Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.

Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………






9

1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………


9

1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………




19

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….




27

2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….




27

2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….




35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Участие граждан в  охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами добровольности, законности, защиты и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, морального и  материального стимулирования.

Народные дружины создаются с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств объектов собственности, граждан, юридических лиц, органов власти и управления, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования.

Основной задачей народных дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, органам  внутренних дел в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.

В народную дружину принимаются  граждане, достигшие 18 - летнего возраста, способные по своим деловым и  моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять  функции народного дружинника.

Народный дружинник  принимает на собрании народной дружины  торжественное обещание о добросовестном выполнении своих обязанностей, о  строгом соблюдении Конституции  Российской Федерации и Конституции  Удмуртской Республики, законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики, уставной дисциплины, прав граждан.

Прием в народную дружину  новых членов производится в индивидуальном порядке на основании личного  заявления вступающего в порядке, установленном ее уставом.

Народными дружинниками не могут быть граждане:

  • имеющие судимость;
  • состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
  • признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения общественного порядка;
  • уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации или правоохранительных органов по дискредитирующим мотивам.

Народные дружинники осуществляют свои функции исключительно  по месту жительства в пределах административно - территориального образования, где им выдано удостоверение народного дружинника.

Вопросы исключения из народной дружины рассматриваются в соответствии с ее уставом. Основанием для исключения из народной дружины, в частности, являются личное заявление гражданина, обстоятельства, перечисленные в четвертом абзаце настоящей статьи, в случае фактического самоустранения от участия в охране общественного порядка, грубого нарушения законности и дисциплины или совершения проступков, несовместимых с членством в народной дружине.

Народный дружинник, находясь при исполнении возложенных на него функций по охране общественного  порядка, обязан иметь при себе и  предъявлять по требованию граждан  и должностных лиц удостоверение  установленного образца, выданное народной дружиной, расположенной в соответствующем административно-территориальном образовании, отличительный нагрудный знак (жетон) или нарукавную эмблему (повязку) с соответствующей символикой. Каждому народному дружиннику выдается памятка о его обязанностях и правах.

Решением органа местного самоуправления по согласованию с народной дружиной для народного дружинника может быть установлена единая форма  одежды.

Выполняя возложенные  на них задачи, оказывая содействие муниципальным и правоохранительным органам власти народные дружины:

1) участвуют совместно  с сотрудниками соответствующих  органов внутренних дел в мероприятиях  по охране общественного порядка,  обеспечению безопасности движения  транспорта и пешеходов, противопожарной  безопасности, охране окружающей  среды, борьбе с браконьерством, предупреждению и пресечению правонарушений;

2) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе  по предупреждению безнадзорности  и правонарушений среди несовершеннолетних;

3) обеспечивают правопорядок  при возникновении стихийных  бедствий, катастроф, эпидемий и  иных чрезвычайных ситуаций, участвуют  в проведении неотложных аварийно-спасательных, карантинных мероприятий;

4) обучают граждан  основам безопасного поведения в общественных местах. Народные дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:

- патрулирования и  выставления постов на улицах, площадях, в парках и других  общественных местах, проведения  рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

- проведения индивидуальной  воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- разъяснения гражданам  действующего законодательства. Охрану  общественного порядка народные  дружинники осуществляют совместно с сотрудниками органов внутренних дел.

Руководство народной дружиной осуществляет штаб, возглавляемый начальником  штаба.

Численный и персональный состав штаба формируется на общем  собрании народной дружины.

Общее собрание народной дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 50 процентов от общей численности ее состава.

Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получившие большинство голосов  от числа лиц, принявших участие  в голосовании.

Начальник штаба избирается членами штаба дружины.

Штаб дружины в пределах своих полномочий:

1) организует деятельность  народной дружины в соответствии  с настоящим законом, нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления, обеспечивает постоянную  готовность дружины к выполнению  поставленных перед ней задач;

2) осуществляет планирование  работы народной дружины, инструктирует  народных дружинников и контролирует  их работу;

3) утверждает графики  дежурств, которые согласовывает  с органами внутренних дел,  ведет табельный учет выхода  на дежурство;

4) принимает решения  о приеме в дружину и отчислении  из ее состава, осуществляет  учет численности народных дружинников;

5) организует и проводит  совместно с органами местного  самоуправления, органами внутренних  дел обучение народных дружинников  методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;

6) ходатайствует о  поощрении народных дружинников,  отличившихся при исполнении  своих обязанностей;

7) анализирует результаты  работы народных дружинников, вносит в соответствующие государственные органы предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы народной дружины, улучшения материально-технического и финансового обеспечения;

8) организует взаимодействие  народной дружины с органами  местного самоуправления и правоохранительными  органами, осуществляет постоянный  контроль за соблюдением законности  в ее деятельности.

Начальник штаба народной дружины осуществляет оперативное  руководство деятельностью народной дружины в перерывах между его заседаниями.

Заседания штаба дружины  проводятся не менее одного раза в  месяц.

Народный дружинник  при осуществлении функций по охране общественного порядка обязан:

  • активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, оказывать содействие правоохранительным и муниципальным органам в их деятельности по охране общественного порядка;
  • четко и добросовестно выполнять требования руководителей дружины или работника милиции при проведении совместных мероприятий;
  • строго соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
  • повышать правовые знания, знать права и обязанности дружинника;
  • защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств и иных антиобщественных действий;
  • быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами;
  • своевременно сообщать в соответствующие государственные органы ставшие ему известными факты или сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, о возникновении стихийных бедствий или иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности общества, а также принимать меры к предотвращению их вредных последствий;
  • при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение и внешние атрибуты народного дружинника;
  • оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от правонарушений, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
  • в случае обращения к нему граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих общественному порядку, личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения им таких событий и фактов принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране места происшествия и сообщать об этом в ближайший правоохранительный орган;
  • разъяснять правонарушителям причины и основания по ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим право на обжалование применяемых действий;
  • не допускать разглашения сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, ставших известными в связи с осуществлением деятельности по обеспечению правопорядка, если исполнение правовых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации;

Народным дружинникам  при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка  предоставляются следующие права:

  • требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника; пресекать преступления и административные правонарушения;
  • по поручению работника органа внутренних дел просить нарушителя общественного порядка предъявить документ, удостоверяющий его личность, в случаях,
  • когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
  • доставлять в правоохранительные органы, служебные помещения народных дружин, общественный пункт лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, если его составление является обязательным, и нет возможности составить его на месте нарушения;
  • при пресечении правонарушений изымать в установленном порядке у правонарушителей в отсутствие работников правоохранительных органов и иных уполномоченных должностных лиц орудия совершения преступления или иные предметы, оставление которых у правонарушителя может угрожать личной безопасности народного дружинника или других лиц, с последующей незамедлительной передачей этих предметов органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дела о правонарушениях;
  • совместно с работником органа внутренних дел входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках, а по просьбе администраций этих мест - для выполнения обязанностей по охране общественного порядка;
  • по поручению и в присутствии работников внутренних дел принимать участие в оцеплении участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков и групповых противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
  • для доставления в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи, использовать с согласия владельцев или водителей транспортные средства организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения);
  • бесплатно пользоваться при исполнении обязанностей по охране общественного порядка средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а также гражданам с их согласия;
  • совместно с сотрудниками органов внутренних дел осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения;
  • при исполнении обязанностей по охране общественного порядка применять в соответствии с действующим законодательством закрепленное за ним и зарегистрированное в установленном порядке гражданское оружие в целях пресечения преступлений и оказываемого сопротивления народному дружиннику, при защите граждан от противоправных посягательств, угрожающих их жизни и здоровью, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, и доставления их в органы внутренних дел, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, при отражении нападения на объекты собственности и на имущество граждан.

Общественные пункты охраны общественного порядка - организационная форма взаимодействия народных дружин, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, общественных объединений, граждан с целью их согласованных действий по охране общественного порядка на территории муниципального образования.

Порядок создания и деятельности общественных пунктов определяется представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Общественные пункты создаются  в городах, как правило, в границах территории жилищно-эксплуатационных контор (домоуправлений), в сельской местности – в границах территории нескольких поселений, либо отдельных населенных пунктов.

Для обеспечения согласованной  деятельности народных дружин, органов  внутренних дел, общественных объединений, представленных в общественном пункте, создается совет в составе председателя, его заместителей и членов совета. В совет рекомендуются активные члены народных дружин, представители муниципального образования, учебных и трудовых коллективов, участковые уполномоченные милиции и другие лица.

Численный состав совета устанавливается в зависимости  от местных условий и объема работы соответствующим муниципальным  образованием самостоятельно.

Председатель совета избирается советом общественного пункта из числа его членов или назначается решением органа местного самоуправления.

Совет рассматривает  вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях и правомочен  принимать решения при участии  в заседании не менее 50 процентов  его членов.

Решения принимаются  большинством голосов членов совета, участвующих в заседании, и имеют  рекомендательный характер.

В заседаниях совета могут  участвовать представители государственных  органов и общественных организаций, не входящие в его состав.

Совет общественного пункта порядка:

1) изучает состояние  общественного порядка на закрепленной  за общественным пунктом территории; разрабатывает и вносит в соответствующие  государственные органы, общественные  организации предложения по вопросам  усиления охраны общественного порядка и профилактики правонарушений на данной территории;

2) организует взаимодействие  находящихся на закрепленной  за общественным пунктом территории  народных дружин и осуществляет  контроль за их деятельностью;

3) участвует в работе  по пропаганде правовых знаний среди населения, проживающего на территории, закрепленной за общественным пунктом;

Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка