Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

·        Полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

·        Сбалансированность бюджета;

·        Эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

·        Общее покрытие расходов бюджета;

·        Гласность;

·        Достоверность бюджета;

·        Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной

системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса, санкций

за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок

финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения

бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, региональных бюджетов и

местных бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы

Российской Федерации  – это закрепление (полностью  или частично)

соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за

органами власти Российской Федерации, органами государственной  власти

субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является  принцип самостоятельности всех  бюджетов:

1)      право  законодательных (представительных) органов государственной

власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2)      наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня

бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  Российской

Федерации;

3)      законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

*) Бюджетный кодекс  – Консультант+

4)      право  органов государственной власти  и органов местного

самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств

соответствующих бюджетов;

5)      право  органов государственной власти  и органов местного

самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов

соответствующих бюджетов;

6)      недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе

исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами

бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления  подлежат

отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в

обязательном порядке  и в полном объеме. Все государственные  и муниципальные

расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств

государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе

Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета – каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т.е.

объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному

объему доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его

дефицита.

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что

при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных

средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с

использованием определенного  бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие  расходов означает, что все расходы  бюджета должны

покрываться общей  суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность –  это обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных

бюджетов и отчетов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе

исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению

законодательных (представительных) органов государственной власти, органов

местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств

массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам

бюджетов, в том  числе по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри

законодательного (представительного) органа государственной власти, либо

между законодательным (представительным) и исполнительным органами

государственной власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-

экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета

доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства

выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с

обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное устройство

нашего государства, которое основано на государственной  целостности, единстве

системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий

между органами государственной  власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации являются республики в  составе Российской

Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города

Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с  Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия

между органами государственной  власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Федерации, в том числе  в области бюджета.

Каждый субъект  Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены

для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам его ведения. В статье

15 Бюджетного кодекса  он назван региональным бюджетом.

Административно–территориальные(муниципальные)образования, составляющие

территорию субъекта Федерации согласно конституции  РФ, имеют свои бюджеты.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных

образований (местных  бюджетов) составляют консолидированный  бюджет субъекта

Федерации. В свою очередь свод региональных и местных  бюджетов составляют

территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром

и субъектами Федерации  являются предпосылкой финансово-бюджетного

федерализма.

     Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение  полномочий между

центральными органами власти, властями субъектов Федерации  и органами местного

самоуправления в  области финансов, в частности, в  бюджетной сфере.

*)Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе

бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов  и расходовании

бюджетных средств.

Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

1)      законодательном  разграничении полномочий по  расходам между органами

власти всех уровней  управления;

2)      обеспечении  соответствующих органов власти  необходимыми финансовыми

ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)      обеспечении  вертикального и горизонтального  выравнивания доходов всех

звеньев бюджетной  системы;

4)      наличии  единых для каждого звена бюджетной  системы формализованных

прозрачных и всем понятных методов регулирования  бюджетов;

5)      самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в

бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности

6)       бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений

использования бюджетных  средств, подконтрольности исполнения бюджета

соответствующим представительным органом власти и т.д.

В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-

бюджетного федерализма  вводится новая форма перераспределения  средств между

федеральными и  региональными бюджетами – передача средств из федерального

бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда  финансовой поддержки

регионов и расчета  размера выделяемых средств на основе специально

разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во

взаимоотношениях  между региональными и местными бюджетами. Применение его

способствует объективизации межбюджетного распределения средств.

Следует отметить, что  процесс создания финансово-бюджетного федерализма в

России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

1)      полномочия  всех уровней власти по расходам  должны полностью

соответствовать имеющимся  у них полномочиям по доходам;

2)      передача  расходов с бюджетов верхнего  уровня на бюджеты нижнего

уровня  должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми

доходами;

3)      должны  быть устранены встречные финансовые  потоки, когда доходы,

создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в

виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

4)      следует  максимально сократить использование  такой формы межбюджетных

отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам;

5)      Полный  переход на казначейскую систему.

С этой целью следует:

·        более четко разграничить бюджетные  полномочия между различными

уровнями власти;

·        фиксировать в федеральных и  региональных законодательных актах

согласованные пропорции  совместных налогов;

·        создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в

формировании территориальных  бюджетов;

·        создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах

прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения  помощи и льгот для

всех территорий;

·        внедрить в практику формирования территориальных  бюджетов

нормативно-расчетные  методы, основанные на разработке исполнительными

органами власти и утверждении представительными  органами власти минимальных

государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства