Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Содержание

Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
1.1 Структура власти
1.2 Соединение и разделение властей
1.3 Особенности государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
2.2 Убеждение и принуждение
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

Оглавление

государственная власть идеология

Введение

1. Понятие и  свойства государственной власти

1.1 Структура  власти

1.2 Соединение  и разделение властей

1.3 Особенности  государственной власти

2.  Методы осуществления государственной власти

2.1 Государственная  власть и идеология

2.2 Убеждение  и принуждение

3.  Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации

Заключение        

Список использованной литературы 

Введение

Власть –  одно из основных начал человеческого  общежития как общего жития, жизни  людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения  между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения  определенной зависимости между  людьми, отношения руководителя и  руководимого, господства и подчинения.

Власть –  право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком и  т.д.), возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей[1].

Государственная власть – фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности  людей. В понятиях "государственная  власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали  в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Видов власти много. Все зависит от того, по каким  основаниям власти квалифицируются. По сферам воздействия власти делятся  на политическую, экономическую, информационную, духовную и др. По принадлежности к  какому-либо органу – на государственную, партийную, власть местной администрации, международную и т.д. По структуре – на единоличную, единоначальную, групповую. По применяемым методам – на господство, насилие, авторитет. По режиму правления – на демократическую, авторитарную, деспотическую и т.д.

Государственная власть как явление изучается  с социологических, политологических, психологических и иных позиций.

В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. В "Большом юридическом словаре" государственная власть – это  совокупность полномочий по изданию  законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных  органов, осуществляющих эти полномочия[2].

В юридической  науке она изучается, прежде всего, как институт конституционного права, рассматриваются конституционное  регулирование различных сторон, элементов этого явления, способы (модели) организации государственной  власти. Эти способы различны: в  монархии они иные, чем в республике, в унитарном государстве они  отличаются от тех, что используются в федеративном[3].  

1. Понятие и  свойства государственной власти

Будучи разновидностью социальной власти, государственная  власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая  особенность государственной власти заключена в ее политической и  классовой природе. В научной  и учебной литературе термины "государственная  власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо[4]. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого". Для классово-антагонистического общества такая характеристика в  общем и целом верна. Однако любую  государственную власть, тем более  демократическую, вряд ли допустимо  сводить к "организованному насилию". В противном случае создается  представление, что государственная  власть – естественный враг всему  живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение  к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть –  зло, которое общество вынуждено  терпеть до поры до времени. Этот миф  является одним из источников разного  рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

1.1 Структура  власти

В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект  власти, объект, средства (ресурсы) и  процесс, приводящий все это в  движение для достижения определенной цели.

Особенностью  государственной власти является и  то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные  чаще всего отчетливо разделены.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая  определенные политические проекты  и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления  в политической системе. В роли субъекта выступают не только облеченные властью  физические лица, но и сама власть в  виде государства, правительства и  т.п.

Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие субъекта власти.

В обществе с  классовыми антагонизмами властвующим  субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными –  отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом  обществе возникает тенденция сближения  субъекта и объекта власти, ведущая  к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно  участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры  в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и  долг гражданина – участвовать в  принятии государственных, региональных и других решений через все  виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет  и быть не должно только властвующих  и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные  лица имеют над собой верховную  власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем  и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое  развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится  в непосредственно общественную, без органов государства и  государственного управления.

Под ресурсами  власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния  на других.

Ресурсы власти можно различать по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные (воздействие с  помощью средств массовой информации), принудительные (меры административного  наказания) и основанные на методах  убеждения, "силовые" (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров  и компромиссов) и т.д.

В понятие ресурсов власти входит и то, что называется легальностью и легитимностью власти.

Легитимность  власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее "эмпирическую" узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права  управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и  в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность[5]. Легальность служит юридическим выражением легитимности власти. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.

Еще одна важнейшая  особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в  жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную  власть часто отождествляют с  органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое  отождествление недопустимо[6]. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения, Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

1.2 Соединение  и разделение властей

Термины "соединение" и "разделение" властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина  и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник –  общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная  власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной  власти, при которой вся ее полнота  сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и  отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) "освобождает" от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут  выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При  такой организации государственной  власти открывается простор для  установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей – это рациональная организация  государственной власти в демократическом  государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как  частей единой власти через систему  сдержек и противовесов.

Пожалуй, самый  трудный вопрос заключается в  том, как обеспечить контроль за деятельностью  высших органов государства, ибо  над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном  случае они автоматически утратят  качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал  принцип разделения властей, над  разработкой которого трудились  многие ученые, но особая заслуга здесь  принадлежит Дж. Локку[7] и Ш. Монтескье[8].

Локк доказывал  необходимость разделения государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В  его понимании законодательная  власть – это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов.

Но так как  законы, обладая постоянной и устойчивой силой, нуждаются в непрерывном  исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Это задача исполнительной власти.

Под федеративной властью Локк понимал ту власть в  государстве, в компетенцию которой  находятся вопросы войны и  мира, участие в коалициях и  союзах, право вести дела со всеми  лицами и сообществами вне данного  государства, т.е. область внешней  политики.

Информация о работе Государственная власть