Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет и бюджетная система в РФ.docx

— 107.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1.Экономические и организационно-правовые  основы бюджетного устройства  и бюджетной системы РФ………………………………………..…7

1.1.Понятие и функции  бюджета как экономической категории…………..…7

1.2.Организационные основы  бюджетного устройства РФ. Бюджетные  права органов государственной  власти и местного самоуправления………………10

1.3.Принципы построения  бюджетной системы………………………………15

1.4.Бюджетная классификация  в РФ……………………………………………22

2.Характеристика бюджетной  системы РФ……………………………………29

2.1.Федеральный бюджет  как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30

2.2.Бюджеты субъектов РФ  и их роль в финансировании  региональных социально-экономических  программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33

2.3.Местные бюджеты как  финансовая основа деятельности  органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37

2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41

3.Проблеммы развития бюджетной  системы в России и перспективы  их решения…………………………………………………………………………..49

3.1.Укрепление доходной  базы реструктуризация расходов  бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55

3.2.Проблеммы сбалансированности  бюджетов разных уровней и  перспективы их решения……………………………………………………...58

3.3.Укрепление  бюджетного  федерализма как стратегическая  цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62

Заключение………………………………………………………………………66 
Введение.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов  власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального  развития соответствующих территорий.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

В организации бюджетных  отношений России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Все это позволяет  утверждать, что взаимоотношения  между звеньями бюджетной системы  РФ уже переведены в качественно  иной, более рациональный режим функционирования.

Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной  системы России в соответствие с  принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма  их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности  за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и  исполнительных органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

        Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Задачи работы обусловлены  ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

  • раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
  • дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
  • показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Объектом настоящей курсовой работы выступает бюджетная система  РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Структурно работа включает в себя введение, где реализуются  постановка цели и задач исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по исследованию, списка использованной литературы.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных авторов в становления  и развития бюджетной системы, учебные  и учебно-методические пособия, научные  публикации, периодические издания, посвященные тематике изучения.

В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическое и организационно-правовые основы бюджетного устройства и БС РФ.

1.1.Понятие и  функции бюджета как экономической  категории

В настоящее время бюджет является центральным элементом  финансовой системы страны. Необходимо подчеркнуть, что бюджет может рассматриваться  с экономических и юридических  позиций. (рис.1)

 

 

 

Согласно официальному определению  бюджет – форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и  местного самоуправления.

Государственный бюджет как  основной финансовый план государства  дает органам власти для реальной экономической возможности осуществления  властных полномочий.

Через бюджет мобилизируются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения.  Данные средства направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создания государственных материальных и финансовых резервов.

С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плотильщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и тем самым определяют налоговую политику в стране. Он фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и ВВП. Бюджет определяет экономические отношения, является инструментом мобилизации  средств во всех секторов экономики  для проведения государственной  внешней и внутренней политики.

В рамках бюджета предоставляются  субсидии, дотации, бюджетные кредиты  с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований. Под субсидиями понимается бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотации – бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ  на безвозмездной и безвозвратной основе.

Бюджетные кредиты – форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или  другому бюджету на возвратной и  возмездной основах.

Основное назначение бюджета  состоит в том, что он позволяет  аккумулировать публичные денежные фонды в руках государства  и использовать их для различных  программ. Однако помимо данной задачи бюджет выполняет следующие функции:

-распределительная функция  -  посредством поступлений в  бюджет осуществляются формирования государственных финансов и их распределение. Через бюджет осуществляется перераспределение ВВП, что предает бюджету макроэкономическое регулятивное значение.

-аналитическая – классификация  и систематизация действующих  потребностей и возможностей  общества и государства. 

Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения