Судебная власть как ветвь государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов приходиться при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким сейчас является российское общество. Не посредническая роль может быть эффектной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судейского аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлений судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях

Содержание

Глава I. Судебная власть как ветвь государственной власти…………………5
Глава II. Функции судебной власти…………………………………………….15
Глава III. Суд как орган судебной власти……………………………………...18
Глава IV. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации………………………………………………………………………..23
Глава V. Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности гражданина России с судебной властью (ст. 46-54 КРФ)…………………………………………………………………………...26
Глава VI. Конституционно – правовые основы судебного процесса………...33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

конституц право.(конституционные основы судебной власти).doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Специфика судебной власти заключена в особой процедуре, процессуальной форме осуществления её полномочий. Она является  наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности и скорпулёзно, детально регламентирована законом, и практически любые её нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решение по гражданскому или арбитражному спору. Процессуальная форма деятельности устанавливается специальными правами актами – уголовно-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексами, нормами административного законодательства.

Судебная власть отличается особым статусом и режимом деятельности должностных лиц – судей, осуществляющих эту власть. Так, ст 119 Конституции РФ устанавливает, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 5 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы  по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные  требования  к судьям. Ряд этих требований определён законом о статусе судей РФ от 26 июня 1992г.6 в России обязательным условие занятия должности судьи является сдача квалификационного экзамена специальной экзаменационной комиссии, кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков и получивший рекомендацию квалифицированной коллегии судей. Дополнительные требования устанавливаются законом к судьям вышестоящих звеньев судебной системы.

Особенность режима деятельности судей определяется такими конституционными принципами, как независимость судей  и подчинение их только закону, несменяемость  и неприкосновенность судей.

Специфическим принципом  судебной власти является особая система контроля за её деятельностью он может быть только правовым, контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает какое-либо вмешательство в правосудие, а тем более в оценку решений суда органами законодательной и исполнительной власти с позиций их целесообразности. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.

Судебная власть как, отмечено выше, одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судейскую власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы. Из этого следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента и во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями – судами; во вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы, их нельзя друг от друга изолировать или противопоставлять. Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учреждению, государственному органу (нередко говорят: “Судебная власть – это суд”). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уровня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся рассуждения об “организации судебной власти”, “об усовершенствовании структуры и организации такой власти” и т.п. организовать или не организовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не её исполнитель. Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо утверждать, что власть – это роль, но не актер. Довольно распространено так же неоправданное стремление сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия и наоборот. Такого рода заблуждение встречается, пожалуй чаще чем отмеченное выше. С ним можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно считающихся архиавторитетных решений высших судебных инстанций. Однако, судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Правосудие – важное проявление судебной власти, но не единственное.

Упомянутые в приведенном  определении понятия судебной власти “возможности и способности” – это многогранные полномочия, которыми наделяются судьи. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может  осуществлять только суд, и никакой  другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводиться только к данному полномочию. Оно включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое существенное значение. К ним следовало бы отнести следующие:

-  конституционный  контроль;

-  контроль за законностью  и обоснованностью решений и  действий государственных органов  и должностных лиц;

-  обеспечение исполнения  судебных решений;

-  разбирательство  и разрешение материалов (дел)  об административных правонарушениях,  подведомственных судом;

-  разрешение действующего  законодательства по вопросам  судебной практики;

-  участие в формировании  судебного корпуса и содействие  органам судебного сообщества.

Эти полномочия было бы неправильно  полностью отождествлять, как это  нередко делается, с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Проведению в жизнь  каждого из названных полномочий, образующий судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возможно осуществление данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. Закон, к примеру, прямо провозглашает общеобязательность судебных решений всех видов. Он требует от организации и должностных лиц, граждан неукоснительного подчинения велениям органов, осуществляющих судебную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА II.

Функции судебной власти.

 

Судебная власть выполняет  ряд функций. Основная, наиболее важная из них, - осуществление правосудия. По поводу объема и пределов этой функции в науке государственного (конституционного) права нет единства мнений. Так, некоторые авторы полагают, что деятельность конституционных судов, судебный конституционный контроль, не относятся к сфере правосудия как по кругу субъектов, так и по формам и методам осуществления. Но это не совсем так. Статус органов, осуществляющих конституционный контроль не одинаков. В Российской Федерации Конституционное судопроизводство надо рассматривать как одну из форм правосудия. Часть 2 ст 118 Конституции Российской Федерации гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, конституционное судопроизводство включено в общую систему правосудия. Что же касается специфики форм и методов осуществления судебной власти, то она характерна не только для конституционного судопроизводства, но и для иных его видов. Другое дело, что процедура конституционного судопроизводства во многом находится в стадии формирования.

Содержание правосудия образуют деятельность суда по рассмотрению споров о праве, разбирательство  дел (конституционных, уголовных, административных) с использованием особой процессуальной формы. Именно правосудие как главная, основная функция суда определяет специфику судебной власти и её место в государственном механизме. В слу этих причин функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.

Помимо правосудия важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Конституция России предусмотрела судебное решение, органами осуществляющими следствие , дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных лиц процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).7 До внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время сохраняется прежний порядок заключения под стражу – с санкции прокурора. Однако он дополняется возможностью обжаловать в суде выбор заключения под стражу как меры процессуального пресечения.

В качестве одной из функций  судебной власти моет рассматриваться  и толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование Конституционным Судом Российской Федерации её Конституции.8 Толкование Конституции осуществляется не только в деятельности самого суда по рассмотрению конкретного дела, но и имеет “внешний” характер, обязательный для всех иных судей, т.е служит разновидностью легального толкования. Формат толкования права является и руководяще разъяснения Верховного Суда России, издаваемые в виде постановлений его Пленума. Они обязаны не только для судебных, но и для иных органов, которые так или иначе непосредственно участвуют в судейской деятельности (прокурор, адвокат и др.).

Функцией судебной власти для правоприминительной практике имеет и такая функция судебной власти, как ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России. Некоторые способы этого ограничения связаны с функцией правосудия и контроля за деятельностью органов, применяющих процессуальное принуждение. Ведь обвинительный принцип суда может существенно ограничить и лишить гражданина ряда конституционных прав, включая и основное право человека на жизнь. Однако в данном случае речь идет о другом, именно суд принимает решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания, с чем связаны ограничения конституционного права избирать и быть избранным, а так же ряд иных прав.

Перечисленные функции  судебной власти носят “внешний” характер. Наряду с ними могут быть выделены и “внутренние” функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. В их числе судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных поступков судей и др. Они не являются предметом изучения государственного права и анализируются в рамках других научных и учебных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.

Суд как орган судебной власти.

 

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что её осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным  органам – судам, которые во многом отличаются от органов, выполняющих  законодательные и исполнительные функции. Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, о которых говорилось в предыдущей главе, но и в построении судов, прежде всего – в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном итоге вершит то, что называется судебной властью.

Закон устанавливает твердый порядок  создания и управления судов. Так  Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ созданные  в соответствии С Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внешних поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она  включает Конституционный суд  РФ, действующий на основании  Федерального конституционного закона “о Конституционном суде РФ”9, а так же конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономных областей и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, флотилиях, армиях и тд). Эти суды действуют на основе закона “О судоустройстве РСФСР “ от 8 июля 1981г. с последующими изменениями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному Конституционному закону “О судебной системе Российской Федерации”. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой юстиции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается Федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В  эту систему входят Высший  Арбитражный Суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального Конституционного закона “Об Арбитражных судах Российской Федерации”.10 Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров рассматривания ряда иных дел.

Федеральный конституционный  закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются ввиду  трудовые, налоговые  и др), но только путем внесения изменений  и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при  каких, даже самых экстремальных  условиях (военное или чрезвычайное положение и пр) не могут появиться  на свет какие – либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий,  присущих демократическому правосудию. Следует иметь ввиду, что такими судами не являются существующие иные военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела  о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Судебная власть в  России осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства11, иначе говоря, посредством рассмотрения и разрешения конституционных, гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях (проступках). Эта деятельность носит наименование правосудия (от слов - правый, т.е правильный, справедливый, и суд). Осуществление правосудия возложено на суды в лице судей и привлекаемые в законном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.12

Суд представляет собой  государственный орган, а который  возложено выполнение соответствующих  функций судебной власти. Как орган  государственной власти, суд образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно – властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами, имеет свою структуру. Кадровый состав суда составляют люди, состоящие на государственной службе, осуществляющее полномочия судебной власти на профессиональной основе.

В настоящее время  суды всех вдов и уровней образуются с соблюдение специально установленной  законом процедуры. Её реализация призвана в первую обеспечить, чтобы судейские  должности занимали люди, способные  профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно, либо оказался не в состоянии достойно нести звание судьи.

Информация о работе Судебная власть как ветвь государственной власти