Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

- органы государственной  власти субъектов РФ в законодательном  порядке (за исключением закона  субъекта РФ о бюджете субъекта  РФ на очередной финансовый  год или иного закона субъекта  РФ на ограниченный срок действия) могут устанавливать для муниципальных  образований субъекта РФ нормативы  отчислений в местные бюджеты  от отдельных федеральных и  региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными  налоговым режимами, подлежащих  зачислению в бюджет субъекта РФ. При этом должны раздельно устанавливаться нормативы для всех поселений и единые нормативы для всех муниципальных районов субъекта РФ; нормативы отчислений в бюджеты городских округов субъекта РФ определяются как сумма нормативов, установленных для поселений и для муниципальных районов;

- органы местного самоуправления  муниципальных районов своими  решениями (за исключением решения  о бюджете муниципального района  на очередной финансовый год  или иного решения на ограниченный  срок действия) могут устанавливать  единые для всех поселений  муниципального района нормативы  отчислений в бюджеты поселений  от федеральных, региональных  и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами, подлежащих  зачислению в бюджет муниципального  района;

- органы государственной  власти субъектов РФ (законом  субъекта РФ о бюджете субъекта  РФ на очередной финансовый  год) могут устанавливать дополнительные  нормативы отчислений в местные  бюджеты от налога на доходы  физических лиц, подлежащего зачислению  в бюджет субъекта РФ. Дополнительные  нормативы могут утверждаться  с целью полной или частичной  замены дотаций, причитающихся  муниципальным образованиям из  региональных фондов финансовой  поддержки поселений и региональных  фондов финансовой поддержки  муниципальных районов городских  округов; 

- органы государственной  власти субъектов РФ обязаны  установить единые и (или) дополнительные  нормативы отчислений в местные  бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога;

- органы государственной  власти городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга (законами указанных субъектов  РФ) определяют порядок установления  значений нормативов отчислений  от федеральных и региональных  налогов и сборов, а также налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами, в бюджеты внутригородских  муниципальных образований .

Вопрос об уровне собственных (ранее закрепленных) бюджетных доходов  является одним из ключевых при определении  бюджетной самостоятельности муниципальных  образований. Изменение понятия «собственные доходы» и включение в него не только налоговых платежей, но и отчислений от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам, утверждаемым на временной основе (на очередной финансовый год), а также безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней, за исключением субвенций компенсационного характера, вызывает неоднозначную реакцию в научных кругах и среди практических работников. Многие специалисты считают, что данные новации не в полной мере отвечают интересам сокращения дифференциации местных бюджетов по обеспечению собственными доходами и повешению заинтересованности органов местного самоуправления в росте налоговой базы и собираемости доходов. Кроме того, проблема зависимости муниципальных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня в данном аспекте лишь «затушевывается». Подтверждением этому являются следующие факты.

Изменение налогового и бюджетного законодательства привело к увеличению централизации доходных источников в пользу региональных бюджетов. Пропорции  формирования доходов консолидированных  бюджетов субъектов РФ между региональными  и местными бюджетами изменились с 60% и 40% в 2005 г. на 70% и 30% в 2006 г. соответственно.

 

 

3.2. Проблемы сбалансированности  бюджетов разных уровней и перспективы их решения.

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов большое значение имеет сбалансированность доходов и расходов, т. е. в бюджете любого уровня должно выполняться условие где — общая сумма доходов и расходов бюджета (федерального, регионального, местного) соответственно.

В процессе исполнения бюджета  может возникнуть ситуация, при которой  сумма доходов превысит сумму  расходов, такое явление в бюджете  называют профицитом. Если в процессе исполнения бюджета обнаружится превышение расходов над доходами, такое состояние называют

дефицитом.

Если в процессе исполнения бюджета окажется, что доходы и  расходы сопоставимы, бюджет называют бездефицитным.

Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются, как правило, без профицита. В случае, если в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов обнаружится профицит бюджета, то до его утверждения производится его сокращение по схеме:

• сокращается привлечение  доходов от продажи государственной  и муниципальной собственности  и/или доходов от реализации государственных запасов и резервов;

• предусматривается направление  бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• предусматривается увеличение расходов бюджета;

• сокращаются налоговые  доходы бюджета.

Если оказывается, что  доходы превышают расходы без учета расходов на обслуживание государственного долга, то профицит называют первичным. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются источники  его покрытия в виде внутренних и  внешних заимствований и другие средства.

В процессе исполнения бюджета  размер дефицита федерального бюджета  не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной  власти. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы;

• поступления от продажи  имущества, находящегося в государственной собственности;

• сумма превышения доходов  над расходами по государственным  запасам и резервам;

• изменение остатков средств  на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники'.

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств;

• кредиты банков и фирм иностранных государств;

• кредиты международных  финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

• государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных  организаций;

• поступлений от продажи  имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

• изменений остатков средств  на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут  быть только внутренние источники в  виде:

• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных  ценных бумаг;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных  организаций;

• поступлений от продажи  имущества, находящейся в муниципальной собственности;

• изменений остатков средств  на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государствен-

ных ценных бумаг с различными сроками погашения. Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения