Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.

Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………






9

1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………


9

1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………




19

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….




27

2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….




27

2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….




35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра специально-правовых дисциплин

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Тема: Формы участия граждан  в обеспечении общественного  порядка

 

 

Выполнил:

                                       Слушатель МЗ-4 курса

Группы 2

капитан милиции

Попов Юрий Игоревич

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель  кафедры

Специально-правовых дисциплин

ИФ НА МВД России

___________________________            Ложкин Т.Д.

(решение о допуске к защите)

Начальник кафедры

_________________С.В. Молчанова

(подпись)  (инициалы, фамилия)

Дата защиты «___»____________ 2008г.   Оценка ___________

Подписи членов ГАК:

________________

_________________

_________________

 

Москва 2008

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………

 

 

 

9

1.1. Правовое регулирование  участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………

 

9

1.2. Проблемы правового  регулирования участия граждан  в оказании содействия в сфере  охраны общественного порядка  и борьбы с преступность…………………………………………………

 

 

19

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….

 

 

27

2.1. Современные формы  и особенности участия общественности  в охране общественного порядка  и борьбе с преступностью………………………………………………………….

 

 

27

2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….

 

 

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

64


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

К началу XXI в. Россия накопила богатый опыт использования различных организационных моделей и правовой регламентации деятельности негосударственных субъектов правоохранительной направленности. В первой части наших публикаций рассмотрим общие положения привлечения общественных объединений к охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении обозначенного  нами вопроса следует уточнить общие  признаки понятия "общественный порядок". В законодательстве Российской Федерации не содержится определения общественного порядка. Каждый исследователь подходит к его пониманию по-разному. Например, М.И. Еропкин, раскрывая суть содержания общественного порядка, выделяет четыре его элемента: 1) содержание - систему волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках в общественных местах; 2) средства регулирования - правовые и моральные нормы, обычаи; 3) цель - охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и законных интересов граждан, охрана всех форм собственности, обеспечение общественного спокойствия, условия для нормальной деятельности государственных, общественных и иных организаций; 4) реальные гарантии - подлинный демократизм, единство интересов общества и личности.1 Основной характерной особенностью общественного порядка М.И. Еропкин считает возникновение данных правоотношений в общественных местах.

Среди ученых имеется  и иной подход к определению содержания общественного порядка. Так, А.В. Серегин  в отличие от М.И. Еропкина обращает внимание на содержание общественных отношений независимо от места образования и объединяет их в три группы: 1) отношения, обеспечивающие процессы явления жизни и деятельности людей; 2) отношения, которые характеризуют спокойствие граждан и их благоприятный распорядок жизни; 3) нравственные показатели соответствующих отношений.1

В свою очередь A.M. Кононов  определяет, что общественный порядок - это общественно значимые отношения, возникающие между людьми в процессе их общения на основе правовых и иных социальных норм, как правило, в общественных местах (на улицах, скверах, транспортных магистралях, помещениях, объектах транспорта и в других местах, свободных для открытого доступа широкого круга лиц).2

Отмечая правильность приведенных  выше точек зрения на понимание общественного порядка, следует отметить, что они характерны для повседневной жизни в обществе, и связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"3 предусматривает различные формы реализации гражданами их конституционного права на объединение.

Независимо от их организационно-правовых форм общественные объединения равны  перед законом. Их деятельность основана на принципах добровольности, равноправия, уважения личности, соблюдения прав и свобод граждан. Они ставят перед собой многообразные социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государственной власти оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности.

Осуществление общественными  объединениями охраны общественного  порядка является одной из форм реализации их права на участие в государственной  жизни и занимает важное место  в их деятельности.

Такие объединения относят  к группе общественных объединений правоохранительной направленности. Их можно определить как добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по охране правопорядка.

При изучении практики участия  общественных формирований в охране общественного порядка установлено, что при значительном осложнении криминальной обстановки, росте организованной преступности, трансформации отношений  собственности в начале 90-х гг. численность общественных объединений (добровольных народных дружин, опорных пунктов охраны порядка), участвующих в охране общественного порядка, сократилась до минимума. Отрицательное влияние на этот процесс оказало и отсутствие в условиях рыночных отношений материальных стимулов у представителей общественности в выполнении задач охраны правопорядка.

В целях активизации  этой работы Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации  от 22 сентября 1993 г. N 959 "О мерах  по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации"1 обязало органы государственной власти субъектов Российской Федерации восстановить деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Для работы в этих формированиях следовало привлекать на добровольной возмездной основе граждан, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь в укреплении правопорядка. На граждан, принимающих участие в охране общественного порядка, распространялись гарантии правовой и социальной защищенности, предусмотренные для членов ДНД.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  было поручено создать за счет собственных  и привлеченных средств (финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных пожертвований и взносов частных лиц и других источников) дополнительные подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности для организации круглосуточных стационарных постов в жилых микрорайонах и местах массового пребывания людей, патрульных участков, групп немедленного реагирования при дежурных частях органов внутренних дел для незамедлительного выезда на места совершения правонарушений и разбора заявлений граждан по вопросам правопорядка.

После принятия указанного Постановления Правительства Российской Федерации органами государственной  власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также  по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах были осуществлены организационные мероприятия, обеспечиваемые финансово-материальной поддержкой, по восстановлению и активизации деятельности общественных формирований по охране общественного порядка.

Существенным недостатком  правового регулирования исследуемых общественных отношений является отсутствие федерального закона, устанавливающего общие начала и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка.1

Так как вопросы обеспечения  правопорядка отнесены к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому требуется согласование законов субъектов Федерации на федеральном уровне.

Отсутствие федерального закона по данному вопросу создает  условия для существующей практики принятия нормативно-правовых актов  регионального и местного уровней, имеющих нормы, противоречащие федеральному законодательству.

Скорейшее принятие федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" и приведение в соответствие с  ним нормативно-правовых актов субъектов  Федерации должно способствовать совершенствованию работы по привлечению граждан и их объединений к охране общественного порядка

В этом законе необходимо установить: а) меры государственного контроля и надзора за деятельностью  общественных формирований правоохранительной направленности с целью воспрепятствования под видом подобных объединений деятельности криминальных структур; б) правовые и социальные гарантии гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка; в) права и обязанности членов этих формирований (дружинников, внештатных сотрудников милиции и т.п.).

В связи с вышеизложенным, тема настоящей дипломной работы представляется весьма актуальной как  в научном, так и в практическом плане.

Объектом и  предметом исследования является участие граждан охране общественного порядка, предупреждению пресечению и раскрытию преступлений.

Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать правовые  основы участия граждан в охране  общественного порядка и борьбе  с преступностью.

2. Рассмотреть вопрос  непосредственного участия граждан  в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для решения этих задач  использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.

Данная работа состоит  из введения, двух главы, которые в  свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ  ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

1.1. Правовое регулирование  участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период

 

 

 

 

Происходящие в нашем  обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного  развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан  к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.

Важно определить правовое регулирование участия граждан  в обеспечении правопорядка, включая  их место и роль в этом процессе. Это означает: во-первых, противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения правонарушений; во-вторых, способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; в-третьих, устранение угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государству; в-четвертых, придание соответствующим правовым положениям подлинного комплексного характера, с тем чтобы они в полной мере содействовали расширению масштабов по повышению результатов участия граждан в обеспечении правопорядка; в-пятых, усиление юридических гарантий участников общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка вплоть до придания важнейшим из таких гарантий силы закона; кроме того, необходима четкая систематизация (автоматизация) нормативного материала, касающегося участия граждан в обеспечении правопорядка.

Изучение международных  оценок специалистов, при оптимальном  использовании возможностей участия  граждан в обеспечении правопорядка, обосновывает возможность предотвращения совершения преступлений и их профилактику (по видам) в четырех - семи случаях из десяти возможных, а по бытовым - и того более.

Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка