Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

Судебная власть

 

Проблема рационального  устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство  как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам  государственного устройства.

Основополагающий принцип  правового демократического государства  заключается в том, что его  органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих  норм законодательства неизбежно порождает  правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя  особое положение в системе органов  государственной власти и специфические  средства воздействия, ему присущие*(639).

Государственная власть в  современном ее понимании едина, и все ее ветви, с учетом специфики  их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем  государства*(640).

Судебная власть, охраняя  права и свободы человека, защищая  законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления  всех функций государства. Ее роль в  условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих  конфликтов должно происходить без  произвола и насилия, на основе известных  всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную  ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым  судом в сотрудничестве с другими  институтами государства и общества.

 

Статья 118

1. Комментируемое положение  вытекает из принципа разделения  властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ. Термин "правосудие" определяется в русском языке как "деятельность правовых, судебных органов"*(641), т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.

Правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства в рамках установленного законом  процессуального порядка и применения на этой основе в необходимых случаях  мер государственного воздействия*(642).

Существует мнение, что  судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть - это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о  нарушениях норм права, выступает содержанием  судебной власти*(643). Следует согласиться с В.В. Черниковым в том, что данная позиция нуждается в уточнении*(644). Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы - лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распространяется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов.

Суд является единственным легитимным органом, осуществляющим судебную власть в стране. Создание "параллельных", или "дополняющих" судебную систему  России инстанций будет считаться (с учетом весьма категоричной формулировки комментируемой нормы) неконституционным.

Именно правосудие обеспечивает выполнение правовой социальной функции  судебной власти как эффективного средства правовой защиты. Это согласуется  с тем, что права и свободы  человека обеспечиваются правосудием  и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 18, 46Конституции РФ). Соответственно названным целям правосудия в ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое разбирательство дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона судом.

Указанные конституционные  и международно-правовые предписания  не допускают возложения правосудия на какие-либо другие органы, кроме  судов, которым как органам судебной власти принадлежит, таким образом, монополия на его осуществление*(646). Не отождествляя понятие "суд" с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть - это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности*(647).

Помимо Конституции РФ, деятельность российских судов регулируют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(648);

Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(649);

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации";

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и др.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, подзаконность, исключительность и  полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции  с иными государственными органами, являясь автономной и независимой  ветвью государственной власти*(650). Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют  в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное  лицо) не вправе осуществлять функцию  правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается  возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного  акта и применения использованных судом  мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти - это  безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории России государственными органами и  должностными лицами, т.е. применение мер  государственного принуждения и  иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными  ему полномочиями*(651).

Не следует путать понятия "осуществление правосудия" и "участие в осуществлении правосудия"; последнее применимо к присяжным  заседателям, которые лишь способствуют (сопутствуют и помогают) судам  в осуществлении их деятельности, но сами правосудие не вершат.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение  к проблеме его эффективности. Это  связано с тем, что в конституционных  целях судопроизводства находят  отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной  процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел.

2. Судебная власть в  России осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Перечисление в Основном законе  используемых видов судопроизводства (а также их дублирование в ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") особо подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована установленными законом процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел. Различия в формах судопроизводства обусловлены характером рассматриваемых дел и назначением соответствующего суда.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального  законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб  граждан о нарушении конституционных  прав и толкование Конституции РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Порядок гражданского судопроизводства определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принятым 15 ноября 2002 г. и введенным в действие с 1 февраля 2003 г.; порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи регулируется также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации". Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права)*(652).

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или  общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом  об административной ответственности  и по своему характеру не влекут за собой уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство - это рассмотрение дел о готовящихся  или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно  опасные деяния, запрещенные Уголовным  кодексом под угрозой уголовного наказания.

Первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти, был Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР", который определялся как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. 26 июня 1992 г. был принят Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", законодательно закрепивший важнейшее положение о том, что судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа (ч. 1 ст. 1). Кроме того, в ч. 2 ст. 1 этого Закона было указано: "Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти". Тем самым указанный Закон определил статус судебной власти, который был подтвержден и развит в конституционных нормах комментируемой главы.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том  числе специализированными военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. Однако все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов и закрепляется соответственно в Гражданском процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах иКодексе РФ об административных правонарушениях. Следовательно, все суды общей юрисдикции пользуются одними и теми же кодифицированными правилами.

3. Российская судебная  система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

Судебная система России складывается из следующих элементов:

1) Конституционный Суд  РФ - судебный орган конституционного  контроля, самостоятельно и независимо  осуществляющий судебную власть  посредством конституционного судопроизводства;

2) Федеральные суды общей  юрисдикции: Верховный Суд РФ;

верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального назначения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей  инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов  Федерации;

Информация о работе Судебная власть