Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

- органы гос. (муниципального) финансового контроля; 

- органы управления  гос. внебюджетными фондами; 

- главные распорядители  (распорядители) бюджетных средств  - орган гос. власти (государственный орган), орган управления гос. внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств 

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета  - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной  власти (государственный орган), орган  местного само-управления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; 

-главные администраторы (администраторы) источников финансирования  дефицита бюджета - определенный  законом (решением) о бюджете орган  гос. власти (гос. орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета; 

-получатели бюджетных  средств. 

20. Консолидированные  бюджеты в РФ.  
 

Их особенности. Федеральный  бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами за исключением  бюджетов государственных ВБФ и  территориальных государственных  ВБФ образуют консолидированный  бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального района и  свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированные бюджеты  РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей. 

22. Дефицит бюджета,  источники его финансирования.  

В случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита федерального бюджета  

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 

1) внутренние источники  в следующих формах: 

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Рос-сийской Федерации; 

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Рос-сийской Федерации; 

- бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюд-жетной системы Российской Федерации; 

- поступления от  продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;  

- сумма превышения  доходов над расходами по государственным  запасам и резервам;  

- изменение остатков  средств на счетах по учету  средств федерального бюджета;  

2) внешние источники  в следующих формах:  

- государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;  

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финан-совых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией 

18. Основные этапы  развития бюджетных отношений  в России.  
 

В России первые бюджетные  росписи доходов и расходов составлялись при Екатерине II в 18 веке. Составление  этих росписей было нерегулярным и  ежегодное бюджетное планирование стало осуществляться в 1802 года после  создания МинФина. Бюджетная система в это время включала в себя только государственный бюджет, который охватывал всю территорию страны. После отмены крепостного права в России была проведена административная реформа, в результате которой в России были созданы местные органы управления в уездах и в волостях. Эти органы получили ряд полномочий, для осуществления которых местные органы были наделены доходами в виде налогов (в основном на недвижимость) Эти местные органы начали формировать собственную систему бюджетов, которые были независимы, автономны от государственного бюджета. Таким образом, к концу 19 века в России была сформирована бюджетная система унитарного государства, которая включала в себя два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты. До 90-х годов 19 века для государственного бюджета был характерен большой бюджетный дефицит, но после проведения денежной реформы в середине 90-х годов произошло увеличение доходов государства за счет введения государственной винной монополии. Также была изменена структура государственного бюджета. Он был разделен на две части: на обыкновенный бюджет и чрезвычайный бюджет. В обыкновенный бюджет включались все текущие доходы государства, а расходы выделялись на содержание государственных ведомств. Как правило, этот бюджет формировался с большим профицитом. Чрезвычайный бюджет формировался в основном за счет доходов от государственных имуществ и займов, а расходы были связаны с финансированием различных видов гос. собственности и содержанием вооруженных сил в годы войны. Этот бюджет был дефицитен. До первой мировой войны в целом бюджет был сбалансирован или имелся профицит. После начала первой мировой войны резко ухудшилось состояние государственного бюджета за счет резкого снижения доли налогов. После прихода к власти советского правительства в ноябре 1917 года, годовые бюджеты перестали составляться, и вместо них стали использоваться квартальные бюджетные росписи. Такие росписи были составлены на 1 и 2 квартал 1918 года. Со второй половины 1918 года фактически была ликвидирована бюджетная система и перестали составляться государственные и местные бюджеты. Возрождение бюджетной системы произошло после проведения в 1922 году денежной реформы. В результате чего была стабилизирована национальная валюта, что позволило финансировать расходы государства за счет налоговых платежей. Начиная с 1923 года бюджетная система включала в себя два уровня - союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, входящих в СССР. В этот период эти бюджеты были автономны. Формирование местных бюджетов стало осуществляться только с 1927 года. Эти бюджеты были образованы за счет выделения доходов и расходов из бюджетов союзных республик. Т.о. сформировалась бюджетная система федеративного государства, которая включала в себя: союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. Однако эти бюджеты были автономны. С 1936 года бюджетная система стала стоиться на основе единства всех звеньев бюджетной системы. С 1937 года стал формироваться единый консолидированный бюджет СССР, который включал в себя бюджеты всех уровней. После августовских событий 1991 года государственный бюджет СССР был упразднен и вместо консолидированной бюджетной системы СССР на территории РФ, и других государств были сформированы новые государственные бюджетные системы. В настоящее время в РФ бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты (а.-бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б.-бюджеты городских и сельских поселений). Начиная с 1 января 2000 года структура бюджетной системы регулируется бюджетным кодексом РФ. 

23. Федеральный бюджет, его содержание и значение.  
 

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд -- федеральный бюджет.  

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. 

Доходы федерального бюджета 

1. В федеральный  бюджет зачисляются налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами: налог на прибыль орг-ций, НДС, акцизы (на спирт, табак, бензин), н-г на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный н-г, ЕСН) 

2. К неналоговым  доходам федерального бюджета  относятся: 

* доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти  РФ; 

* доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности, -- в порядке и по  нормативам, которые установлены  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами  органов государственной власти  РФ; 

* часть прибыли  унитарных предприятий; 

* прибыль Банка  России; 

* доходы от внешнеэкономической  деятельности; 

* доходы от реализации  государственных запасов и резервов. 

Расходы федерального бюджет: 

* обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной  комиссии, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов; 

* функционирование  федеральной судебной системы; 

* осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах; 

* национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности; 

* фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу; 

* государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта; 

* государственная  поддержка атомной энергетики; 

* ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба; 

* исследование и  использование космического пространства; 

* содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации; 

* формирование федеральной  собственности; 

* обслуживание и  погашение государственного долга  Российской Федерации; 

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных  средств. За счет федеральных налогов  формируется Фонд финансовой поддержки  регионов, из федерального бюджета  субъектам Российской Федерации  выделяются дотации и субвенции. 

21. Бюджетная классификация  и ее значение.  
 

Явл. группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 

Определение принципов  назначения, структуры кодов бюджетной  классификации Российской Федерации  осущ-ся МинФином. 

Бюджетная классификация  включает: 

1) классификацию  доходов бюджетов (налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные  поступления); 

2) классификацию  расходов бюджетов: 

- общегосударственные  вопросы 

- национальная оборона 

- национальная безопасность  и правоохранительная деятельность 

- национальная экономика 

- жилищно-коммунальное  хозяйство 

- охрана окружающей  среды 

- образование 

- культура, кинематография, средства массовой информации 

- здравоохранение,  физическая культура и спорт 

- социальная политика 

- межбюджетные трансферты; 

3) классификацию  источников финансирования дефицитов  бюджетов: 

- источники внутр.финансирования (гос.цб, ном.с-ть кот. указана в валюте РФ, кредиты кредитных организаций в валюте РФ, кредиты от др.б-тов б.с-мы, кредиты м/нар.фин-х орг-ций, изм-е остатков средств на счетых, иные источники); 

-источники внеш.финансирования(гос.цб, ном.с-ть кот. указана в иностр.валюте, кредиты кредитных организаций в ин.валюте, кредиты иностранных гос-в, иные источники) 

4) классификацию  операций публично-правовых образований  (сектор гос. управления)- д-ды, р-ды, поступление нефин.активов, . поступление фин.активов, выбытие фин.активов, увеличение обяза-тельств, ум-е обязательств. 

. 17. Бюджетный процесс  и его содержание.  
 

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  РФ д-ть органов гос. власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.  

Основные задачи бюджетного процесса: 

- выявление материальных  и финансовых резервов государства; 

- максимально приближенный  к реальности расчет доходов  бюджетов; 

- максимально точный  расчет расходов бюджетов; 

- обеспечение максимальной  сбалансированности бюджетов; 

- согласование бюджетов  с реализуемой экономической  программой; 

- осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства,  экономическими регионами и др. 

Бюджетный процесс  включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов.  

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства