Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)
t-align:justify;line-height:18pt">Классификацию бюджетных  расходов можно характеризовать  с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства. К таким признакам можно отнести следующие:

• иерархию уровня власти или  уровень управления;

• направленность расходов;

• экономическое содержание расходов;

• эффективность расходования средств;

• территориальность расходов;

• подведомственность расходов;

• характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен  признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства. В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы

деятельности:

• управление (государственного, регионального, муниципального);

• оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

• социальное обеспечение  и здравоохранение;

• образование и наука;

• международная деятельность;

• экономика (промышленность, энергетика, строительство);

• сельское хозяйство и  рыболовство;

• инфраструктура;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• государственные долги  и т. д.

По экономическому содержанию бюджетные средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По экономическому эффекту  расходы подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации расходов положен признак, характеризующий вклад денежных средств из бюджета в сферу,

которая развивается и дает доход в бюджет или только работает на потребление. Производительные расходы бюджетов — это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических основ народного хозяйства. К ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства, научные исследования и т. д. Непроизводительные расходы не дают прироста имущественных достояний или не укрепляют экономические основы народного хозяйства. К ним относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д. Долговые расходы являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму долга (внешнего и (или) внутреннего).

По характеру потребностей в средствах расходы бюджета  подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. К обыкновенным расходам относят расходы, которые отвечают постоянным потребностям государства, которые покрываются за счет налоговых поступлений и деятельности предприятий

(федеральных, региональных, местных). Чрезвычайные расходы обусловлены  случайными и изменчивыми потребностями.  Их покрытие обеспечивается за  счет продажи имущества, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований  (внешних, внутренних), введения новых  налогов и т.д.

По территориальности  расходы можно подразделить на два уровня: внутренние и внешние. К внутренним расходам относят все расходы по обеспечению всех сфер деятельности общества и государства, в том числе погашение внутренних долгов за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. К внешним расходам относят расходы на международную деятельность, покрытие внешних долговых обязательств Правительства РФ и правительств субъектов РФ. В соответствии с подведомственностью получателей бюджетных средств бюджетные расходы классифицируют по подведомственному признаку на расходы министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий и т. д. Анализ приведенных признаков классификации расходов бюджетов свидетельствует, что наиболее существенными из них являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые в полной мере позволяют характеризовать расход бюджетных средств любого уровня бюджетной системы.

 

2. Характеристика  бюджетной системы

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней.

Федеративное государство  представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ. В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

 

2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ.

 Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характеpa, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий. Доход федерального бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений  относятся:

• федеральные налоги и  сборы;

• таможенные пошлины и  сборы;

• пени и штрафы.

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

• от использования имущества, находящегося в государственной  собственности;

• от продажи или другого  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  собственности;

• от платных услуг, оказываемых  органами государственной власти и  бюджетными организациями;

• полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

• от других неналоговых  источников дохода.

В доходах бюджета от неналоговых  источников учитываются:

• средства, полученные в  виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;

• средства, полученные в  виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной  собственности, под залог или  в доверительное управление;

• средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд

• средства, полученные от продажи (приватизации) имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходы от внешнеэкономической  деятельности;

• плата за пользование  предоставленными бюджетными средствами;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

• часть прибыли государственных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;

• доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения