Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:52, доклад

Краткое описание

В любой стране существуют различные юридические учреждения:
органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти — судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

Вложенные файлы: 1 файл

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

§ 1. Понятие судебной власти

В любой стране существуют различные юридические учреждения: 
органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти — судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают. 
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, например по вопросу о запрещении деятельности политической партии, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия, 
Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, какого бы высокого ранга оно ни было, а судебной коллегии (по малозначительным делам — единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (три — пять профессиональных судей обычно рассматривают некоторые гражданские иски), из одного или нескольких судей и 6—9—12—24 присяжных заседателей. Обычно в странах тоталитарного социализма в процессе участвуют один судья и два народных заседателя, во многих европейских странах — шесть — девять присяжных, шеффенов или ассизов, в странах англосаксонского права — судья и 12 присяжных. Народные заседатели имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные, за редчайшими исключениями, участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого (решают вопросы не права, а факта). Меру же наказания определяет судья. 
Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами — юридическими и физическими лицами, — в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Ее реализация — приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску — представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах. 
Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Это предполагает необходимость воспитывать в обществе уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений — неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию. 
Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление — наличие рассматриваемых ниже высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших 
квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило, решать эти вопросы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов на судебные должности). 
В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой (главную роль в парламенте играют депутаты, являющиеся представителями политических партий, а в некоторых парламентах даже законодательно допускается лоббизм), в отличие от исполнительной власти, которая также участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий, других объединений, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных органов, в том числе конституционных судов. В условиях тоталитарного социализма, авторитарных режимов деятельность суда нередко служит продолжением партийной политики. Не свободен от влияния политических мотивов, общественного мнения, разного рода предубеждений и суд в демократических странах. 
Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, хотя в некоторых странах судьи низших судов, народные заседатели могут избираться гражданами. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители — крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права. 
Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого: по подсчетам, час судебного процесса в первой инстанции в США стоит около 300 долл. Наиболее известные адвокаты в 
США берут до 500 и более долларов за час консультаций (это относите) к наиболее сложным делам фирм в сфере предпринимательской, торговой деятельности, к сложным наследственным делам). В Великобритании час работы адвоката в разных конторах (адвокатских фирмах) стот 30—60 ф. ст., учитываются время поездок и ожидания (около 20 ф. ст. зг час), телефонные звонки (около 3 ф. ст. каждый). Время, затраченное адвокатом в суде, оценивается приблизительно в 40 ф. ст. за час. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Как правило, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например дела об алиментах, трудовые споры. 
Другая проблема — длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах остро стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируются исполнительной властью, а сами суды недостаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно. Поэтому роль суда в разных странах неодинакова. Там, где устойчивы демократические традиции, суд пользуется большим авторитетом у населения. Во многих развивающихся странах, некоторых постсоциалистических государствах, где не преодолены последствия длительных тоталитарных режимов, роль суда невелика, часто население избегает обращаться в суд, используя другие методы разрешения конфликтов (в том числе и насильственные). Особенно это характерно для стран Востока, где предпочитают улаживать споры традиционными методами, часто с помощью племенных вождей, старейшин, нередко путем выкупа как возмещения за совершенные преступления, а иногда путем кровной мести. В странах тоталитарного социализма суд рассматривается как один из органов государства, находящихся, хотя и с определенными особенностями, под идеологическим руководством коммунистической партии и обязанный проводить в жизнь ее линию. Правда, партийным органам запрещается вмешиваться в рассмотрение судом конкретных дел, однако на практике это происходит. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов роль суда снижается также в связи с тем, что создаются внесудебные органы для расправы с политическими противниками, «контрреволюционерами».

§ 3. Осуществление судебной власти

Как уже говорилось, судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Вне судебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. В Швеции, например, судья может проводить принудительную инвентаризацию имущества, на Украине запрещать отчуждение имущества до судебного решения, в США издавать так называемые судебные, а по существу — административные приказы, являющиеся специфической формой осуществления судебной власти. Такими приказами можно приостановить распространение газеты (но не лишить ее лицензии), приостановить забастовку (но не запретить ее вообще), временно, до решения суда, отложить публичное собрание в общественном месте и т.д. 
Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности. 
К числу общих конституционных принципов относятся: 
1) Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия. 
2) Независимость судей и подчинение их только закону. Ни .один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения. Если вышестоящий суд отменяет судебное решение нижестоящей инстанции, то он опять-таки не указывает, как именно следует решить дело: он направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело по своему убеждению. Принимая его к своему рассмотрению, вышестоящая судебная инстанция не указывает, как должно быть решено дело, она поручает его рассмотрение коллегии. 
3) Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности). 
4) Коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения. 
5) Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства. 
6) Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон. 
7) Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системе применяется только апелляция, Е большинстве континентальных стран Европы — и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, Германии — апелляция и ревизия. 
8) Ответственность государства за судебную ошибку. Государстве возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия. Правда, государство имеет право на регрессный иск — не возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавше 
му, или на возмещение иным образом, но только если вина судьи будет доказана. 
Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 
Некоторые из названных принципов относятся прежде всего к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность). 
Органы, и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых (иногда не главная) состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Детально их полномочия регулируются особыми законами и изучаются в других отраслях права. 
Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функ- 
ции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований. 
Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета. 
Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции. 
Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи. 
Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.). 
Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.
 
 

1. Гарантии независимости Рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участие присяжных и арбитражных заседателей. При осуществлении правосудия гарантии неприкосновенностей судей распространяется также на заседателей и арбитражных заседателей, которые подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону и пользуются всеми правами судьи. В статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей обеспечивается:

     предусмотренной законом процедурой осуществления  правосудия; запретом, под угрозой  ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

     установленным порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;

     предоставлением судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

     1.1 Подчинение Конституции  РФ Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону провозглашен в ч.1 ст.120 Конституции РФ и отражен в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6), Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 4 ст.1), Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.5, 13, 29), Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» (ст. 5), ГПК (ст.8), АПК (ст.5), Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1).Наиболее полное указание конституционных принципов был сформулирован в международных документах:

     - Основные принципы, касающиеся независимости  судебных органов 1985 г.;

     - Эффективные процедуры осуществления  Основных принципов, касающихся  независимости судебных органов  1990 г.;

     - Европейская хартия о статусе  судей 1998 г.;

     - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

     - Международные пакты о правах 1966 г.;

     - Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод 1950 г.

     - и др., в которых содержаться  общепринятые международные стандарты  в сфере организации и осуществления  правосудия, одним из которых  и признается независимость судебной  власти.

     Помимо  Конституции РФ и федеральных  законов действуют и иные нормативные  правовые акты. Суды руководствуются  ими при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральным  законам.

     Статья 15, ч.1 Конституции РФ

     1. Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской  Федерации. Законы и иные правовые  акты, принимаемые в Российской  Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации.

1.2 Профессионализм.Суд, которому доверяется рассмотрение дела, должен быть законен, компетентен, и беспристрастен. В последние годы проделана большая работа по повышению требований к уровню профессионализма, нравственных критериев к судейскому сообществу – судьи должны обладать такими качествами как совестливость, порядочность, быть знающими и авторитетными профессионалами в своем деле.

     Авторитет судебной власти, объективность и  эффективность во многом определяется профессионализмом судьи при  рассмотрении дела. Гарантией профессионализма являются высокие требования, предъявляемые  к кандидатам на должность судьи. Малограмотному судье трудно при  решении сложных вопросов. Такой  судья чувствует себя неуверенно, ему нужна помощь и он начинает прислушиваться с разного рода советам. 

     1.3 Самостоятельность  судебной власти 

     Независимость судей проявляется в самостоятельности  судебной власти, ее отделенности от исполнительной и законодательной власти. Суть данного принципа заключается в том, что исключается воздействие на судей со стороны других лиц и организаций. При рассмотрении дела суд руководствуется законом и принимает решение по своему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела и анализов всех доказательств, а не мнением участников процесса.

     Статья 17, ч.1 УПК

     1.Судья,  присяжные заседатели, а также  прокурор, следователь, дознаватель  оценивают доказательства по  своему внутреннему убеждению,  основанному на совокупности.

     Судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел, а также представлять их кому - либо для ознакомления, иначе как в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

     Всякое  вмешательство в деятельность судьи  по осуществлению правосудия преследуется по закону. Установлена уголовная  ответственность за вмешательство  в деятельность суда (ст. 294 УК); за посягательство на жизнь судьи, присяжного лица или  иного лица, участвующего в отправлении  правосудия, а равно их близких  в связи с рассмотрением дел  или материалов в суде (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 297 УК), а также за неуважение к суду (ст. 297 УК).

1.4 Формирование судейского  корпуса.Независимость судей обеспечивается формирование судейского корпуса. Статья 6 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет порядок назначения судов: судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – Советом Федерации по представлению Президента РФ, судей других федеральных судов – Президентом РФ по представлению председателей соответствующих вышестоящих судов. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

     1.5 Безопасность Гарантией независимости судей является их безопасность, т.к. методов давления на суд многообразен – от угроз и подкупов до физической расправы с судьей и его близкими людьми. В целях обеспечения безопасности, по заявлению судьи, органы МВД принимают меры по защите в соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

     Статья 5. Федеральный закон «О государственной  защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов»

     Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности  их имущества органами, обеспечивающими  безопасность, могут применяться  с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

     1) личная охрана, охрана жилища  и имущества;

     2) выдача оружия, специальных средств  индивидуальной защиты и оповещения  об опасности;

     3) временное помещение в безопасное  место;

     4) обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемых лицах;

     5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

     6) переселение на другое место  жительства;

     7) замена документов, изменение внешности.

     В целях реализации предусмотренных  в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные  мероприятия в порядке, установленном  Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".1.6 Финансирование

Материальное  обеспечение и социальная защита судей является гарантией независимости  судей. В начале 90-х годов в  России была проведена реформа по достижению уровня материально-технического обеспечения судов и других правоохранительных органов. По вопросам такого рода принималось  несколько актов и законов. В статьях 19 и 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» отражено начисление заработной платы судей, должностные оклады, ежемесячное пожизненное содержание, оплата ежегодного отпуска, обеспечение отдельным жилым помещением, медицинское обслуживание и др. Социальная защита судей и членов их семей включает государственное страхование на случай гибели, причинения им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении ими судейских обязанностей, а также полное возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его сумей, если такой ущерб был причинен в связи со служебной деятельностью судьи.В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации» суды РФ финансируются только за счет средств федерального бюджета, что тоже является гарантией независимости судей.

Информация о работе Судебная власть