Судебная власть как ветвь государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов приходиться при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким сейчас является российское общество. Не посредническая роль может быть эффектной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судейского аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлений судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях

Содержание

Глава I. Судебная власть как ветвь государственной власти…………………5
Глава II. Функции судебной власти…………………………………………….15
Глава III. Суд как орган судебной власти……………………………………...18
Глава IV. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации………………………………………………………………………..23
Глава V. Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности гражданина России с судебной властью (ст. 46-54 КРФ)…………………………………………………………………………...26
Глава VI. Конституционно – правовые основы судебного процесса………...33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

конституц право.(конституционные основы судебной власти).doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является обеспечение их независимости при осуществлении основных функций – правосудие либо конституционного закона. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или “своего” – судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие – то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил. (партий, общественных объединений, избирателей и т.д).

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в  том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок, отражающий общечеловеческий опыт, основан на жестком имитировании  всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению им подведомственных вопросов. Основная его цель – обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, коллегиальности (с некоторыми исключениями), обеспечение права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел.

Установленные для законодательных  и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в  исполнительных органах, правила принятия решений и т.д) не обладают той всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и наказания и разрешения дел в судах.

К настоящему времени  сложилось несколько вариантов  процедуры осуществления судебной власти, которые принято именовать  видами судопроизводства. К ним относятся:

- конституционное судопроизводство;

- гражданское судопроизводство;

- арбитражное судопроизводство;

- уголовное судопроизводство;

- административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств  регламентируется прежде всего соответственно законом о конституционном суде РФ, ГПК, АПК, УПК, и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам. Изучению названных видов судопроизводства, законов и актов посвящены специальные учебные дисциплины, преподаваемые в юридических вузах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV.

Конституционные основы судебной системы РФ.

 

Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют едино, основу судебной системы. Однако последняя не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы неполным без характеристики её динамики, процесса функционирования, осуществление правосудия и иных указанных выше направлений деятельности. Таким образом, судебная система РФ – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

Судебная система России включает две основные разновидности  судебных учреждений: суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел, и специальные суды. Систему общих судов составляют: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные Суды республик в её составе, краевые, областные, окружные, городские (Москвы и Санкт – Петербурга), районные, народные суды. Кроме того, в систему общих судов входят и военные суды, возглавляемые военной Коллегией Верховного Суда РФ, конституционный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный суд Российской Федерации и возглавляемая им система арбитражных судов её субъектов.

Организация и деятельность судебной системы – важный объект правового регулирования. Его ядро, базис, образует нормы Конституции. Совокупность этих норм составляет конституционные  основы судебной системы России. 

Вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению  федеральных органов.13 Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несёт федеральное судебное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную его совокупность Федеральных конституционных законов.

С принятием нового федерального конституционного законодательства в  судебную систему России предполагается внести ряд существенных новелл, вытекающих из Конституции судебной реформы. В частности, введение апелляционного производства, т. е возможность рассмотреть приговор лил решение суда первой инстанции по существу, и изменить его, связано с созданием апелляционных судов и апелляционных арбитражных судов второй инстанции. Появится институт мировых судей, избираемые непосредственно населением и рассматривающих материалы об административных правонарушениях, а так же гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Наряду с системой федеральных судов не исключено появление судов субъектов Федерации. Будет обеспечено повсеместно функционирование суда присяжных. Все эти изменения позволяют не только укрепить судебную систему, но и усилить судебную власть, поскольку именно судебная система является механизмом реализации этой власти. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе законы о статусе судей, о прокуратуре в Российской Федерации, процессуальные кодексы, указы Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы. В правовом обеспечении организации деятельности органов судебной власти участвуют и субъекты Российской Федерации.14

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены 3 блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА V.

Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения  личности, гражданина России с судебной властью (ст. 46-54 Конституции РФ).

 

Перечисленные конституционные  нормы закрепляют основные права  человека и гражданина в сфере  правосудия. Их объем и содержание, однако, во многом предопределяют устройство и основные институты судебной системы. Так, впервые введенной Конституцией право гражданина, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрении своего дела судом с участием присяжных заседателей предопределило учреждение соответствующего института судебной системы. Право гражданина на судебный контроль применение ареста, заключение под стражу, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища привело к появлению у судов соответствующих функций и потребовало их организацию обеспечения.15

Содержание соответствующих  конституционных прав граждан в сфере правосудия уже было предметом анализа в разделе, посвященном статусу личности. Поэтому отметим лишь некоторые принципиально новые для темы главы положения.

Конституционные новеллы, связанные с правами граждан  в сфере правосудия, лежат на пересечении двух взаимосвязанных тенденций: совершенствование юридического механизма защиты прав человека и гражданина и усиление судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мере отвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд в современных условиях призван стать основным юридическим средством права и свободы как граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования для защиты прав и свобод человека всех способов, не закрепленных законом, Конституция акцентируется внимание на универсальности судебной реформы, снимает преграды на пути её использовании для обеспечения конституционных прав и свобод.

Прежде всего, впервые  на уровне Конституции закреплен  ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организации судебной системы России. В их числе:

- право на доступное  правосудие для всех граждан  РФ на равных условиях (ч1, ст 46.);

- право на рассмотрение  дела в тех судах и теми  судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч 1, ст 47);

- право на рассмотрение гражданином, обвиненным в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч 2, ст 47);

- право на пересмотр  приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч 3, ст 50);

- право на участие  в осуществлении правосудия (ч  1 ст. 11 и ч 1 ст 32).

Ряд положений Конституции  непосредственно посвящен уголовному судопроизводству. Они органично  продолжают общий конституционный  курс на укрепление роли судебной власти в защите прав человека и гарантируют их реализацию в сфере правосудия. Новизна конституционного подхода здесь заключается:

- в более четкой  дифференциации на уровне Конституции  уголовного судопроизводства и  закреплении гарантий защиты их прав (право на юридическую помощь для задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого,16 право осужденного за преступление на пересмотр приговора, право просить о помиловании или смягчения наказания и др.)17

- наряду с созданием  достаточных гарантий для подозреваемых и обвиняемых в акценте на необходимость обеспечения прав потерпевшего от преступления и злоупотребления властью. Причем в ст 52 речь идет не об отдельных правах потерпевшего (праве на правосудие и возмещение ущерба), а обо всей сумме, общем конституционном принципе;

- в ведении суда  присяжных как важной формы  уголовного судопроизводства;18

- в расширении судебного  контроля за применением мер  уголовно – процессуального принуждения,  ограничивающих конституционные  права человека и гражданина;19

- в установлении ряда  конституционных требований об  использовании доказательств в  уголовном процессе (запрет на  использование доказательств, полученных  с нарушением законодательства;20 освобождение от обязанности свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников, возможность иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания и др).21

Важный элемент конституционных  основ судебной системы – нормы, определяющие принципы её организации. Приоритетное значение в решении  этого вопроса отводиться федеральному конституционному закону о судебной системе. Некоторые из принципов организации судебной системы устанавливаются Конституцией. Судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав гражданина в сфере правосудия.

Важным конституционным  началом организации судебной системы  является принцип осуществления  правосудия в Российской Федерации  только судом, учрежденным в соответствии с законом.22 Он означает, что судебная функция не только не может осуществляться любым другим, кроме суда, органом государственной власти, но и должно реализовываться лишь тем судебным органом, который учрежден в соответствии с федеральным законом.

Противозаконно запрещено  конституцией деятельность по созданию чрезвычайных судов.

Конституция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы  её юрисдикции, порядок осуществления  им судопроизводства не может быть произвольно изменены для тех  или иных дел и лиц, а так  же для определенной обстановки или  на какой – либо период времени.

В качестве конституционного принципа организации судебной системы  вступает её единство.23 Судебная система должна гарантировать равный доступ и равные условия для судебной защиты всем гражданам России, что и должно обеспечивать её единство закреплением в едином 24 федеральном конституционном законе.

Единство судебной системы  обеспечивается соблюдением всеми  судами установленных федеральными законами правил судопроизводства, поскольку  уголовно – процессуальное, гражданско – процессуальное и арбитражно – процессуальное законодательство отнесено к ведению федеральной власти.25

Едина и нормативно –  правовая база деятельности судов. Все  они применяют Конституцию и  другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права,  конституции, уставы и другие законы соответствующих судов РФ.

Институтом обеспечения  единства судебной системы является осуществление судебного надзора  за деятельностью нижестоящих судов  со стороны Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда. Благодаря этому надзору реализуется и конституционное право граждан на пересмотр приговора вышестоящим судом для исправления судебных ошибок.

Для обеспечения единства судебной власти важное значение имеет  и дача разъяснений по вопросам судебной практики Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, а также толкование Конституции РФ Конституционным Судом Российской Федерации.

Единство судебной системы  России обеспечивается признанием обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории РФ, закреплением единого статуса судей, финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном федеральным законом, что прямо закреплено в ст 124 Конституции.

Информация о работе Судебная власть как ветвь государственной власти