Судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.
В работе поставлены следующие конкретные задачи:
1. Раскрытие основных признаков судебной власти.
2. Определение демократических принципов судебной власти в Российской Федерации.
3. Раскрытие специфики реализации судебной власти.
4. Определение полномочий судов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика судебной власти РФ
1.1 Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Принципы осуществления правосудия
2. Специфика реализации судебной власти в РФ
2.1 Понятие и структура судебной системы
2.2 Характеристика основных звеньев судебной системы
3. Правовой статус судей в РФ
3.1 Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
3.2 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по конституционному праву.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 

Введение

1. Общая характеристика  судебной власти РФ

    1.1 Понятие  и основные признаки судебной  власти

    1.2 Принципы  осуществления правосудия

2. Специфика  реализации судебной власти в  РФ

    2.1 Понятие  и структура судебной системы

    2.2 Характеристика  основных звеньев судебной системы

3. Правовой статус  судей в РФ

    3.1 Предпосылки,  условия и порядок отбора кандидатов  на должности судей 

    3.2 Права судей  по осуществлению судебной власти  и их обеспечение

Заключение

Список используемой литературы

Глоссарий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  данной темы  обусловлено тем, что судебная власть является сложным и многоэлементным явлением, основа которой  это деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами.

    Сколько существует государство как форма  организации общества, столько времени и существует проблема рационального устройства государственной власти. Многие столетия назад  люди уже размышляли над этой проблемой  и заметили, что концентрация власти в одних руках неизбежно ведет к произволу и тирании. Об этом свидетельствует многовековой опыт всего человечества. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

        В данной работе я рассмотрю  только судебную власть, отсутствие  которой просто невозможно в  любом правовом государстве.

    В современной России судебная власть крайне важна. Она важна не только своим формальным существованием, а  действительностью и применимостью  в реальной жизни общества.  

    В России все еще традиционно слабым местом остается судебная власть, утвержденные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом, т.к. ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

    Поэтому целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.

    В работе поставлены следующие конкретные задачи:

    1. Раскрытие основных признаков судебной власти.
    2. Определение демократических принципов судебной власти в Российской Федерации.
    3. Раскрытие специфики реализации судебной власти.
    4. Определение полномочий судов Российской Федерации.

     В качестве основополагающих источников в курсовой работе использованы  учебники по «Конституционному праву  России» программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс». Вопросы по этой теме исследовались в трудах таких ученых как: Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д., Божьев В.П. и многие другие. В работах перечисленных авторов выстроен теоретический фундамент, касающийся современной концепции конституционных (основных) судебной власти в Российской Федерации. В процессе работы были проанализированы такие правовые источники как Конституция Российской Федерации, ряд федеральных конституционных законов и федеральных законов.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ  В РФ. 

    1.1Понятие  основные признаки судебной власти 

    Судебная  власть представляет собой одну из ветвей государственной власти. В  статье 10 Конституции Российской Федерации  закреплен принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную власти.

    Принцип разделения властей был заложен еще мыслителями древности (Аристотель). Более полное развитие этот вопрос получил позднее в работах Ш.-Л. Монтескье. Необходимость разделения власти, по мнению Монтескье, следует из природной склонности человека к злоупотреблению властью. Поэтому всякая власть должна иметь свой предел и не нести угрозы правам и свободам граждан. Согласно учению Монтескье, государственная власть должна подразделяться на три независимых и взаимоуравновешивающих ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Важно и то, что эти ветви власти могут осуществлять контроль над деятельностью друг друга.

    Разделение  властей представляет определенные гарантии от произвола и беззакония. Теория разделения властей воспринята в государственном строительстве многих стран, в том числе и Россией. Так, Федеральное Собрание, являясь законодательным органом, принимает законы. Исполнительный орган — Правительство Российской Федерации исполняет законы. Суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) рассматривают и разрешают конкретные споры1.

    Судебную  власть отличает ряд признаков:

    1. Судебная власть – вид государственной  власти. Она осуществляется государственными  органами, выражает государственную  волю, составляют государственно-властные  полномочия.

    2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. Закон установил, что судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законе порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

    3. Исключительность судебной власти  – следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебная власть вправе осуществлять только суды (ст.118 Конституции РФ, ст.1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленные только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

    4. Независимость, самостоятельность,  обособленность – характеристики  судебной власти. При выполнении  своих функций судьи подчиняются  только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции, ч.1 и 2 ст.5 Закона о судебной системе)

    5. Процессуальный порядок деятельности  – важнейший признак судебной  власти.

    Процессуальный  порядок определяет только закон. Закон  подробно регулирует правила действия суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму, как судебных действий, так и судебных решений и документов.

    6. Осуществление полномочий путем  судопроизводства – признак   судебной власти, что определенно  ст.118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. 

    7. Подзаконность судебной власти  означает, что компетенция судов,  их полномочия определяются Конституцией  Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции; ч.1, 2 ст.5 Закона о судебной системе).

    Таким образом, судебная власть есть предоставление специальным органам государства  – судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых удами решений2.    

    1.2 Понятие и система принципов  правосудия. 

    Правосудие  – форма государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и  разрешении судами отнесенных к их компетенции юридических дел  в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, в результате чего судами определяется виновность либо невиновность субъектов правоотношений в нарушении правовых предписаний (установлений), и в случае виновности определяется вид, меру и размер юридической ответственности к виновному субъекту3

    В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать  как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

    Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, то есть в федеральных законах о  судебной системе, о судах, о судьях.

    Действие  принципов правосудия проявляется  по-разному в различных видах  правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. При  этом если в первых трех случаях  принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

    В Конституции РФ закреплены следующие  принципы осуществления правосудия:

  1. Принцип законности означает  обязательность соблюдения всеми  органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лица, гражданами и их объединениями обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты4. Применительно к осуществлению правосудия принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость определяется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации. Приговор (по уголовному делу) или решение (по гражданскому делу) должны иметь ссылку на закон.

    2. Принцип осуществления правосудия  только судом. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону5.

    3.Принцип  независимости судей – важнейший  принцип правосудия. Независимость  судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

    4. Принцип осуществления правосудия  на началах равенства всех  перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Информация о работе Судебная власть в РФ