Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

государства и местного самоуправления.

     Расходы   госбюджета  –  это  экономические   отношения,   связанные   с

распределением   и   использованием   централизованных    денежных    фондов

государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

    Расходы   бюджета  тесно  связаны   с  функциями  государства.  У  каждого

государства есть  4  первоочередные  функции  :  экономическая,  социальная,

управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета  основное место занимают  4

группы :  экономического  назначения  (на  финансирование  НХ),  расходы  на

социально-культурные мероприятия –  финансирование  отраслей,  обслуживающих

население   ,   в   основном,   путем   предоставления   бесплатных    услуг

(здравоохранение  , образование, расходы на предоставление  социальной  помощи

отдельным слоям  и категориям населения; расходы  на управление  –  связаны  с

финансированием   органов   исполнительной   и    законодательной    власти,

осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита  есть

и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

    В соответствии  с действующим в  Российской  Федерации  законодательством

исключительно  из  федерального   бюджета   финансируются   следующие   виды

расходов:

    - обеспечение  деятельности Президента Российской  Федерации, Федерального

      Собрания  Российской Федерации, Счетной   палаты  Российской  Федерации,

      Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации,  федеральных

      органов  исполнительной власти и их  территориальных органов;

    - функционирование  федеральной судебной системы;

    - осуществление  международной деятельности в   общефедеральных  интересах

      (финансовое  обеспечение  реализации  межгосударственных  соглашений  и

      соглашений  с международными финансовыми  организациями,  международного

      культурного,  научного  и  информационного   сотрудничества  федеральных

      органов   исполнительной  власти,   взносы   Российской   Федерации   в

      международные  организации, другие  расходы   в  области  международного

      сотрудничества);

    -  национальная  оборона   и   обеспечение   безопасности   государства,

      осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

    -  фундаментальные   исследования   и   содействие   научно-техническому

      прогрессу;

    - и т.  д. 
 
 

                      2. Анализ федерального бюджета  РФ 

    Так как  федеральный бюджет является  ведущим звеном финансовой системы   и

в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой  взгляд,

важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

    Проведя   анализ  доходной  части  федерального  бюджета  РФ,  мы  сможем

увидеть  значимость  и  доходность   тех   показателей,   которые   приносят

государству доход  и  тем  самым  позволяют  ему  успешно  функционировать  и

наращивать свой социально-экономический потенциал.

    Анализ  расходной части даст на картину  тех необходимых  затрат,  которые

возникают в процессе выполнения  государством  своих  функций.  Эти  затраты

выражают экономические  отношения,  на  основе  которых  происходит  процесс

использования средств  централизованного фонда денежных  средств  государства

по различным направлениям. 
 
 

                 2.1. Анализ доходов федерального  бюджета РФ 
 

   Состав и  структура доходов федерального  бюджета РФ на 2002 и 2003 года 

|Наименование                   |2002 год           |2003 год           |

|показателей                    |                   |                   |

|                               |сумма,     |% к    |сумма,     |% к   |

|                               |тыс. руб.  |общей  |тыс. руб.  |общей |

|                               |           |сумме  |           |сумме |

|I. Налоговые доходы            |1726310100,|81,21  |1892363700,|78,27 |

|1. Налог на прибыль            |0          |9,76   |0          |7,43  |

|1.1. Налог на игорный  бизнес   |207443700,0|0,05   |179550500,0|0,05  |

|2. Налог на товары  и услуги.   |           |       |           |      |

|Лицензионные и регистрационные |1009200,0  |47,0   |1255200,0  |48,76 |

|сборы                          |           |       |           |      |

|2.1. НДС на товары,            |999127100,0|27,19  |1178971200,|28,56 |

|производимые на территории РФ  |           |       |0          |      |

|2.2. НДС на товары, ввозимые на|           |9,20   |           |10,58 |

|территорию РФ                  |577987500,0|10,58  |690453600,0|9,57  |

|2.3. Акцизы                    |           |       |           |      |

|2.4. Лицензионные  и            |           |0,04   |           |0,06  |

|регистрационные сборы          |195520500,0|0,27   |255764900,0|0,35  |

|3. Налог на совокупный  доход   |           |0,04   |           |0,03  |

|4. Налог на операции  с ЦБ      |224815000,0|       |231368300,0|      |

|5. Платежи за пользование      |           |8,64   |           |7,57  |

|природными ресурсами           |           |       |           |      |

|6. Налог на внешнюю  торговлю и |804100,0   |15,25  |1384400,0  |13,90 |

|внешнеэкономические операции   |5677600,0  |5,58   |8478400,0  |6,22  |

|6.1. Ввозные таможенные  пошлины|920000,0   |9,66   |840000,0   |7,68  |

|                               |           |0,12   |           |0,22  |

|6.2. Вывозные таможенные       |183715700,0|       |183129500,0|      |

|пошлины                        |           |       |           |      |

|7. Прочие налоги, пошлины и    |           |       |           |      |

|сборы                          |324108900,0|       |335975500,0|      |

|                               |           |       |           |      |

|                               |118669000,0|       |150355900,0|      |

|                               |           |       |           |      |

|                               |205439900,0|       |185619600,0|      |

|                               |           |       |           |      |

|                               |2458500,0  |       |5418600,0  |      |

|II. Неналоговые сборы          |104284200,0|4,91   |145721800,0|6,03  |

|1. Доходы от имущества,        |           |       |           |      |

|находящегося в гос. и муницип. |           |       |           |      |

|собственности и от их          |           |2,37   |           |3,44  |

|деятельности                   |50472500,0 |       |83158800,0 |      |

|2. Доходы от продажи           |           |0,01   |           |10-6  |

|нематериальных активов         |290000,0   |       |200,0      |      |

|3. Административные  платежи и  |           |0,04   |           |0,06  |

|сборы                          |804100,0   |       |1406500,0  |      |

|4. Штрафные санкции,  возмещение|           |0,08   |           |0,06  |

|ущерба                         |1691400,0  |       |1353600,0  |      |

|5. Доходы от                   |           |2,25   |           |2,31  |

|внешнеэкономической            |47911900,0 |0,15   |55932700,0 |0,16  |

|деятельности                   |3114300,0  |       |3870000,0  |      |

|6. Прочие неналоговые  доходы   |           |       |           |      |

|III. Доходы целевых  бюджетных  |13893900,0 |0,65   |14066300,0 |0,58  |

|фондов                         |           |       |           |      |

|IV. Единый социальный  налог,   |281230000,0|13,23  |365640000,0|15,12 |

|зачисляемый в федеральный      |           |       |           |      |

|бюджет                         |           |       |           |      |

|ВСЕГО ДОХОДОВ                  |2125718200,|100    |2417791800,|100   |

|                               |0          |       |0          |      | 
 
 

    Как видно  из бюджетов на 2002 и 2003  года  главным  источником  доходов

федерального бюджета  являются налоговые доходы (81 % и 78 %).  Из  налоговых

доходов  государства  наиболее   весомыми   налогами   являются   налог   на

добавленную стоимость  и акцизы –  почти  достигают  половины  всех  доходов,

поступающих в бюджет. Налог на прибыль составляет примерно 10 %.  Налоги  на

внешнюю торговлю и  внешнеэкономические операции – 14-15 %.

      Необходимо   отметить,   что   ряд   федеральных   налогов    являются

регулирующими, т. е. часть из них направляются  в  бюджеты  субъектов  РФ  и

местные бюджеты. Полностью  в  федеральный  бюджет  поступают  такие  налоги,

как, например, акцизы на  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ,  таможенные

пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

     Вторую  группу  составляют  неналоговые   доходы,  причем  на  2003  год

запланировано собрать  примерно на 1 %   больше,  чем  было  запланировано  в

2002 году. Это очень  важный источник  дохода,  так   как  казалось  бы  такой

незначительный прирост  дает возможность получения дохода  на  41437600  тыс.

рублей больше предыдущего  года.

    Третья  группа – поступления от  целевых   бюджетных  фондов  (Федеральный

дорожный фонд, Федеральный  экологический  фонд,  Фонд  развития  таможенной

системы и др.).

    Особой  группой поступления доходов   является  единый  социальный  налог,

зачисляемый в федеральный  бюджет, который  взимается  с  налогоплательщиков-

работодателей (организаций,  индивидуальных  предпринимателей,  крестьянских

хозяйств,  физически   лиц).   В   2003   году   единый   социальный   налог

предполагается собрать  примерно на 2 %  больше,  чем  в  2002  году,  а  это

принесет немалые  доходы. 
 
 

                2.2. Анализ расходов федерального  бюджета РФ 
 

             Состав и структура расходов  федерального бюджета РФ 

                             на 2002 и 2003 года 

|Наименование                  |2002 год           |2003 год           |

|показателей                   |                   |                   |

|                              |сумма,     |% к   |сумма,     |% к   |

|                              |тыс. руб.  |общей |тыс. руб.  |общей |

|                              |           |сумме |           |сумме |

|1. Государственное  управление |           |      |           |      |

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства