Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

    

2. Межбюджетные отношения 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках

межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти

Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской

Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с формированием и

исполнением соответствующих  бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

·        распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

·        разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по

временным нормативам) регулирующих доходов по уровням  бюджетной системы

Российской Федерации;

·        равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства

бюджетных прав муниципальных  образований;

·        равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с

федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов  Российской Федерации;

·        принцип распределения доходных источников (формы и направление

поддержки дотационных  бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с  этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут

передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ и из бюджетов

субъектов РФ – в  местные бюджеты.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной

системы заложен  принцип равенства бюджетов субъектов  РФ во взаимоотношениях с

федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными  бюджетами, который

предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых

затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов

расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а  так же единый порядок

уплаты федеральных  и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении  налоговых

доходов по уровням  бюджетной системы налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ

должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета

РФ.

Для обеспечения  расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик

в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь

соответствующие доходы.

Доходы территориальных  бюджетов состоят из собственных  и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе

полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством  РФ.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами

государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые

доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные  перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов  территориальных бюджетов.

Для финансового  обеспечения выполнения возложенных  на региональные местные

органы власти функции, экономического и социального развития территорий,

сбалансированности  территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего

уровня в порядке  бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи,

по которым устанавливаются  нормативы отчисления (в процентах) бюджеты

субъектов РФ или  местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на

долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

      
 
 
 

     Консолидированный   бюджет

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это  свод бюджетов всех

уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидируемый  бюджет

Российской Федерации  включает федеральный бюджет и консолидированный  бюджеты

субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет

субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет

субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

      
 
 
 

    

    

    

3. Федеральный бюджет. 

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и

перераспределения внутреннего валового продукта и  созданного национального

дохода страны между  отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования

структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-промышленного

комплекса, развития перспективных направлений в  сфере производства,

пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального

дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для

регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики

на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не

только данные о  прогнозируемых размерах доходов бюджета  и необходимых

государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости

осуществления избранной  экономической политики. Например, основными целями

экономической политики на 1999 год были названы:

·      рост валового внутреннего продукта и  продукции  промышленного

производства не менее чем на 3 процента;

·      прекращение  спада сельскохозяйственного производства;

·      создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный

сектор экономики;

·      формирование условий справедливой конкуренции  на внутреннем рынке, в

том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного  тарифа по

сравнению с фактическим  уровнем 1998 года не более чем на 1 процент;

·      снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня

собираемости налогов;

·      выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед

субъектами хозяйственной  деятельности и населением;

·      рост реальных денежных доходов населения  не менее чем на 3 процента;

·      повышение  инвестиционной активности, формирование источников реального

наполнения Бюджета  развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с

уровнем 1998 г. объемов  капитальных вложений.

Конкретное представление  об источниках формирования федерального бюджета и

направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных

положений федерального бюджета на 1999 г. Федеральный бюджет на 1999 г. был

утвержден по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам  в сумме

473676,1 млн. рублей  исходя из прогнозируемого объема  ВВП 4000 млрд. рублей и

уровня инфляции 30 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный размер

дефицита федерального бюджета на 1999 год был установлен в сумме 101370,5

млн. рублей (2,54 % ВВП).

Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета  составляли

налоговые доходы, а  около 46 % налоговых доходов бюджета  составлял налог на

добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов

являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в  бюджеты субъектов РФ

и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары

(работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на  территории РФ,

лишь 85 %  поступает  в федеральный бюджет; из акцизов  на спирт этиловый из

всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы,

производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О

федеральном бюджете  на 1999 год). Полностью в федеральный  бюджет поступают

такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ,

таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи налог на

отдельные виды транспорта.

В доходы федерального бюджета на 1999 год включались  средства следующих 

целевых федеральных  бюджетных фондов: Федерального дорожного  фонда,

Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с

преступностью, Фонда  воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития

Федеральной пограничной  службы, Фонда Министерства по атомной  энергии, Фонда

развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной  налоговой

службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации.

    

4. Региональные бюджеты. 

Региональные бюджеты  – центральное звено территориальных  бюджетов. Они

предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на

государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной

системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это  форма

образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения

задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ

и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории,

составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти

призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие

производственной  и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Значительно возрастает их координационная  функция в  экономическом и

социальном развитии территорий.

Процедура утверждения  и построение бюджетов субъектов  Российской Федерации

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства