Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

4. В 1994 г. в соответствии  с Указом Президента в механизм  бюджетного федерализма вводится  новая форма перераспределения  средств между федеральным и  региональными бюджетами -- передача  средств из федерального бюджета  региональным бюджетам путем  формирования фонда финансовой  поддержки регионов и расчета  размера выделяемых средств на  основе специально разработанной  формулы.  

Для создания адекватного  условиям рыночной экономики механизма  в 2001 г. была разработана «Программа развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации на период до 2005 года». В ней определены цели и  задачи в области бюджетного устройства, принципы разграничения расходных  и налоговых полномочий между  звеньями бюджетной системы, требования к системе финансовой помощи территориям. 

27. Порядок составления  проекта федерального бюджета.  
 

Составлению проекта  бюджета предшествует разработка прогнозов  соц-эк. раз-я РФ, субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осущ-т разработку проектов бюджетов. 

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований. 
 

Составление проекта  федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. 

Названная стадия состоит  из некоторых этапов.  

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор  Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год. 

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение  федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями  расходов бюджетов Российской Федерации  по получателям бюджетных средств, а также ряд других полномочий. 

Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа  года, предшествующего очередному финансовому  году, Правительство РФ рассматривает  проект бюджета, иные сопутствующие  ему документы и материалы, предоставленные  Министерством финансов РФ, Министерством  экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и  утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для  внесения его в Государственную  Думу. 

Проект закона о  бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем доходов  и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и  статьям; нормативы отчислений от доходов  в пользу бюджетов других уровней; расходы  бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; доходы и расходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней; распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели. 

15. Принципы бюджетной  системы РФ.  
 

Бюджетная система  функционирует на основе принципов, установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов 11: 1. Единство бюджетной  системы означает единство б-го законодательства, принципов орг-циии функц-я б.с-мы, форм б.документации и б.отчетности, б.классификации, санкций за нарушение б.законодательства 2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования между бюджетами разных уровней. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов б-то за бюджетами б. с-мы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 3. Самостоятельность бюджетов. Включает в себя: а)право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б)наличие источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; в)право органов власти самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; г)право органов власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов бюджетной системы. 4. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов т.е все д-ды, р-ды и источники фин-я дефицитов б-тов отражены в полном объеме соот-щего б-та. 5. Сбалансированность бюджетов, т.е. объем д-дов б-та должен соот-ть объему р-дов. 6. Равенство б.прав субъектов РФ, муниц.обр-й .означает определению б. полномочий органов власти субъектов РФ и органов мест.самоупр-я в соот-и с едиными принципами, установленными б.кодексом. 7. Принцип общего покрытия расходов. Предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов, а также из источников финансирования его дефицита. 8.Прозрачность (открытость). 9. Достоверность б-та означ. Надежность п-лей прогноза соц-эк. раз-ясоот. Территории и реалистичность расчета д-дов и р-дов б-тов. 10. Принцип адресность и целевого характера бюджетных средств. 11. Подведомственность р-дов б-та, т.е. получатели б.средств имеют право получать ден.ср-ва от главных распорядителей б.ср-в.. 12. Единство кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осущ-е всех кассовых выплат с единого счета б-та. 13. Результативность и эф-ть исп-я б.ср-в: участники б.процесса в рамках установленных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных рез-в с исп-ем наименьшего объема средств или достижения наилучшего рез-та 

16. Межбюджетные отношения  в РФ.  
 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений. 

Межбюджетные отношения - это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соот-щих бюджетов.  

МО основаны на следующих  принципах: 

распределения и  закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 

разграничения (закрепления  на постоянной основе и распределения  по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной  системы РФ; 

равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства бюджетных  прав муниципальных образований; 

выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 

равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Федерации. 

В соответствии с  этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации -- в местные  бюджеты. 

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом и местных бюджетов с  региональными бюджетами. Этот принцип  предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным  бюджетам, а также единый порядок  уплаты федеральных и региональных налогов. 

11. Бюджетная система  РФ и ее характеристика.  
 

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных  и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства). 2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов (89, включая Москва и С.-Петербург). 3) Местные бюджеты - около 30000: а) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б) бюджеты городских и сельских поселений. Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс  распределения и перераспределения  ВВП, национального дохода между  различными отраслями экономики, между  регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует  национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает  финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Бюджет субъекта РФ - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций отнесенных к  предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт). Местные бюджеты - составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления. Государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе 

8. Государственные  внебюджетные фонды 
 

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В  российской практике государственные  внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.  

Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней  и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.  

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством  РФ. Контроль за рациональным и целевым  расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ. 

Пенсионный фонд РФ. Осн. задача - аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства.  

Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования.  

Бюджет ПФ формируется  за счет: 

- страховых взносов; 

- средств федерального  бюджета; 

- сумм пеней и  иных финансовых санкций; 

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования; 

- добровольных взносов  физических лиц и организаций,  уплачиваемых ими не в качестве  страхователей или застрахованных  лиц; 

- иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации. 

Фонд социального  страхования действует как самостоятельное  гос. некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ. 

Задачи фонда:  

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности  и родам, при рождении ребенка,  на погребение, на санаторно-курортное  оздоровление работников и членов  их семей и др. цели гос. социального страхования; 

- участие в разработке  и реализации гос. программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию соц-го страхования. 

Фонд обязательного  медицинского страхования 

Медицинское страхование  явл. одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья. Целью медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий. 

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) - источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием. 

10. Порядок расчета  расходов на содержание больниц.  
 

В основе расчета  расходов на здравоохранение лежит  среднегодовое количество коек. 1.Вначале  проводиться расчет расходов на питание  и медикаменты по учреждениям  здравоохранения на начало, на конец  года и среднегодовое. Подсчитывается: сроки развертывания коек, число  функционирования учреждений, число  койко-дней. Исходя из нормы расходов на питания и медикаментов на 1 койко-день рассчитываются сумма расходов на медикаменты  и питание за год. 2.Затем рассчитываются расходы на заработную плату медицинского персонала по больницам и диспансерам  в городах и сельской местности  на основе среднегодового количества коек и средней з/п на 1 койку в год. 3.Далее  

рассчитываются расходы  на канцелярские и хозяйственные  принадлежности, мягкий инвентарь по больницам и диспансерам в  городах и сельской местности. 4.Затем  составляется свод расходов по больницам  и диспансерам в городах и  сельской местности. 5.Далее составляется общий свод расходов на здравоохранение  по медицинским учреждениям и  эти данные вносятся в проект бюджета. 

12. Характеристика  участников бюджетного процесса. 
 

- Президент Российской  Федерации; 

- высшее должностное  лицо субъекта РФ, глава муниц. обр-я; 

- законодательные  (представительные) органы гос. власти и представительные органы мест. самоупр-я (далее - законодательные (представительные) органы); 

- исполнительные  органы гос. власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 

- Центральный банк  РФ; 

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства