Судебная власть как ветвь государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов приходиться при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким сейчас является российское общество. Не посредническая роль может быть эффектной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судейского аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлений судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях

Содержание

Глава I. Судебная власть как ветвь государственной власти…………………5
Глава II. Функции судебной власти…………………………………………….15
Глава III. Суд как орган судебной власти……………………………………...18
Глава IV. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации………………………………………………………………………..23
Глава V. Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности гражданина России с судебной властью (ст. 46-54 КРФ)…………………………………………………………………………...26
Глава VI. Конституционно – правовые основы судебного процесса………...33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

конституц право.(конституционные основы судебной власти).doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ.

 

Глава I. Судебная власть как ветвь государственной власти…………………5

Глава II. Функции судебной власти…………………………………………….15

Глава III. Суд как орган судебной власти……………………………………...18

Глава IV. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации………………………………………………………………………..23

Глава V. Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности гражданина России с судебной властью (ст. 46-54 КРФ)…………………………………………………………………………...26

Глава VI. Конституционно – правовые основы судебного процесса………...33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В правовом демократическом  государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные судебные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы и, прежде всего суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

В тоталитарном обществе население не испытывает доверие  к судебной власти. Во-первых, потому, что уголовный процесс лишен настоящей состязательности, а суды не обладают публичной независимостью. Во-вторых, в связи с ограниченностью гражданской правосубъектностиJ в сфере имущественных отношений и возможности оспорить противоправные действия властей. Суды поэтому воспринимаются исключительно как орудие репрессий, малосчитающиеся с правом человека на защиту, презумпцией невиновности и другими демократическими принципами судебного процесса. Правовое демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов.

Важнейшая задача государственной  власти – охранять права и свободы  человека – требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в тоже время приобретает независимость по отношению  к другим ветвям власти. Правовое государство направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролирует исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без  насилия, на основе известных всем правовых правил.

Защищая конституционные  свободы, суд ставит себя в положение посредника между физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов приходиться при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким сейчас является российское общество. Не посредническая роль может быть эффектной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судейского аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлений судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное – приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из важнейших конституционных свобод: равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

 

 

 

ГЛАВА I.

Судебная власть как  ветвь судебной власти.

 

Существование судебной власти наряду с законодательной  и исполнительной является признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в ней идей свободы и справедливости. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть – власть, а не ординарная действительность судебных органов – непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления её пределов и принципов.

Конституцией обычно закрепляют гарантии прав граждан в  их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судейского произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а так же гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

В Конституции РФ термин “судебная власть” раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принцип деятельности судов.

Место судебной власти в  системе органов государственной  власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о  разделении властей, закрепленным в  ст. 10 и 11 КРФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, её органы пользуются самостоятельностью: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.1 Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены.

Судебная власть принадлежит  не только высшим судебным инстанциям (Верховному суду и др), но и всем судам РФ. Они стоят в одном  ряду с Президентом РФ, Федеральным  Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ.2

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной  власти между ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность  и взаимную уравновешиваемость. В  этой системе суды связаны с законодательной  и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативно правовые акты, а также в отношении назначение судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования действий (бездействий)должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен  также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привела к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часть отлична от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ 3 судебная власть в РФ осуществляется посредством четырёх видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закреплённых в кодексах и законах (УПК, ГПК, АПК и др).

Конституция РФ не содержит перечня  конкретных судебных инструкций, а  ограничивается закреплением общего правила  о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и  федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Федеральный конституционный закон “ О судебной системе РФ “ закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

соблюдение всеми Федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

применение всеми судами Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций ( уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязанности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления  единства статуса судей;

финансирования федеральных судов  и мировых судей из федерального бюджета.

Таким образом, судебную власть возможно определять как самостоятельную  ветвь государственной власти, которая  на профессиональной основе осуществляется специально создаваемыми органами государства – судами, путем рассмотрения по особым процедурным правилам конституционных, гражданских, арбитражных, уголовных дел об административных правонарушениях с вынесением именем государства общеобязательного решения, исполнение которого обеспечивается силой государственного принуждения.4

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяется законами Российской Федерации и  основывается на следующих конституционных  принципах:

- принцип осуществления правосудия только судом;

- принцип законности;

- принцип установления  законом состава суда;

- принцип состязательности  и равноправия сторон;

- принцип гласности  судебного разбирательства;

- принцип государственного  языка судопроизводства;

- презумпция невиновности;

- принцип недопустимости  повторного осуждения за одно  и тоже преступление;

- принцип обеспечения  права на защиту и пользование  квалифицированной юридической  помощью.

Вместе с законодательной  и исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия. Она обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народов в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей и народа – присяжных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать её в качестве особого канала реализации воли народа.

Законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть через принятие законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Однако ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление иных функций судебной власти.

Будучи полноценной  ветвью государственной власти, судебная власть, обладает всеми её основными признаками. Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными органами, обязаны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие : смертную казнь, лишение свободы и т.д. Правомерна характерна судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Наряду с этим судебной власти присуще ряд специфических признаков, отличающих её от иных властей.

Одним из них является исключительность судебной власти. Принцип  разделения властей предполагает известную  монополию на “свой” вид судебной деятельности каждой из властей.

Однако известное переплетение функций между исполнительной и законодательной властями как исключение из правил всё же возможно. Так, нормативные указы Президента в качестве главы исполнительной власти выполняют в ряде случаев функции законодательного регулирования. Что же касается основной функцией судебной власти – осуществления правосудия – то оно не может осуществляться каким-либо другим органом кроме суда ни при каких условиях. Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции Российской Федерации. “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.”5 Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

Информация о работе Судебная власть как ветвь государственной власти