Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2-3
1.Государственная власть
1.1.Понятие государственной власти……………………………………....4-6
1.2.Особенности государственной власти в соотношении с иными видами социальной власти………………………………………………………….7-10
1.3.Теория разделения властей в государстве…………………………...11-18
1.4.Соотношение политической и государственной власти……………19-20
Заключение………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 50.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2-3

1.Государственная  власть

1.1.Понятие государственной  власти……………………………………....4-6

1.2.Особенности  государственной власти в соотношении  с иными видами социальной  власти………………………………………………………….7-10

1.3.Теория разделения  властей в государстве…………………………...11-18

1.4.Соотношение  политической и государственной  власти……………19-20

Заключение………………………………………………………………...21-22

Список использованной литературы…………………………………….…..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Власть - это  право и возможность распорядиться  кем-нибудь или чем-нибудь, а также  подчинять своей воле. Власть - это  возможность или способность  воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов  с помощью каких-либо средств  авторитета, воли, права, насилия. Государственная  власть возникает одновременно с  государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть - это политическое руководство обществом  осуществляемое при помощи органов  государства и других государственных  учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

        Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

       Обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают убеждение и принуждение. Органы государственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемые законом.

Государственное принуждение - это средство защиты интересов  общества от преступных посягательств.

        В практике государственной власти стимулирование методами убеждения и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность общества.

        Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.

       Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов государственной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий характер - как экономических, так и социальных, моральных, а также других факторов.

       Так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Государственная  власть

1.1.Понятие государственной  власти

Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная власть - отношение  господства людей над людьми или  к отношению подчиненных всех членов общества воле одного или узкой  группе людей.

Современное понятие: государственная власть - власть легитимного  принуждения, причем принуждения не исчерпывает сущность власти и акцентирует  ее управленческий аспект.

Кроме того существуют еще определения:

Государственная власть - право, возможность и способность  государства оказывать воздействие  на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных  средств и методов. В этом случае государственная власть имеет обязательное правовое обоснование.

Государственная власть - система соответствующих  институтов и государственных органов, правомочно принимающих властные решения. В этом случае стоит помнить, что  государственная власть и государственные  органы - это не одно и тоже.

Государственная власть - совокупность должностных  лиц государственного аппарата, наделенных соответствующими властными полномочиями. Власть - не субъективное право лиц, а конституционная обязанность  должностных лиц.

Государственная власть - совокупность юридических  установленных полномочий, которые  имеют все государственные органы и должностные лица, принимающие  властные решения. выражение власти через полномочия позволяет перевести философский смысл на язык права, урегулировать политико-правовые процессы. Чем больше полномочий у государственной власти, тем меньшей зрелостью и инициативной свободой характеризуется гражданское общество. 

Признаки, присущие только государственной власти:

1) официальный  характер, регламентируемый конституцией  и законами

2) структурированность  аппаратов власти

3) общеобязательный  характер ее решений

4) наличие права  на легитимное принуждение и  использование спецслужб

5) возможность  отменять постановления и решения  негосударственных политических  организаций

6) обладание  рядом исключительных прав.

Все возможные  определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической  науки, укладываются в рамки семи основных концепций:

1. силовая концепция  государственной власти;

2. государственная  власть как диктатура пролетариата;

3. волевая концепция  государственной власти;

4. функциональная  концепция государственной власти;

5. концепция,  отождествляющая государственную  власть с государством или  государственным аппаратом;

6. концепция,  рассматривающая государственную  власть как совокупность полномочий. Концепцией, которая первой появилась по времени и получила достаточную обоснованность, является силовая концепция государственной власти. Она заключается в том, что государственная власть и сила рассматриваются как однородные, тождественные понятия. Идеологом силовой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли. Именно работа Н. Макиавелли под названием «Государь» послужила началом разработки понятийного аппарата данного явления. Государственную власть Н. Макиавелли трактовал как единую силу, господствующую над всеми безгранично и, безусловно. В основе власти как силы лежит страх. Для осуществления государственной власти создается государство как форма его реализации. При этом Н. Макиавелли категорически отрицал возможность нахождения властных полномочий у чиновников государства, только государь сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Для силовой концепции власти характерно разведение понятий государственной власти и органов государственной власти, последние выступают лишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта и объекта власти в рамках данного подхода слабо разработан. Это обусловлено тем, что власть рассматривается в основном как процесс с односторонним направлением: субъект господствует, объект подчиняется. Согласно силовой трактовке власть как сила не может быть поделена даже внутри самого «государственного аппарата». Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует и реализует исключительно свои интересы, что ведет к ее отчуждению от общества и установлению правления силовыми методами. Характерной чертой государственной власти становится ее «оторванность» от народа. Силовая сущность государственной власти требует усиления государственного принуждения, преобладания метода принуждения над методом убеждения, В результате государственная власть противопоставляет себя обществу и формируется как отчужденная обособленная сила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно приводит к ее кризису, происходит деформация ее естественной природы, перерождение ее в произвол. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Особенности  государственной власти в соотношении с иными видами социальной власти.

       Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия  на издание общеобязательных  велений;

2. Монополия  на применения государственного  принуждения

      Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть - одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

      Власть - одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

     Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

      Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики. Общая теория права и государства.

      Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

     Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными. Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

      Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и право применение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.

      Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

     Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Информация о работе Государственная власть