое «народное» право, т. е. моральный кодекс неписаных норм и правил, носящих прежде всего этический характер, определяемый национальной, конфессиональной и другими традициями. Определенный правовой нигилизм, сложившийся веками, в период реформирования России проявился как реакция общества на недемократические действия властей. Монетаристская реформа проводилась революционным, необольшевистским способом, делающим основную ставку на людей, готовых «революционную» целесообразность примитивно-капиталистических ценностей поставить выше закона и здравого смысла. Уважение и соблюдение закона как нормы жизни гражданского общества и основы реформаторской деятельности не удалось сформировать в массовом сознании: нарушение закона стало нормой повседневной жизни.

Эта особенность общественной жизни не может не сказываться на политическом поведении личности: зачастую оно также чревато правовым нигилизмом. Правила социального общежития, национально государственные интересы (безопасность, территориальная целостность, государственный суверенитет) в этих условиях не в полной мере выполняют свою регулирующую роль. Хорошо осмысленная система политической социализации во многом способна снизить уровень правового нигилизма.

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности