Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

6. Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и  методы.  
 

Бюджетный контроль - это система мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающаяся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Задачи бюджетного контроля: 1)обеспечение правильности составления и исполнения доходных и расходных частей бюджета. 2)финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы за счет бюджетных средств. 3)анализ выявленных отклонений от установленных показателей  бюджета и подготовка пред-ложений, направленных на их устранение. 4)контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджетов и за соблюдением правил ведения бухучета и отчетности. Виды бюджетного контроля: 1)общегосударственный; 2)ведомственный; 3)внутрихозяйственный в бюджетных организациях; 4)общественный - неправительственными организациями; 5) независимый (аудиторский). Формы бюджетного контроля: 1)предварительный; 2)текущий; 3) последующий. Методы бюджетного контроля: 1.Проверка: а)документальная (в организациях); б)камеральная (по месту нахождения контрольного органа) на основании бюджетной финансовой отчетности. 2.Обследование - ознакомление с отдельными сторонами деятельности организации, проводиться путем опроса, анкетиро-вания, инспекции, наблюдения. 3. Экономический анализ - детальное изучение исполнения расходных и доходных частей бюджета, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, бюджетной отчетности с целью выявления причин, способствующих или препятствующих достижению намеченной цели. 4.Ревизия - полный всеобъемлющий метод - его главное назначение: проверка законности и обоснованности финансовых операций. 

7. Бюджетные права  представительных и исполнительных  органов власти в России.  
 

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соот-щие бюджеты и отчеты об их исполнении, осущ-т последующий контроль за исп-ем соот-щих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осущ-щих контроль за исполнением соот. бюджетов, осущ-т другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ. 

Права исполнительных органов. 

1. Исполнительные  органы гос. власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление гос. (муниципальным) долгом, осущ- иные полномочия, определенные Кодексом и (или) принимаемыми в соот-и с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. 

2. Финансовые органы  составляют проект соот. бюджета, представляют его с необх. документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. 

Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет  о кассовом исполнении бюджета в  порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации. 

3. Федеральное казначейство  осущ-ет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов б.с-мы РФ в соответствии с Кодексом. 

5. Роль бюджета  в распределении ВВП.  
 

Функционирование  бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков  происходит распределение ВВП и  национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт. Бюджет выполняет  основную функцию - распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт. Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных  в денежной форме в течение  года товаров, работ и услуг. Распределение  общественного продукта проходит по двум стадиям. Первая стадия это первичное  распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы - прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В  процессе первичного распределения  в бюджет поступают косвенные  налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия. После формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов. В процессе перераспределения осуществляется также финансирование расходов по территориальному, экономическому, функциональному и ведомственному признаку. По территориальному признаку выделяются федеральные, региональные и местные бюджеты. По функциональной классификации расходы распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и т.д. По экономическому назначению расходы подразделяются по отдельным целевым направлениям использования: оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д. Через бюджеты всех уровней в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП. 

3. Роль бюджета  в условиях рыночной экономики.  
 

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и органов местного самоуправления. Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы государства. В  настоящее время в нем аккумулируется до 60% ВВП. Особенность бюджетных  отношений определена тем, что у  государства должна быть определенная часть национального дохода, необходимая  для того, чтобы государство выполняло  свои функции. Бюджет это финансовый план страны и регионов. Бюджету  принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Бюджет выполняет следующие задачи: 1) образование  бюджетного фонда или доходов  бюджетов. Эта функция проявляется  через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням  гос.власти. Основной источник бюджетных доходов - национальный доход. 2) использование бюджетного фонда или финансирование бюджетных расходов. Она предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции - производство общественных благ (здравоохранение, образование), поддержание правопорядка, обеспечение обороноспособности страны, эмиссионная деятельность, развитие науки и техники. 3) контроль за образованием и расходованием бюджетного фонда. Она предполагает возможность и обязанность гос.контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране 

9. Бюджетное устройство  РФ.  
 

Бюджетным устройством  называют принципы организации и  построения бюджетной системы, а  также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. 

Бюджетная система  РФ, в соответствии с Бюджетным  кодексом, включает в себя 3 уровня: 

1) фед. бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов; 

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  гос. внебюджетных фондов; 

3) местные бюджеты. 

Фед. бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики. 

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов  

Второй уровень  бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.  

Местный бюджет (или  бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. К предметам  ведения местного самоуправления относятся  вопросы местного значения.  

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.  

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ. 

13 Бюджетный федерализм  и его развитие в РФ.  
 

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между  центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области  финансов и, в частности, в бюджетной  сфере. 

Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетный ходов  и расходовании бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах: 

1) законодательном  разграничении полномочий по  расходам между органами власти  всех уровней управления; 

2) обеспечении соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения  ими возложенных на них функций; 

3) обеспечении вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы; 

4) наличии вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы; 

5) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т.д. 

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма  в РФ способствовало принятие ряда федеральных законов. 

1. 1991 г. субъектам  Федерации не устанавливаются  размеры доходов и расходов  они имеют право самостоятельно  определять направлении использования  бюджетных средств.  

2. декабрь 1991 г.  разделил все налоги на федеральные,  региональные и местные, закрепив  их за соответствующими бюджетами. 

3. Важным этапом  в развитии финансово-бюджетного  федерализма стал Закон РФ  «Об основах бюджетных прав  и прав по формулированию и  использованию внебюджетных фондов  представительных и исполнительных  органов государственной власти  республик в составе Российской  Федерации, автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»  от 15 апреля 1993 г., в котором впервые  в истории бюджета России был  зафиксирован важнейший принцип  формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального  бюджета, т.е. объема доходов  местно го бюджета, покрывающего  гарантируемые соответствующими  вышестоящими органами власти  минимально необходимые расходы.  В свою очередь минимальные  расходы местных бюджетов должны  рассчитываться на основе минимальных  социальных и финансовых норм, то есть показателей минимально  необходимой обеспеченности населения  важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными  и другими услугами. 

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства