Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

     Однако  именно  бюджет,  показывая   размеры   необходимых   государству

финансовых ресурсов  и  реально  имеющихся  резервов,  определяет  налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные  направления  расходования

средств,  процентное  соотношение  расходов  по  отраслям   и   территориям,

является конкретным выражением  экономической  политики  государства.  Через

бюджет  происходит  перераспределение  национального  дохода  и  внутреннего

валового   продукта.   Бюджет   выступает   инструментом   регулирования   и

стимулирования    экономики,    инвестиционной     активности,     повышения

эффективности производства, именно через  бюджет  осуществляется  социальная

политика.

    Таким  образом, бюджет, объединяя в себе  основные  финансовые  категории

(налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является  ведущим

звеном  финансовой  системы  любого  государства   и   играет   как   важную

экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе. 
 
 

                      Список использованной литературы 

   1. Общая теория  финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова,

      Л.  П. Окунева и др.; Под ред.  Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи,

      ЮНИТИ, 1995. – 256 с. 

   2. Финансы:  Учебник для вузов. Под ред.  проф. М. В.  Романовского,  проф.

      О.  В.  Врублевской,  проф.  Б.  М.  Сабанти.   –   М.:   Издательство

      «Перспектива»;  Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с. 

   3. Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учебник   для  вузов  /  Под  ред.

      проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е  изд. 2001. – 512 с. 

   4. Илларионов  А. Эффективность бюджетной политики  России в 1994-1997 г.г.

      // Вопросы  экономики, 1998, № 2. – с. 22-23. 

   5.  Российская  газета.  –  2002.  –  28  декабря;  Приложения  5,  6   к

      Федеральному  закону «О Федеральном бюджете  на 2003 год». 

   6. Собрание  законодательства РФ № 53. –  31 декабря 2001 г. часть I. 

   7. Конституция  Российской Федерации. – Ростов  н/Д.  – Изд-во  «Фениес»,

      1999. – 64 с. 

   8. Финансы:  Учебник;  Под ред.  В.  М.  Родионовой.   -  М.:  Финансы   и

      статистика, 1995. 
 

      Финансово-кредитный   словарь;  Под  ред.  Гарбузова  В. Ф.,  Финансы  и

      статистика, 1994. 
 

   9. Федеральный  закон РФ “О федеральном бюджете  на 2002 год”            №

      194-ФЗ  от 30.12.01. 

  10. Федеральный  закон РФ “О федеральном бюджете  на 2003 год”            №

      176-ФЗ  от 24.12.02. 

  11.  www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ. 
 
 

-----------------------

                                   Бюджеты

                                  сельские 

                                   Бюджеты

                                 поселковые 

                                   Бюджеты

                           внутригородских районов 

                                   Бюджеты

                                  городские 

                                   Бюджеты

                                  районные 

                                   Бюджеты

                                   городов 

                                   Бюджеты

                                   районов 

                     Федеральные целевые бюджетные  фонды 

                                 Федеральный

                                   бюджет 

                            Бюджеты муниципальных

образований

                              (местные бюджеты) 

                               Территориальные

                                   целевые

                               бюджетные фонды 

                 Бюджеты субъектов РФ (региональные  бюджеты) 

                   Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

(территориальные  бюджеты) 

Федеральный бюджет РФ 

Консолидированный бюджет РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

1. Основы бюджетного  устройства и построения  бюджетной  системы................4

2. Межбюджетные отношения......................................................9

3. Федеральный бюджет.........................................................12

4. Региональные бюджеты.......................................................13

5. Местные бюджеты............................................................14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................18

      

Введение 

В течение длительного  времени в прошлом считалось, что государство через

налогово-бюджетную  политику определяет, в какой пропорции  объем производства

страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а

также каким образом  бремя платежей за коллективные блага  следует разделить

среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической

теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная

политика правительства  оказывает большое воздействие  на краткосрочную

динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей

доходов и расходов государства, в большей или меньшей  степени волнующей

каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На

протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и

постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и

процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные

финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не

прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством

инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо

пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит,

государственный долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить

налогообложение, уменьшить  финансирование всех секторов экономики, сократить

статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток

бюджетных средств (бюджетный  профицит) позволяет увеличить финансирование как

государственного, так  и частного сектора экономики, увеличить  трансфертные

отчисления, а так  же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как

правило, раз в  год, во время утверждения проекта  бюджета разворачивается

настоящая война  за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает

всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные

предприятия, и частный  сектор.

Как уже упоминалось  выше, множество экономистов не оставались равнодушными к

проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его

расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве

независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам  посвящено

множество экономических  работ. В настоящее время существует множество теорий,

затрагивающих различные  аспекты бюджетной сферы, начиная  от способов его

формирования и  заканчивая рекомендациями по преимущественному  финансированию

тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное

участие в жизни  страны. Наличие бюджетных средств  позволяет государству

осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной

форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству

задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного

регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим

фактором в функционировании экономики любой страны.

     1. Основы  бюджетного устройства и построения  бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией

страны и ее государственным  устройством как федеративной республики,

субъектами Федерации  которой являются республики в составе  Российской

Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с  Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10)

бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

- Федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

- Бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов

территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- Местных бюджетов.

Бюджетная система  Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21

республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых  и областных

бюджетов и бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет

автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов  и около 29 тысяч

местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Схему бюджетной  системы Российской Федерации иллюстрирует рис.1.

      
 
 
 

      
 
 
 

Бюджеты, входящие в  бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и

не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Российской Федерации не

включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в

региональные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

·        Единство бюджетной системы;

·        Разграничение расходов и доходов  между уровнями бюджетной системы;

·        Самостоятельность бюджетов разных уровней;

·        Полнота отражения доходов и  расходов бюджетов разных уровней;

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства